Цели:
- Обобщить знания учащихся о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в словах и умении применять их при написании слов.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через групповую форму работы, использование элемента соревнования.
- Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: компьютер, карточки, перфокарты, веера, сигналы (красный, зелёный), презентация.
Технологии: информационные, личностно-ориентировочные; групповая форма работы учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и целей урока.
– Ребята, посмотрите внимательно на игровое поле. (Слайд 4) Что вы видите? (Буквы) Что о них можно сказать? На какие группы можно разделить? Какие? (Гласные, согласные. А согласные еще можно разделить на звонкие и глухие) (Слайды 5-6)
Попытайтесь определить тему и цели урока. (Слайд 7)
III. Актуализация знаний учащихся по повторению изученных орфограмм.
– Эту тему мы сегодня повторим и если кто-то, что не понял, постарайтесь быть внимательными и активными, слушайте своих товарищей и все трудности останутся позади. А самые активные и внимательные получат призы. Командиры групп будут оценивать работу группы на листиках. За правильно выполненные задания ставите +.
– Поработаем с безударными гласными. Как проверить безударный гласный? (Слайд 8).
– Подберите проверочные слова. Покажите сигналы – все смогли справиться с заданием или нет? В чем трудность?
(Слайд 9) Проблема: Все ли безударные гласные можно проверить?
IV. Словарно-орфографическая работа.
(Слайд 10)
1 группа – «Животные»,
2 группа – «Школа»,
3 группа – «Птицы»
4 группа – Исправить ошибки в словах, записать слова правильно.
5 группа – Вставить буквы, записать слова правильно
Взаимопроверка.
– Составить предложение из слов, подчеркнуть грамматическую основу. (Слайды 11)
Проверка – сигналы.
Оценить работу группы.
V. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.
(Слайд 12)
(В это же время 1 группа получает индивидуальные задания)
– Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
– Как проверить безударный гласный звук?
– Соедини линиями парные согласные звуки.
– Как проверить парный согласный звук в конце слова?
– Приведите примеры слов с безударными гласными и парными согласными.
(Слайды 14-15)
– Запишите слова в два столбика: 1 – безуд. гл.; 2 – парн. согл. : трава, зуб, суп, доска, зима, медведь, снег.
(Время – 5 мин.) Проверка – сигналы.
Оценка работы групп
VI. Индивидуальные задания.
(Слайд 13)
- Работа с перфокартой «Безударные гласные»
- Работа у доски – Вставь пропущенные буквы. Определи орфограммы.
- Работа у доски – Транскрипция слова: гриб.
- Исправь ошибки в тексте (текст на доске)
- Работа с перфокартой «Парные согласные».
VII. Физкультминутка.
(Слайд 16)
– Я буду называть слова с безударными согласными и парными согласными. Если в слове безударный – приседаете, если парный согласный – руки вверх, прогнуться.
А теперь, ребятки, время для зарядки.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VIII. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
А)
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица, волшебница – Зима.
(Слайд 17)
– Какое время года наступило? Внимательно посмотрите на картину. Какие чувства вы испытываете, глядя на неё? Какое настроение?
– Зима приносит в нашу речь зимние слова, часто с неба сыплется снег. Какой? (Белый, пушистый, сверкающий, переливающийся на солнце, долгожданный…)
Б) – К нам на урок залетели волшебные тучки. Что вы на них заметили? (Слова.) Какие это слова? (С нашими орфограммами.) Назовите слова с безударными гласными, парными согласными. Составьте предложения, используя 2-3 слова, и запишите их. Проверка: чтение предложений 2-3 учащимися.
– Скажите, у кого были слов затруднения в написании слов в предложениях? Как же проверим безударный гласный? Парный согласный?
IX. Подведение итога.
(Слайд 18)
– Игра «Выбери букву». С тучек упали снежинки и закрыли буквы в словах, выбери букву и обоснуй.
– Знание, каких орфограмм поможет вам в написании слов?
(Слайды 19-20)
Ребята, мне понравилось, как вы работали на уроке. Командиры посмотрите на листики и оцените работу своей группы.
- Моя группа заработала …
X. Домашнее задание
(Слайд 21)
XI. Рефлексия
(Слайд 22)
Продолжи предложения:
- Я повторил (а) …
- Мне понравилось …
- Я вспомнил (а) …
- Я хотел (а) …
- Моя группа работала …
Самоанализ урока – Приложение 1, Задания – Приложение 2.