Цели урока: изучить предложения с прямой речью, закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания. Кроме того, урок должен стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач.
Задачи урока:
- установить связь темы урока с общей темой «Синтаксис и пунктуация»;
- проверить степень сформированности представлений учащихся о прямой речи, умения трансформировать конструкции с ними (перестановка прямой речи и слов автора, замена прямой речи в косвенную);
- выявить в ходе коллективного обсуждения все способы постановки знаков препинания;
- организовать самостоятельную тренировочную работу;
- осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков выделения прямой речи и слов автора.
Тип 1 урока: изучение нового материала.
Тип 2 урока: комбинированный (в том числе и контроль)
Методы урока: частично поисковый, исследовательский.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.
Оборудование: мультимедийные презентации:
- «Прямая речь» (использован дидактический материал и материал учебника),
- «Тренировочный тест» (задания взяты из книги Сениной «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс»),
- «Контрольный тест» (сделан по аналогии, использованы предложения из учебника Розенталя и из рассказов в детском журнале «Мурзилка»),
интерактивная доска, проектор, компьютерный класс на этапе контроля.
Построение 1 урока:
- Организационный момент. Учитель о целях урока.
- Подготовка к усвоению нового материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания (через фронтальную беседу).
- Итоги урока, оценки.
- Инструктаж о выполнении домашнего задания.
- Дополнительное задание (прослушивание отрывка, его анализ).
Ход 1-го урока
Время | Основные этапы урока, их содержание | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Учитель о целях урока. | ||
2-4 минуты | · определить уровень знаний по теме «Прямая речь» · изучить тему «Прямая речь» · совершенствовать пунктуационные навыки учащихся |
После записи темы урока учащиеся думают над вопросом: «Какие общеучебные навыки вы будете совершенствовать сегодня на уроке?», пробуют сформулировать цель урока |
II. Подготовка к усвоению нового материала |
||
3-5 минут | Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует действия ребенка: «Ваня вбежал в класс и радостно сообщил….» | |
Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий «прямая речь» и «слова автора». | Запись в тетрадях «Прямая речь – это » | |
III. Усвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу). | ||
7-12 минут | 1. Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд 2) – Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? – Чем похожи схемы предложений в одном ряду? Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания. – Далее анализируются знаки препинания, выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д. |
Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное. Затем схемы предложений рисуются в тетради |
2. Выполнение упражнения (слайд 3) |
Прямую речь читает 1 ребенок, слова автора – другой, комментируются знаки препинания. Ученики после анализа каждого предложения записывают его схему |
|
IV. Первичная проверка понимания. | ||
15-17 минут | 1.Выполнение упражнений на выявление прямой речи и перестановку – текст для упражнений дан на слайдах 4-5 (цель: запомнить различие в знаках препинания, научиться правильно их ставить) |
Учащиеся перестраивают предложения сначала таким образом, чтобы прямая речь находилась после слов автора, меняют знаки препинания и отмечают, что в этом случае необходимо изменить порядок подлежащего и сказуемого в словах автора. Второе упражнение проводится с точностью до наоборот. |
3 мин. | VI. Итоги урока, оценки | |
VII. Инструктаж о выполнении домашнего задания. | ||
4 мин. | Записывают домашнее задание: из детских журналов выписать 5-6 предложений с прямой речью, зарисовать их схемы | |
Если класс подготовленный, то останется резервное время. Можно предложить следующее задание (слайд 9) |
Ход 2-го урока
Время | Основные этапы урока, их содержание | Деятельность учащихся |
2-3 мин. | Проверка домашнего задания- Прочитайте предложения с прямой речью, которые вы увидели в детских рассказах. | Учащиеся (желательно в парах, чтобы почувствовать разницу между словами автора и прямой речью) зачитывают предложения, выписанные из детских журналов |
5 мин. | Тренировочная работа:Далее можно заметить ребятам, что прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения». – Давайте определим круг таких глаголов.Можно предложить следующее задание 1. на слайде 6 |
При списывании необходимо подчеркнуть тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание (ученики учатся видеть прямую речь по глаголам «сказал, спросил, произнес и др.») |
10 мин. | Работа с текстом Миши Лентяйкина (слайды 7-8) Текст позволит понять пятиклассникам, что с каждым глаголом «говорения» по смыслу соотносятся слова автора |
Учащиеся исправляют «испорченный» текст, записывают в исправленном виде |
5 мин. | Закрепление: (слайд 10) Конструирование предложений: даны слова автора, придумать и записать прямую речь, соответствующую смыслу слов автора |
Учащиеся письменно выполняют задание на примерах 3-4 предложений, остальные можно выполнить устно. |
5 мин. | На этом этапе урока вводится понятие «Прямая и косвенная речь»упр. на слайдах 11 (образец), 12 (подборка предложений) | Учащиеся записывают предложения, заменяя прямую речь косвенной |
8 мин. | Проверочный работа осуществляется с целью дальнейшего закрепления темы: либо выполняется работа по тексту (слайд 13), либо презентация-тестовый тренажер (если позволяет материально-техническая база школы). Контроль можно осуществить с помощью презентации-теста |
Тестирование можно осуществлять в парах. |
2 мин. | Итоги урока, оценки | Тетради собираются для проверки |
2 мин. | Инструктаж о выполнении домашнего задания. | Подготовить из выписанных предложений (см. д/з к предыдущему уроку) тестовое задание по аналогии с пройденными. |
Список использованной литературы:
- Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 классов. – М.: Просвещение, 1970.
- Подборка журналов «Мурзилка» за 2006 год.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
- Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория 5-11 классы». – М.: Дрофа, 1998.
- Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В., Федотенко С.В., Цесарская С.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/под редакцией Н.А.Сениной. – Изд-е 2-е. – Ростов на Дону: Легион, 2009.
От автора: Данная работа представляет собой конспект уроков русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь» с использованием мультимедийных презентаций. 23 года работаю в школе и по опыту знаю, что данная тема тяжелее всего осваивается пятиклассниками, несмотря на то что они уже имеют представление о прямой речи. Всегда задумывалась об этом. В этом году, получив в сентябре два пятых класса, решила, что нужно что-то менять. Весь конспект фактически отражен в презентации. Порядок упражнений имеет свою логику: обсуждение и анализ схем – слова автора в начале и после прямой речи (дети должны почувствовать разницу) – слова «говорения», по которым можно узнать слова автора – соответствие содержания прямой речи словам автора – конструирование предложений – замена прямой речи косвенной – большой объем тренировочной (презентация 2) и проверочной работы (презентация 3). Отсутствие традиционного учебника позволило больше работать с текстами небольших произведений (тексты для работы на уроке в презентации и тексты, с которыми работали дети дома, отыскивая их в детских журналах). Да и упражнения в учебнике мне не очень нравятся. Опора на зрительный материал, представленный в презентации, позволил мне повысить качество усвоения темы. Учащиеся очень хорошо справились с тестом, да и в диктанте было гораздо меньше ошибок.