Урок природоведения "В судьбе природы – наша судьба" с использованием ИКТ

Разделы: Биология, Информатика, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Невежество и равнодушие – величайшее препятствие на пути охраны природы
Р. Парсон

Форма урока: урок-соревнование.

Тип урока: повторение и обобщение знаний, закрепление навыков работы на компьютере, чтения, быстроты мышления.

Вид урока: проблемно-ориентированный.

Цель урока: формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.

Задачи урока:

  • образовательные: расширить знания обучающихся об экологии родного края, показать важность влияния человека на экологическую обстановку
  • развивающие: способствовать развитию творческих способностей, навыка работы на компьютере, исследовательских навыков обучающихся через организацию самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе и мультимедийными
  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности у детей за судьбу родного края, способствовать формированию бережного отношения к природе и культуры поведения

Оборудование: Компьютеры – 3 (сеть), мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, видеоматериал «Экология и культура – будущее России», программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point.

Предварительная подготовка:

Учитель:

  • подбор материала по экологии Кузбасса;
  • формирование команд;
  • жеребьёвка;
  • составление конкурсных заданий;
  • подбор видеоматериала, музыкального сопровождения;
  • оформление книжной выставки;
  • создание слайд-презентации (приложение 1);
  • приглашение жюри. Председатель жюри – директор школы, члены жюри – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, 2 обучающихся 9 класса.

Ученики:

  • представление команды (название, эмблема, приветствие);
  • создание слайд-презентации;
  • подготовка физкультминутки (приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент

(Слайд 1)

  • Приветствие
  • Рассаживание команд
  • Представление жюри

2. Вступительное слово учителя:

Ребята, мы не случайно проводим этот урок 22 апреля. Сегодня Всемирный день Земли, который официально был признан в 1971 году, а в России он отмечается с 1998 года. Сейчас вы посмотрите фрагмент видеофильма «Экология и культура – будущее России». Будьте очень внимательны: после просмотра мы обсудим то, что вы увидели.

3. Просмотр фрагмента видеофильма «Экология и культура – будущее России»

(Слайд 1)

4. Обсуждение фрагмента 

  • Какие экологические проблемы затронуты в фильме?
  • Почему важно охранять природу?
  • Что нужно делать для сохранения природы?
  • Как называется документ, содержащий правила обращения с природой?
  • Можно ли жить в гармонии с природой?

5. Основная часть.

(Слайд 1)

Учитель: Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Кузбасс.

Поведу я свой рассказ
Про известный всем Кузбасс.
Нет для нас дороже края,
Скажу прямо, без прикрас!
Есть немалые запасы
«Злата чёрного» – угля,
И других даров немало
Приготовила Земля. (Слайд 2)

Посмотрите на карту нашей Родины – Кемеровская область расположена почти в самом её центре. (Слайд 2)

Ученик:

Мой милый край –
Земля, где я родился,
Где первые тропинки протоптал.
С тобою сердцем
С детства я сроднился,
Тебя я Малой Родиной
Назвал. (В. Дмитриев)

Учитель: К сожалению, в настоящее время в Кузбассе сложилась не простая экологическая ситуация. Наш земляк, Л.И. Соловьёв, известный в Кузбассе и за его пределами учитель географии и краевед, сказал: «Правительство Российской Федерации признало наш край зоной экологического бедствия» [9; 378]. Во второй половине XX века была принята Красная книга Кемеровской области. Природа сможет прожить без человека, а вот человек без природы?.. Конечно же, нет. Соответственно, все мы должны бороться за сохранение природы, сохраняя тем самым своё здоровье, своё благополучие и свою жизнь. А что каждый из вас, ребята, может сделать для сохранения природы? Давайте мы с вами это выясним. Я предлагаю провести сегодня урок-соревнование на тему «В судьбе природы - наша судьба».

Ребята, вы заранее разделились на две команды и получили домашнее задание:

  1. Придумать название, эмблему, девиз и приветствие
  2. Создать слайд-презентацию на тему «По страницам Красной книги Кемеровской области»
  3. Подготовить физкультминутку

Я вижу, что команды готовы, и мы начинаем соревнование!

