Обмен опытом "Как я добиваюсь выразительного чтения"

Разделы: Начальная школа


 «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга.»
В.А. Сухомлинский.

К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

Вот некоторые виды работ, которые я использую в своей работе.

С первого класса урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, даю установку на выразительное чтение. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова; упражнения , совершенствующие дикцию ребёнка.

В первом классе в разминку входят такие виды работ, как чтение открытых и закрытых слогов, составление слова по слоговой таблице, игровые приёмы «Дочитай слово», « Слог потерялся», « Угадай, какая буква пропущена».

Такие игры на уроках грамоты способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи детей, развитию фонетического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитию навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; формирует интерес к чтению, воспитывает коммуникабельность и любознательность. При организации работы над слогом использую следующие игры:

  • Игра «Всё быстрее» ( чтение на скорость): чтение слогов по стрелке с возрастанием скорости;
  • Игра «Стрелки»: чтение слогов до стрелки с обычным темпом, после стрелки скорость чтения возрастает до конца строки;
  • Игра «Черепаха и зайчик»( зайчик читает быстро, а черепаха медленно, поэтому читаем слоги: то как зайчик, то как черепаха);
  • Игра «Мышка и петушок» ( мышка читает тихо, а петушок – громко, поэтому мы читаем то как мышка, то как петушок).

Эти игры закладывают навыки выразительного чтения и целенаправленно развивают речевой слух ребёнка. Дети учатся осмысленно слушать речь окружающих, воспринимать информацию на разных уровнях звучания (тихо, громко), у них формируется способность ощущать мелодику, тон и тембр речи, чувство ритма в тесном единстве с темпом.

Упражнения со словами такие как «Составь слово из слогов», «Волчок», «Тучки», «От слогов к слову» помогают устанавливать логические связи между словами. Работа по отработке чтения целыми словами осуществляю через игры «Поезд» и «Пирамидка». Суть игры «Поезд» в следующем: объясняю детям, что поезд состоит из вагончиков, он мчится от одной станции до другой без остановки. И мы будем читать слова без остановок в середине слова. В этой игре можно читать слово медленно, но нельзя останавливаться в середине слова. А в игре «Пирамидка» нужно читать словами сверху вниз и снизу вверх, каждый раз ускоряя темп.

Во втором и третьем классах предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это группа слов, включающая определённую орфограмму. Помогают развитию выразительности, скорости и целостному восприятию слова и другие упражнения и игры. Этой же цели служит игра «Кто быстрее соберёт пословицу?» На полосках бумаги по магнитной доске разбросаны слова пословицы. Надо их быстро прочитать и составить пословицу. С целью формирования навыка выразительного чтения во время разминки предлагаю прочитать слово или фразу соответственно схеме. Иногда из пяти схем предлагаю выбрать нужную для прочтения предложения.

Часто провожу конкурс « Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать слово». Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требование читать выразительно, объясняю, что это значит. Здесь я использую такую памятку:

Памятка для хорошего чтения.
  1. Представь себе то, о чём читаешь.
  2. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.
  3. Читай слова и окончания чётко.
  4. Выделяй голосом важные мысли.
  5. Соблюдай знаки препинания.

В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, над развитием техники чтения, чёткому произношению слов и фраз. В это работе помогают скороговорки. Это такие как:

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

Саша шапкой шишки сшиб.

Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроем шишки до весны.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Прилетели птицы, тише , птицы, уши остры у лисицы.

Лара у Вали играла на рояле.

Сеня вёз воз сена.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чтобы хорошо читать, надо много читать, а в основном дети читают только на уроках, поэтому стараюсь заинтересовать их, чтобы чтение было в радость. Главное сделать так, чтобы ребёнок сам хотел читать. Помогают мне в этом родители. Вместе с ними мы проводим разные внеклассные мероприятия по произведениям известных и малоизвестных авторов, читаем отрывки, проводим викторины, презентации по их произведениям. С большим удовольствием дети помогают в подготовке таких мероприятий, участвуют в них сами и вовлекают мам и пап. Такие праздники в кругу семьи сплачивают коллектив, помогают в приобретении учебных навыков и знаний.

Уже в четвёртом классе у меня не возникает проблем по технике чтения. Ребята сами прослеживают по мониторингу свой рост в чтении тех или иных произведений, помогают слабочитающим ребятам, которых единицы.

Хотелось бы закончить такими словами:

«Читайте всегда, читайте везде, читайте как можно больше».