Цели:
- знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе.
- развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.
Оборудование:портрет писателя В.П.Астафьева, картина с изображением птицы-глухаря слоговые карточки, карточки для работы по теме «Материнская любовь»; «Литературное чтение. 4 кл.» Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./[сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией.
I. Организация детей на работу на уроке.
Настрой. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. (плакат на доске – чтение хором).
II. Дыхательная гимнастика.
Лыжник идет по лыжне – «С-С-С»
Лыжник съезжает с горы.
Лыжник бежит вокруг елочек.
III. Артикуляционная гимнастика.
хе – ухе – ухо – хор – ход – вод
ха – уха – хам – рам – рим – ром
ца – цап – цоп – цок – цык – цып
че – чек – кеч – ком – жек – жук
чу – чуб – чук – чик – чин - чеб
IV. Чтение своих книг.
- Жужжащее чтение – 20 сек.
- «Про себя» – 20 сек.
- Чтение вслух – 20 сек.
- «Стоп!» Прочитали 1-е и последнее слово.
- Дочитали предложение до конца.
- «Чтение с убыстрением» – 30 сек.
- Чтение только второй половины слов – 20 сек.
- Читаем выразительно – 2 мин. (Работа в парах – взаимоконтроль).
– Для чего мы читаем друг другу? (Для тренировки в правильности чтения)
V. Актуализация знаний и мотивация.
1. Введение в тему.
На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.
– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)
– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)
– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.
1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»
2 группа подумает – «Как выражают любовь?»
3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»
Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.
1 группа.
Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.
2 группа.
Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.
3 группа.
Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.
– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)
Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)
Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)
– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
Зачитывание детьми понятия «любовь» (стр. 336).
- Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
- Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
2. Определение темы урока.
– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к маленькому, к ребенку).
– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока. (Материнская любовь).
VI. Постановка учебной цели.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Виктора Петровича Астафьева. (Вывешивается портрет писателя).
1. Биография В.П. Астафьева.
– Девочки провели небольшую исследовательскую работу и расскажут нам о биографии В.П. Астафьева.
Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги «До будущей весны». «Огоньки», «Васюткино озеро», «Куры, лиса и кот».
– Мы с вами прочитаем рассказ, название которого определим, разгадав кроссворд.
-
В воде купался,
А сухой остался. (Гусь). -
Какую птицу называют
лесным доктором? (Дятел). -
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. (Петух). -
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ежиха). -
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (Сова). - Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В край далёкий не летаю,
Здесь под крышей обитаю. (Воробей). -
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь).
– Назовите орфограммы во всех словах-отгадках.
– Какое слово у нас получилось?
– Глухарь. (Показ рисунка птицы).
– Что это за птица вы узнаете из деформированного текста, который находится у вас на столе.
2. Чтение деформированного текста «Глухарь».
Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец краснобровый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
Глухарь – это наякруп цапти. Самка ньмеше цасам. Самец краснобровый и тыйдаробо. Самка буротова-жаяры. Живут в новыхсос сахле.
Весной кассам отдыклавает от 4 до 15 ция. Глухарят дитво за бойсо тьма. Летом писятает войтра, намимесе, дамигоя. Зимой – ейхво нысос, камипоч.
День – водитпро на лезем, чуноет на ревьдеях. Очень остоженро. Обдаетла краснымпре хомслу и ниемзре. Этих типц лосьоста лома на леЗем. Их надо речьбе и ранятьох.
– Почему этих птиц называют глухарями? (Эти птицы весной начинают токовать и не слышат окружающие звуки).
– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха».
VII. Первичное восприятие произведения.
Чтение подготовленным учеником текста произведения В.П. Астафьева «Капалуха».
– Перед прослушиванием проведем «мозговую гимнастику». Упражнение «Качание головой».
– После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос:
– Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).
– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).
VIII. Повторное чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.
IX. Словарная работа.
- пастьба – луг, где пасут скот
- просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают
- валежник – сухие ветки, сломленные ветром
- черничник – заросли черники
- озираться – оглядываться
- покоробленные леса – искривленные
- редколапые ели – редкие ветви
- робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев
- ощупывать глазами – осматривать внимательно
- напружены – напряжены
- закостенелые крылья – неподвижные
- дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
- космы – взлохмаченные пряди волос
Физкультминутка. Психологическая гимнастика.
– Какое сейчас время года?
- Покажите, что вы замерзли и съежились.
- А теперь отогрелись, потянулись.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
- Несмотря на этот досадный случай, настроение у вас не испортилось.
- Вы решили слепить снеговика. Наклонились. Ставим снежные комы друг на друга.
- Молодцы! Какие снеговики у вас получились! Изобразите восхищение!
- Настроение?
X. Анализ текста.
– Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.
- Описание местности.
- Дети и гнездо.
- Поведение глухарки при виде детей.
– Прочитайте I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Жужжащее чтение I части до слов «Я поспешил…»).
– Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес, черничник.
– Читаем II часть про себя до слов « Капалуха металась…».
– Какова основная мысль этой части рассказа?
– Дети решают, как поступить с гнездом.
Гимнастика для глаз.Упражнение «Палец двоится».
– Прочитаем III часть рассказа. (Чтение вслух с элементами вычитывания).
– Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
– При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).
– Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»
– Она боялась за своих детей.
– Почему крылья птицы «закостенели»?
– Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.
– Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?
– Голое брюшко.
– Почему же брюшко у птицы было голое?
– Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.
– А еще что они увидели у птицы?
– На груди трепещет кожа – так часто билось птичье сердце.
– Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?
– «Это от испуга, гнева и бесстрашия…»
– Как вы понимаете такое состояние глухарки?
– Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.
– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
– Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль.
– Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?
– Радостно, легко, весело.
– Почему?
– Они были довольны своим решением не трогать гнездо.
– А капалуха успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.
– «Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею», «Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо».
– Правильно, ребята, капалуха думала только о своих будущих детях.
– Как она слетела с дерева?
– Плавно.
– Почему плавно?
– Она боялась потревожить яйца резкими движениями.
– Птица потихоньку заползла в гнездо.
– После этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?
– Бывает от страха, от радости, от неожиданности.
– Подберите близкое по значению выражение к словам «сидела неподвижно, затаив дыхание».
– Она боялась, что ребята опять вернуться, была счастлива от близости со своим детьми.
– Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».
– Стало ли спокойно на душе у капалухи?
– Нет.
– Почему? Докажите словами из текста.
– «Но вся она была насторожена, вся напружена».
– А как вы понимаете такое состояние?
– Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.
– А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?
– «Сердце капалухи билось сильными толчками».
– Почему?
– Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.
XI. Итог урока.
– Чему учит нас этот рассказ?
– Быть добрыми, заботливыми по отношению к птенцам и детёнышам животных; не обижать их.
– О чем вы задумались, читая этот рассказ?
– Глухарка – настоящая мать.
– Какие материнские чувства ярко проявились в поведении глухарки?
– Любовь, доброта, заботливость, самопожертвование, смелость.
– Назовите тему нашего урока.
– Материнская любовь.
– Что вы узнали об этом чувстве? (Это сильное, бескорыстное, чистое, способное на самопожертвование чувство).
– С чего начинается жизнь?
– Мама – ребенок – семья – дом – Россия – планета – мир.
– А бережет и хранит все это, дети, «любовь»!
– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.
XII. Домашнее задание.
– Домашнее задание каждый выберет для себя сам:
- Выразительное чтение рассказа.
- Пересказ прочитанного произведения.
- Придумать к каждой части рассказа «Капалуха» свои вопросы.