I конкурс «Приветствие» (Слайд 2)

Команды выходят для своего представления, согласно жеребьёвке (приложение 3)

II конкурс «Разминка» (Слайды 2-3)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игру «да-нет». Откройте презентацию на своих рабочих столах. Вы видите утверждения и два варианта ответов: «да» и «нет». На правильный ответ наведите курсор и кликните по нему. Квадратик изменит цвет. Условие: ответить быстро и правильно, исправлять ответы нельзя. Затем – проверка: на доске появятся слайды, на которых происходит озвучивание выбранных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Белка – самый многочисленный грызун наших лесов. Да. Нет.
  2. Желтоголовый королёк – самая крупная птица Кузбасса. Да. Нет.
  3. Росянка – растение, питающееся насекомыми. Да. Нет.
  4. В нашей области обитают ядовитые пауки. Да. Нет.
  5. Божьи коровки – это жуки-хищники. Да. Нет.
  6. Клёст выводит птенцов в февральскую стужу. Да. Нет.
  7. Кукушка вьёт гнездо. Да. Нет.
  8. Пион уклоняющийся – лекарственное растение, занесённое в Красную книгу нашей области. Да. Нет. (приложение 4)

III конкурс «Правила поведения в лесу» (Слайды 4-5)

Оказавшись в лесу, мы часто не задумываемся о том, как правильно себя вести, чтобы не навредить природе. Откройте презентации на рабочих столах. На слайде у каждой команды по три картинки. Задание для команды «Глобус» - придумайте правила обращения с дикими животными, а для команды «Одуванчик» – с дикими растениями. Наберите текст в пустых окошках под картинками. Время на выполнение задания – 5 минут. (приложение 5, приложение 6)

IV конкурс «По страницам Красной книги» (Слайд 6)

В любом уголке природы нам могут встретиться животные и растения, занесённые в Красную книгу. Чтобы не навредить, их нужно хорошо знать. А вы знаете охраняемые виды нашего края? Сейчас проверим! К этому конкурсу команды готовились заранее. И мы с удовольствием посмотрим созданные презентации! (приложение 7, приложение 8)

V конкурс «Проверь себя» (Слайды 6 -7)

А сейчас, ребята, вам предстоит пройти тестирование. Тест находится в презентации на рабочем столе. Откройте её, прочитайте внимательно вопрос. Курсором выделите правильный вариант ответа и измените цвет текста. Подобным образом ответьте на остальные вопросы. Затем проведём проверку. На доске появится этот же тест, по клику мыши на слайде правильный ответ будет выделен курсивом и другим цветом. Время не размышление – 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 балл + 5 баллов за быстроту. (приложение 9)

  1. Что изучает экология?
    а) строение растений;
    б) взаимоотношения между организмами;
    в) жизнедеятельность растений;
    г) неживую природу.

  2. Оболочка Земли, населённая живыми организмами, называется:
    а) литосферой;
    б) биогеоценозом;
    в) биосферой;
    г) атмосферой.

  3. Кемеровская область образована:
    а) 18 июня 1923 года;
    б) 26 января 1943 года;
    в) 3 октября 1948 года;
    г) 27 марта 1932 года.

  4. Площадь Кемеровской области:
    а) 93, 4тыс. кв. км;
    б) 78,6 тыс. кв. км;
    в) 61,9 тыс. кв. км;
    г) 95,7 тыс. кв. км.

  5. Красная книга состоит из категорий:
    а) исчезающие и сокращающиеся в численности виды;
    б) редкие виды;
    в) малоизученные и восстановленные виды;
    г) все перечисленные категории.

Физкультминутка (приложение 10)

VI конкурс «Строитель» (Слайд 7-8) На рабочем столе вашего компьютера откройте презентацию «Цепи питания». Придерживаясь алгоритма, постройте возможные схемы цепей питания из предложенных рисунков. Время – 3 минуты. За каждую схему команда получает 1 балл. (приложение 11)

VII конкурс «Путаница» (Слайд 8)

Наверное, все вы умеете и любите собирать пазлы. Я предлагаю показать свои навыки. Собрав пазлы, вы увидите картинку с изображением экологической проблемы. Пожалуйста, озвучьте проблему и предложите способы её решения. Время – 5 минут. (приложение 12). Как только учащиеся соберут бумажные пазлы, на доске появляется слайд с изображением предложенной картинки. (Слайд 8)

На фоне песни Л. Лещенко «Родная Земля» слайды с фотографиями природы родного края, сделанные учениками (Слайд 9)

Учитель:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею, и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами:
Такая планета нужна нам с вами.

