Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
- образовательные – сформировать у учащихся умения решать текстовые задачи на части арифметическим способом, развитие речи (учащиеся должны пересказывать условия, анализировать его, при необходимости отработать навыки решения всех видов задач на части);
- развивающие – развивать и совершенствовать умения, применять имеющиеся у учащихся знания в арифметических действиях, развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
- воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование урока: Проектор, экран, компьютер, карточки, тетради, чистые листы для самостоятельной работы, листочки со схемами.
Ход урока
I. Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
II. Этап проверки домашнего задания.
Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся при решении текстовых задач на движение.
1. Проверка домашнего задания устно из задания для самопроверки.
Задание 1. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать 60 км за 5 ч?
Решение. 60 : 5 = 12 (км/ч) – скорость велосипедиста.
Ответ: Велосипедист должен ехать со скоростью 12 км/ч, чтобы проехать 60 км за 5 ч.
Задание 2. За какое время велосипедист проедет расстояние 48 км, если будет ехать со скоростью 12 км/ч ?
Решение. 48 : 12 = 4 (ч).
Ответ: Велосипедист проедет расстояние 48 км со скоростью 12 км/ч за 4 ч.
Задание 3. Велосипедист ехал 3 ч со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние он проехал?
Решение. 14 * 3 = 42 (км).
Ответ: Велосипедист, ехав 3 ч со скоростью 14 км/ч, проехал 42 км.
Решение задач пиcьменно у доски.
Задача1. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В (cлайд 4). Скорость первого 12 км/ч, второго 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч, если расстояние между ними 64 км.
Эту задачу можно решить двумя способами.
I способ.
Решение. Найдём расстояние, которое пройдёт за 2 ч каждый велосипедист.
1) 12 * 2 = 24 (км) – проедет I велосипедист;
2) 15 * 2 = 30 (км) – проедет II велосипедист;
3) 24 + 30 = 54 (км) – проедут вместе 2 велосипедиста за 2 ч.
Найдём расстояние между велосипедистами.
4) 64 – 54 = 10 (км) – будет расстояние между ними через 2 ч.
II способ.
Решение.
1) Найдём скорости сближения велосипедистов.
12 + 15 =27 (км/ч) – скорости сближения велосипедистов;
2) Найдем на какое расстояние удаляется 2 велосипедиста друг от друга за 2 ч.
27 * 2 = 54 (км) – удалятся 2 велосипедиста за 2 ч.
3) Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
64 – 54 = 10 (км0 – расстояние между ними.
Ответ: 10 км – будет расстояние между велосипедистами через 2 часа.
Проверка работы, выполненной на доске. Каждый учащийся комментирует свою решенную задачу. Выясняется, что учащиеся не поняли или не усвоили.
2. Устный счет.
Всему классу предлагается решить задание № 14 из «Задания для самопроверки» устно стр. 81.
-
Чему равна скорость лодки по течению реки?
6 км/ч + 2 км/ч = 8 км/ч – скорость лодки по течению реки; -
Сколько км проплывет лодка по течению реки за 2 ч?
8 * 2 = 16 (км) – проплывет лодка по течению реки за 2 ч; -
Чему равна скорость лодки против течения реки?
6 км/ч – 2 км/ч = 4 км/ч – скорость лодки против течения реки; -
Сколько км проплывет лодка против течения реки за 3 ч?
4 * 3 = 12 (км) – проплывет лодка за 3 ч против течения реки.
Задание 4. Ленту длиной 11 м 20 см разрезали на куски по 80 см. Сколько получилось таких кусков?
Решение. 11 м = 1100 см ; 1100 см + 20 см = 1120 см; 1120 см : 80 см = 14 (кусков).
3. Самостоятельная работа по дидактическому материалу (время выполнения 7 минут).
Вариант 1. Какое расстояние пройдёт теплоход по течению реки за 3 ч, если его собственная скорость 29 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч?
Вариант 2. Какое расстояние пройдёт катер против течения реки за 4 ч, если его собственная скорость 14 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч?
Во время выполнения самостоятельной работы учитель следит за выполнением работы.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новому виду задачи.
Обращаем внимание учащихся на экран, где расположен слайд 5 с записью краткого условия задачи.
Задача 2.
Решение.
Найдём сколько книг на II полке?
67 * 4 = 268 (книг) на II полке;
Найдём сколько всего книг вместе в двух полках?
67 + 268 = 335 (книг) всего.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Задача: знакомство учащихся с новым типом текстовых задач. Задачи на части, способ их решения. Добиться умения определять вид задачи, отработать навыки их решения.
Учитель называет вид задачи (задачи на части) и предлагает учащимся записать тему урока: «Задачи на части».
