Информационные технологии в образовательном процессе как основа профессиональной подготовки специалиста

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Развитие глобального процесса информатизации ставит перед системой образования новую проблему – подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Это требует принципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования. Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде и практические умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека.

Информатизация профессионального образования – веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику жизни специалиста любой профессии. Специалист должен обладать так называемой «двойной компетенцией»: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь знания и навыки работы с информационными технологиями.

Я преподаю дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальностям: «Технология продукции общественного питания», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Организация обслуживания в сфере сервиса» - это профессии базового уровня подготовки и по профессии повышенного уровня подготовки «Моделирование и конструирование швейных изделий».

Данная дисциплина направлена на приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков использования компьютерной техники и специального программного обеспечения в профессиональной деятельности.

В процессе изучения дисциплины, в зависимости от характера познавательной деятельности студентов по усвоению изучаемого материала, выбираю различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод использую для усвоения теоретических знаний, для приобретения студентами умений и навыков использую репродуктивный метод, в целях постепенного приближения их к самостоятельному решению познавательных проблем использую проблемные и частично-поисковые методы обучения. (Приложение 1)

Компьютерные технологии обучения позволяют сочетать проблемное и ситуационное моделирование, игровые формы, многовариантность и альтернативность в решении конкретных задач. Использование компьютерного метода моделирования производственных ситуаций делает более легким усвоение содержания изучаемой темы, дисциплины в целом. Это достигается ненавязчивостью формы, когда и теоретические знания по спецдисциплинам, и практические знания и навыки воспринимаются студентами в естественной форме, а не в форме принудительного запоминания значительных объемов информации. Например: на практических занятиях по теме «Табличный редактор Excel» создают калькуляционные карты, проводят расчеты

В программе Power Point создают презентации товаров, услуг, фирмы. В СУБД создают базу данных, формируют заказы, составляют заявки на поставку продуктов и т.д. Особое внимание уделяется теме «Internet, электронная почта». Здесь студенты учатся использовать информацию сети Internet в профессиональной деятельности.

На занятиях кружка «Информационные технологии в профессиональной деятельности» занимаются в основном члены Научно-студенческого общества по своим исследовательским работам. Дополнительные занятия дают возможность студентам освоить и другие программы, например AutoCAD, которые не предусмотрены стандартом, но необходимы для их будущей специальности

На этих занятиях они учатся рисовать в CorelDraw такие элементы как декоративные узоры, орнаменты и т.д.

Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности. За время обучения, студенты приобретают знания и навыки, обеспечивающие им после окончания колледжа быструю адаптацию на производстве. Востребованность таких выпускников достаточно высока.