Урок окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России". Тема: "Где зимуют птицы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А Плешаков, кормушка для птиц, рисунки, альбомные листы, клей, конверты с деталями птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
повязалася сосна.
С. Есенин (Слайд 2)

– О каком времени года это стихотворение?

– Назовите приметы зимы.

Зима. Вся живая природа готовилась к ней. Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы?

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Давайте прочтем его.

(Открывается запись «Где зимуют птицы?») (Слайд 3)

III. Работа над новым материалом.

Может, вы мне сразу на него ответите?

– Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.

– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?

(Слайд 4)

Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края.

Работа по учебнику. с.77

Почему ласточка улетает в теплые края?

– Почему журавль улетает?

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других.

Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

– Как же это удалось сделать ученым?

– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 5) Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. (Показ по карте мест миграцию птиц). (Слайд 6) Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.

Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.

– Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Отгадайте загадки о птицах.

Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка) (Слайд 7)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль) (Слайд 8)

Стихотворение о журавле.
Длинноногий, длинношеей,
длинноклювый
С телом серым
Ходит по болотам грязным
Ловит там лягушек
Бестолковых попрыгушек.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это …(соловей) (Слайд 9)

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) (Слайд 10)

Стихотворение о скворце.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый скворец.

В лесу одна смешная птица
весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!». (Слайд 11)

Стихотворение о кукушке.
На верхушке дерева
Прячется кукушка
Птичьи сообщения
Слушает опушка:
«Очень скоро солнышко
Будет тут как, –
До его прибытия
несколько минут!»

IV. Физминутка.

Гуси серые летели
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

V. Работа по учебнику, с.76.

Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

(Показ картинки с изображением птицы).

– А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 12)

Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.

Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Слайд 13)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором». (Слайд 14)

Стихотворение о дятле.
– Что ты, дятел,
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!
– Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.

Сова. Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками. (Слайд 15)

Стихотворение про сову.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и совы.

И все-таки тяжело им зимой. Из десяти доживают до весны одна-две.

Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.

– За какими птицами вы наблюдали зимой? (Ответы детей).

– Как можно помочь птицам зимой? ( Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)

– У нас тут есть кормушка – зимняя столовая для птиц.

– А какое же меню предлагается для птиц? Посмотрим.

(Зачитывается список продуктов. Зерно, молоко, рыба, несоленое сало, конфеты, пшено, хлебные крошки, семечки).

– Скажите, ребята все ли подходит для питания птиц? (Слайд 16)

– А теперь посмотрим, кто же прилетел на нашу кормушку? Отгадайте загадки. (Слайд 17)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (Снегирь)

Стихотворение о снегире.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это снегири.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)

Стихотворение о воробье.
Воробьи-воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
По дереву – вниз головой! –
Бежит в одежде голубой… (Поползень)

Вертится, стрекочет.
весь день хлопочет. (Сорока)

Стихотворение о сороке.
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит сорока.

Стихотворение «Покормите птиц зимой». (Слайд 18)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

VI. Закрепление материала.

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами.

Вот послушайте разговор птиц.

Щегол. Семечки недавленые. Клюв свихнешь, пока раскусишь.У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы навесить вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Снегирь. А где рябина, где арбузные и дынные семечки?

– Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Демонстрация кормушек). (Слайд 19)

(Выставка рисунков) На нашей выставке вы представили модели кормушек в рисунках, и я думаю, что вы сделаете их и развесите возле дома.

VII. Рефлексия.

Работа в парах. (На партах лежат конверты с разрезными деталями для сбора фигур птиц: цапля, лебедь, утка, дятел, сорока, синица, сова.).

– Соберите из деталей фигуры птиц, наклейте на альбомный лист, а затем подумайте, как эта птица называется и к каким птицам она относится: перелетным или зимующим.

VIII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?

IX. Домашнее задание.

Сделать кормушку для птиц.