Учитель: Наше соревнование подошло к концу. Осталось подвести итоги. Слово предоставляется председателю жюри.

6. Подведение итогов и объявление результатов. 

Учитель: Ребята, давайте подведём общие итоги урока. Для этого предлагаю всем вместе составить обращение к жителям Кузбасса. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и их необходимо вставить. (Слайд10)

Дорогой житель Кузбасса!
Наш край ___________ реками, лесами, животными и разными полезными ископаемыми.
Для защиты некоторых видов живых организмов была создана ___________________ книга Кемеровской области.
В _________________ книгу Кемеровской области занесено _____ видов растений и _____ видов животных.
Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все вместе, то ________________ природу.
Ученики __________ класса.

7. Домашнее задание:

(Слайд10)

  • сочините сказку по картинке (приложение 13)
  • придумайте и нарисуйте плакат на тему «Природа в опасности!» в программе «Paint» (по желанию)

8. Рефлексия:

(Слайд 11)

Посмотрите, ребята, я нарисовала цветок, но он получился каким-то безликим, давайте его оживим. Для этого откройте презентацию на рабочем столе. Видите, а у вас целый букет оказался безликим. Чтобы показать, какое впечатление у вас осталось после урока, скопируйте весёлого или грустного смайлика и вставьте его в центр цветка. (приложение 14)

Перечень использованных источников:

Литература

  1. Дмитриева, Т.А. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст] / Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленко, С.В. Суматохин и др.- М.: Дрофа, 1999. – 432 с. – (Большая библиотека «Дрофы»)
  2. Дмитриев, В.И. К сердцам стихами прикоснусь: стихи [Текст] / В.И. Дмитриев.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007-147с.
  3. Ёлкина, Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / сост. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития, 2005.-224 с.: ил.- (Игра, обучение, развитие, развлечение)
  4. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных [Текст] / под ред. Т.Н. Гагиной, Н.В. Скалона. – Кемерово: Книжное издательство, 2000.-280с., ил.
  5. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст] / под ред. И.М.Красноборова. – Кемерово: Книжное издательство, 2000.-248с, ил.
  6. Мухамадиярова, Э.М. Игра «Экология и мы » [Текст]/ Э. М. Мухамадиярова// Научно-методический журнал «Классный руководитель». М., - 2008.- №3,- с.96-101
  7. Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 3 класс/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 1998.- 64 с.: ил.
  8. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста учебно-методическое пособие: [Текст] / Т.А. Скалон; под общей ред. О.А. Свиридовой, О.А.Никифоровой.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008.-153 с.: [18] с цв. ил.
  9. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. -384с.
  10. Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово, 2008.- 407 с.: ил.
  11. Соловьёв, Л.И. Творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области [Текст]: рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: / Л.И.Соловьёв. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003.-184с.: ил.
  12. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» / Сонин. – М. : Дрофа, 2009. – 60, [4] с.

Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki350px-Map_of_Russia_-Kemerovo_Oblast_%282008-03%29_svg
  2. ru.wikipedia.org/wiki275px-Nuphar_lutea_%28habitus%29
  3. ru.wikipedia.org/wiki275px-Pulsatilla_vulgaris-700px
  4. ru.wikipedia.org/wiki275px-Sympetrum_flaveolum_-_side_%28aka%29
  5. ru.wikipedia.org/wiki275px-Eagle_Owl_IMG_9203
  6. ru.wikipedia.org/wiki265px-Bumblebee_2006
  7. ru.wikipedia.org/wiki275px-world
  8. ru.wikipedia.org/wiki265px-Trollius-055
  9. photo.i.ua/user/260481/222443/5952483/
  10. www.funnyfoto.ru/photo/animals/koshki/4-7-0-0-2

Видеоматериал «Экология и культура – будущее России» [Электронный ресурс]: Ассоциация: Экология и культура – будущее России. Развитие молодёжного движения. Центр экологической политики и культуры. Общероссийская общественная организация. - Режим доступа: www.ecoyouth.ru/index.php?cnt=2 - Загл. с экрана.