Предмет: экономика.
Класс: 10.
Урок 45 минут.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах.
Цели урока:
- Обучающие: научиться выделять и формулировать основные задачи государства на примере школьного государства.
- Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
- Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, самоконтролю, умению работать в группе.
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, раздаточный материал (тесты), ведомости для оценок, таблички с названиями «фракций», листы бумаги.
Оформление кабинета: парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-5 человек, на партах лежат списки учащихся, в котором помечена фамилия старшего.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
(слайд 1)
II. Сообщение (2 мин.)
– Прочитайте высказывание «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало. Джон С. Колеман (слайд 2)
– Как вы понимаете значение этого высказывания?
–У кого государство забирает и что? (Ответы учеников)
– Тема нашего урока "Роль государства в экономике" (слайд 3)
III. Актуализация (5 мин.)
– В чем состоит роль государства?
– Одной из ролей государства является осуществление бюджетно - финансовой политики. (слайд 4) [1, 222]
– Выберите, что включает в себя бюджетно - финансовая политика.
(Приложение 2) (тест 1) (слайд 5) [1, 223]
(Оценку выставляет проверяющий в ведомость) (Приложение 3) (слайд 6)
IV. Взаимопроверка (2 мин.)
(слайд 7)
– Критерии оценок (слайд 8)
V. Практическая работа (8 мин.)
(работа в группах)
– Представьте себе, что мы с вами дума нашего школьного государства. Кризис дошел и до нашего государства и поэтому нам необходимо пересмотреть наш бюджет. Сейчас вам предстоит определять в своей группе (фракции) (Приложение 4) и предложить свой проект бюджета с учетом своей фракции. Вам предлагаются проблемы непосредственно связанные с нашим государством. Можете предложить свою проблему. [2, 142-144] (Приложение 5) (слайд 9)
VI. Проверка практической работы (10 мин.)
(выступления групп)
Порядок выступления:
- название фракции;
- проект бюджета;
- защита;
- вопросы других групп. (слайд 10)
(учитель заполняет таблицу) (слайд 11)
(старший, назначенный учителем, выставляет оценки, вносит их в ведомость)
– Если денежных средств не хватает? (слайд 12)
(после ответов учащихся учитель подводит итоги) (слайд 13)
VII. Самостоятельная работа (6 мин.)
– Выберите правильный ответ (Приложение 6) (тест 2 вариант 1, вариант 2) (слайд 14) (слайд 15)
VIII. Самопроверка (2 мин.)
(слайд 16)
(оценку выставляет в ведомость сам ученик)
– Критерии оценок (слайд 17)
IX. Сиквейн (5 мин.)
Попробуйте на основании того, что мы рассмотрели ответить в форме сиквейн на вопрос «В чём состоит роль государства в экономике» (слайд 18)
X. Подведение итогов (1 мин.)
– Заполните ведомости, поставьте итоговые оценки.
(слайд 19)
XI. Домашнее задание (1 мин.)
– Напишите эссе, в котором попытайтесь с точки зрения последствий для бюджета обсудить все преимущества и недостатки перехода от всеобщей обязательной воинской службы к набору профессиональных солдат по контрактам и выплате им заработной платы. [3, 425]
(Приложение 7) (слайд 20)
XII. Рефлексия (2 мин.)
– На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к сегодняшнему уроку экономики. (слайд 21)
– Урок окончен. Спасибо всем за работу. (слайд 22)
Используемая литература:
- Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики\ Государственный университет – Высшая школа экономики; Под редакцией С. И. Иванова. – М.: Вита – Пресс, 2001.
- Травин Е. Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 книгах. Книга 1. Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1998.