Работаем с книгой.
Решаем задачу из учебника.
Задача 3. В кулинарной книге написано, что для варенья из малины на 3 части ягод надо взять 2 части сахара. Сколько сахара надо взять на 9 кг ягод.
Решаем эту задачу на доске, подробно объясняя ход решения.
Учащиеся записывают в тетради.
Решение.
Так как 9 кг ягод составляет 3 части, то можно узнать, сколько кг приходиться на 1 часть:
1) 9 : 3 = 3 (кг) – приходиться на одну часть
2) 3 * 2 = 6 (кг) – сахара надо взять
Ответ: 6 кг сахара надо взять на 9 кг ягод.
Следующий шаг увеличение компонентов.
Задача 4. (по схеме)
Составляем схему (слайд 6).
Эта задача на части, только их надо специально ввести.
Будем считать, что шоколадные конфеты – 1 часть, карамель – 3 части.
С помощью вопросов подключаем учащихся к активной работе.
1) Сколько всего частей приходиться на 20 кг конфет?
1 + 3 = 4 (части) – всего;
2) Сколько кг приходиться на 1 часть?
20 : 4 = 5 (кг) приходиться на 1 часть – шоколадных конфет;
3) Сколько кг карамели?
5 * 3 = 15 (кг) карамели.
Ответ: было куплено 5 кг – шоколадных конфет, 15 кг – карамели.
V. Этап проверки учащимися нового материала.
Задача: установить, усвоили ли учащиеся способ решения нового вида «задачи на части».
На интерактивной доске дается задача по карточке, с записью краткого условия задачи.
Задача 5. Определите вид задачи и укажите способ его решения на слайде 7:
Добиться от учащихся правильного ответа; проверить у учащихся умения делать вывод обобщения (на 23 минуте пауза на физминутку).
VI. Этап закрепления нового материала.
Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке для выполнения письменной работы.
Предлагает учащимся решить на доске задачу № 426 (I вариант), № 429 (II вариант).
По вызову учителя учащиеся выходят к доске и решают с объяснением задачу № 426, а задачу № 429 решают без объяснения.
Задача №426. Требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг смеси?
Решение.
1) 3 + 2 = 5 (частей) – всего;
2) 30 : 5 = 6 (кг) – на 1 часть приходится;
3) 3 * 6 = 18 (кг) – песка;
4) 2 * 6 = 12 (кг) – цемента.
Ответ: Надо взять на 30 кг смеси 18 кг песка и 12 кг цемента.
Задача №429. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Кусок сплава весит 350 г. Сколько в нем содержится свинца и сколько олова?
Решение.
1) 2 +5 = 7 (частей) – всего;
2) 350 : 7 = 50 (г) – на 1 часть приходится;
3) 2 * 50 = 100 (г) – свинца;
4) 5 * 50 = 250 (г) – олова.
Ответ: В 350 г сплава содержится 100 г свинца и 250 г олова.
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
Предлагает учащимся записать домашнее задание (можно еще раз прочитать о способе решения задач на части): № 425(а), №427.
VIII. Этап всесторонней проверки знаний.
Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении всех видов задач, стимулировать учащихся к самоанализу, самоконтролю.
Учащимся предлагается выполнить письменно работу по дидактическому материалу.
Самостоятельная работа (на 6 минут).
П-15 (Вариант I) стр. 92.
Задание 5. Компот из сухофруктов содержит 2 части изюма, 3 части яблок и 1 часть груш. Сколько яблок содержится в 300 г компота?
П-15 (Вариант II) стр. 92.
Задание 6. Для овощного рогу нужно 3 части моркови , 1 часть лука и 4 части картофеля. Сколько картофеля надо взять, чтобы подготовить для рогу 600 г овощей?
По истечении времени предлагается учащимся поменяться работами для проверки работ друг друга, на экране даются ответы самостоятельной работы (слайд 8). На проверку отводится 3 минуты. Учащиеся берут простые карандаши, проверяют письменные работы и записывают фамилию проверяющего.
Далее:
- по истечении отведенного времени собирают листочки;
- подводит итог урока с помощью устных вопросов:
- С каким видом задачи мы познакомились? (с задачей на части)
- Как решаются эти задачи?
- Найдем сколько всего частей;
- Найдем сколько приходиться на 1 часть;
- Сколько приходится на 2 части, на 3 ч и т.д.;
- затем отмечает хорошую работу одних, недостаточную работу (активность) других учащихся. Выставляет оценки за работу у доски; за устные ответы.
Литература:
- Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ (Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.); под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 302 с;
- Математика: Дидактический материал/ С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская и др. – М.: Просвещение, 2009. – 141 с.