Прямая речь (с использованием информационных технологий). 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (216 кБ)


Цели урока: изучить предложения с прямой речью, закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания. Кроме того, урок должен стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач.

Задачи урока:

  • установить связь темы урока с общей темой «Синтаксис и пунктуация»;
  • проверить степень сформированности представлений учащихся о прямой речи, умения трансформировать конструкции с ними (перестановка прямой речи и слов автора, замена прямой речи в косвенную);
  • выявить в ходе коллективного обсуждения все способы постановки знаков препинания;
  • организовать самостоятельную тренировочную работу;
  • осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков выделения прямой речи и слов автора.

Тип 1 урока: изучение нового материала.

Тип 2 урока: комбинированный (в том числе и контроль)

Методы урока: частично поисковый, исследовательский.

Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.

Оборудование: мультимедийные презентации:

  1. «Прямая речь» (использован дидактический материал и материал учебника),
  2. «Тренировочный тест» (задания взяты из книги Сениной «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс»),
  3. «Контрольный тест» (сделан по аналогии, использованы предложения из учебника Розенталя и из рассказов в детском журнале «Мурзилка»),

интерактивная доска, проектор, компьютерный класс на этапе контроля.

Построение 1 урока:

  1. Организационный момент. Учитель о целях урока.
  2. Подготовка к усвоению нового материала.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Первичная проверка понимания (через фронтальную беседу).
  5. Итоги урока, оценки.
  6. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
  7. Дополнительное задание (прослушивание отрывка, его анализ).

Ход 1-го урока

Время Основные этапы урока, их содержание Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Учитель о целях урока.
2-4 минуты · определить уровень знаний по теме «Прямая речь»
· изучить тему «Прямая речь»
· совершенствовать пунктуационные навыки учащихся
После записи темы урока учащиеся думают над вопросом: «Какие общеучебные навыки вы будете совершенствовать сегодня на уроке?», пробуют сформулировать цель урока
II. Подготовка к усвоению нового материала
3-5 минут Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует действия ребенка: «Ваня вбежал в класс и радостно сообщил….»  
Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий «прямая речь» и «слова автора». Запись в тетрадях «Прямая речь – это »
III. Усвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу).
7-12 минут 1. Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд 2)
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду?

Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания.

– Далее анализируются знаки препинания, выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них

Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное.


Затем схемы предложений рисуются в тетради
2. Выполнение упражнения (слайд 3)
Прямую речь читает 1 ребенок, слова автора – другой, комментируются знаки препинания.
Ученики после анализа каждого предложения записывают его схему
IV. Первичная проверка понимания.
15-17 минут 1.Выполнение упражнений на выявление прямой речи и перестановку
– текст для упражнений дан на слайдах 4-5
(цель: запомнить различие в знаках препинания, научиться правильно их ставить)
Учащиеся перестраивают предложения сначала таким образом, чтобы прямая речь находилась после слов автора, меняют знаки препинания и отмечают, что в этом случае необходимо изменить порядок подлежащего и сказуемого в словах автора.
Второе упражнение проводится с точностью до наоборот.
3 мин. VI. Итоги урока, оценки
VII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
4 мин.
Записывают домашнее задание: из детских журналов выписать 5-6 предложений с прямой речью, зарисовать их схемы
  Если класс подготовленный, то останется резервное время. Можно предложить следующее задание (слайд 9)  

Ход 2-го урока

Время Основные этапы урока, их содержание Деятельность учащихся
2-3 мин. Проверка домашнего задания- Прочитайте предложения с прямой речью, которые вы увидели в детских рассказах. Учащиеся (желательно в парах, чтобы почувствовать разницу между словами автора и прямой речью) зачитывают предложения, выписанные из детских журналов
5 мин. Тренировочная работа:Далее можно заметить ребятам, что прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения».
– Давайте определим круг таких глаголов.Можно предложить следующее задание

1. на слайде 6
2. на слайде 9 (если не выполнялось на 1 уроке)

При списывании необходимо подчеркнуть тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание (ученики учатся видеть прямую речь по глаголам «сказал, спросил, произнес и др.»)
10 мин. Работа с текстом Миши Лентяйкина (слайды 7-8)
Текст позволит понять пятиклассникам, что с каждым глаголом «говорения» по смыслу соотносятся слова автора
Учащиеся исправляют «испорченный» текст, записывают в исправленном виде
5 мин. Закрепление: (слайд 10)
Конструирование предложений: даны слова автора, придумать и записать прямую речь, соответствующую смыслу слов автора
Учащиеся письменно выполняют задание на примерах 3-4 предложений, остальные можно выполнить устно.
5 мин. На этом этапе урока вводится понятие «Прямая и косвенная речь»упр. на слайдах 11 (образец), 12 (подборка предложений) Учащиеся записывают предложения, заменяя прямую речь косвенной
8 мин. Проверочный работа осуществляется с целью дальнейшего закрепления темы: либо выполняется работа по тексту (слайд 13), либо презентация-тестовый тренажер (если позволяет материально-техническая база школы).
Контроль можно осуществить с помощью презентации-теста
Тестирование можно осуществлять в парах.
2 мин. Итоги урока, оценки Тетради собираются для проверки
2 мин. Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подготовить из выписанных предложений (см. д/з к предыдущему уроку) тестовое задание по аналогии с пройденными.

Список использованной литературы:

  1. Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 классов. – М.: Просвещение, 1970.
  2. Подборка журналов «Мурзилка» за 2006 год.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
  4. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория 5-11 классы». – М.: Дрофа, 1998.
  5. Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В., Федотенко С.В., Цесарская С.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/под редакцией Н.А.Сениной. – Изд-е 2-е. – Ростов на Дону: Легион, 2009.

От автора: Данная работа представляет собой конспект уроков русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь» с использованием мультимедийных презентаций. 23 года работаю в школе и по опыту знаю, что данная тема тяжелее всего осваивается пятиклассниками, несмотря на то что они уже имеют представление о прямой речи. Всегда задумывалась об этом. В этом году, получив в сентябре два пятых класса, решила, что нужно что-то менять. Весь конспект фактически отражен в презентации. Порядок упражнений имеет свою логику: обсуждение и анализ схем – слова автора в начале и после прямой речи (дети должны почувствовать разницу) – слова «говорения», по которым можно узнать слова автора – соответствие содержания прямой речи словам автора – конструирование предложений – замена прямой речи косвенной – большой объем тренировочной (презентация 2) и проверочной работы (презентация 3). Отсутствие традиционного учебника позволило больше работать с текстами небольших произведений (тексты для работы на уроке в презентации и тексты, с которыми работали дети дома, отыскивая их в детских журналах). Да и упражнения в учебнике мне не очень нравятся. Опора на зрительный материал, представленный в презентации, позволил мне повысить качество усвоения темы. Учащиеся очень хорошо справились с тестом, да и в диктанте было гораздо меньше ошибок.