Цель урока: Сформировать представление об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.
Задачи урока:
- научить видеть красоту каждого вида искусства;
- выявить с помощью учащихся истоки родства между искусствами;
- способствовать развитию творческого воображения школьников;
- через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о связях музыки и литературы.
Тип урока: контрольный урок.
Вид урока: обобщающий.
Жанр урока: тематический.
Метод «междисциплинарного взаимодействия» В.В. Алеева.
Оборудование: НСО, фортепиано, ТСО.
План урока:
Организационная часть.
- I Раунд.
- II Раунд.
- III Раунд.
- Вывод.
Исследование ключевых понятий урока МУЗЫКА и ЛИТЕРАТУРА- обобщение и вывод по теме урока.
- Тестирование.
- Концерт.
- Оценивание знаний.
ЭПИГРАФ:
МУЗЫКА
От полноты души язык немеет:
Я жажду звуков, но не слов…
Чтоб высказать, как сердце пламенеет,
Как рвется чувство из оков.
Н.Ф. Щербинина
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Слайд 1. Проходить он будет в форме музыкально-ролевого ринга. На ринге встречаются поклонники двух разных видов искусства: ЛИТЕРАТУРА и МУЗЫКА. Наша задача – выяснить, кем же являются друг для друга музыка и литература: ДРУЗЬЯМИ ИЛИ СОПЕРНИКАМИ?
Слайд 2
Цель урока: Сформировать представление об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.
Задачи урока:
- научит видеть красоту каждого вида искусства;
- выявить с помощью учащихся истоки родства между искусства;
- способствовать развитию творческого воображения школьников;
- через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о связях музыки и литературы.
Наш класс поделен на 2 команды. Игра будет проходить в 3 раунда. В 1 раунде каждая команда доказывает преимущества своего вида искусства в противовес виду искусства другой стороны. Во 2 раунде команды меняются ролями – те, кто был в роли «Сторонников ЛИТЕРАТУРЫ», становятся «Сторонниками МУЗЫКИ», и наоборот. В 3 раунде, самом важном, мы должны найти те пути, которые могли бы каким-то образом примирить противоположные позиции.
Слайд 3
МУЗЫКА
От полноты души язык немеет:
Я жажду звуков, но не слов…
Чтоб высказать, как сердце пламенеет,
Как рвется чувство из оков.
Н.Ф. Щербинина
И по сей день ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься..., если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания.» (Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967, с. 101).
Начинаем наш урок.
Слайд 4
I РАУНД.
Каждая команда доказывает преимущества своего вида искусства. Предоставим слово «Сторонникам ЛИТЕРАТУРЫ».
1. Выступление команды «Сторонники ЛИТЕРАТУРЫ».
Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.
Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева, без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, инструментальные пьесы, в которых использованы мелодии песен. Исчезли бы оперы, балеты, кантаты и оратории и многие музыкальные произведения. Вокальные произведения превратились бы в вокализы.
А теперь слово «Сторонникам музыки»:
2. Выступление команды «Сторонники МУЗЫКИ».
Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они незамысловаты и могут существовать только с музыкой.
Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло: как это происходит в рассказах К.Паустовского, в народной сказке «Колобок», в басне И. Крылова «Квартет».
Исчезли бы такие прекрасные кинофильмы, как «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Звуки музыки», не было бы мультфильмов.
Слайд 5
ВЫВОД (УЧИТЕЛЬ)
Мы сейчас с вами выяснили, что без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей . т. д.
Слайд 6
II РАУНД.
1. Выступление команды «Сторонники МУЗЫКИ».
Бывает так, что прекрасные музыкальные произведения пишутся на тексты поэтов второстепенных. В таких случаях композитору удается облагородить их, «омыть их», по выражению М.И. Глинки, в атмосфере высокой музыки. Но бывает и так, что композитору необходимо подняться до уровня признанного шедевра поэзии и стать равным великому мастеру стиха. Тогда происходит чудо – идеальное слияние высокой поэзии и изумительной музыки.
2. Выступление команды «Сторонники ЛИТЕРАТУРЫ».
Музыка и литература взаимосвязаны между собой:
- единством возникновения – звук;
- общностью средств выразительности: громкость(динамика), темп, тембр, ритм, жанры, и т. д.
- единством предназначения, функции – общение, психовоздействие;
- общностью проявления – как форма отражения действительности;
- возможностями передачи опыта и истории поколений;
- воспитательным и эмоциональным воздействием на человека;
- творческим развитием личности.
ВОПРОСЫ К КОМАНДАМ: Слайд 7
Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
- Песня
- Опера
- Кантата
- Оратория
- Инструментальная музыка
- Вариация
- Вокализ
- Балет
- Концерт
Слайд 8
Слайд 9
Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
- Поэзия
- Народная сказка
- Литературная сказка
- Басня
- Былина
- Рассказ
- Повесть
- Роман
Слайд 10
Слайд 11
-
Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет? -
Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал являются жанрами вокальной музыки:
а) согласен (а);
б) не согласен (а)? -
Вариация – это форма в музыке, состоящая из темы и ряда изменённых повторений:
а) да;
б) нет. -
Эта ритмическая фраза принадлежит песне «Во поле березка стояла»:
а) да;
б) нет?
Слайд 12
Вставьте необходимое слово в предложение:
- Романс – это … и музыка. (литература)
- Балет – это …, танец и музыка. (литература)
- Опера – это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)
Слайд 13
Слайд 14
III РАУНД.
Поиск путей примирения.
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:
- нота(звук) – интонация – фраза – предложение;
- буква(звук) – слово – фраза – предложение,
Давайте мы сейчас с вами ответим на вопросы: Слайд 15
- Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы?
- Какие музыкальные жанры продолжали бы жить, если бы не было литературы?
- Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
- Могут ли музыка и литература жить друг без друга?
- Так кто же они (музыка и литература) друг для друга – соперники или друзья?
Слайд 16
Давайте вспомним и приведем примеры дружбы МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ»:
(ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ: «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК», «ГАВРОШ»)
Слайд 17
ВЫВОД.
Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.
Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.
Слайд 18
«Слова и звуки»
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них –
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Е.П. Ростопчина
ТЕСТИРОВАНИЕ.
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ КОНЦЕРТ.
- «ПОГОНЯ» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского;
- «ГАВРОШ» муз .Я. Дубравина, сл. В. Суслова;
- «ГРАНИЦА» муз. и сл. Л. Агутина;
- «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК» норвежская народная песня;
- «КОЛОБОК» муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова;
- «ЖАВОРОНОК» муз. М.И. Глинка, сл. Н. Кукольника и др.
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- В мире звуков, слов и красок. Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса./Л.В. Назарова.- Саратов: « Добродея», 1999.
- Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2009.
- Музыка. 1-8 классы; программы для общеобразовательных учреждений. /Под руководством Д.Б. Кабалевского. - М,: «Просвещение», 2006.
- Мир музыки и музыка мира./ О.М. Доронина , под редакцией Н.П. Лукашенко, Г.К. Париновой./Саратовский педагогический институт ,1998.
- 4.Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е.А. Смолина.- Ярославль: Академия развития, 2006.
- Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
- Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина.- М.: Глобус, 2008.