Урок обучения грамоте "Звуки [с] и [с']"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (840 кБ)


Предмет: обучение грамоте.

Образовательная программа: «Школа 2100».

УМК: «Букварь» Р.Н. Бунеев.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить с новым согласным звуком [с] и буквой «с»
  • упражнять в чтении слов с новой буквой
  • совершенствовать фонематический слух, познавательную активность детей, развивать артикуляционный аппарат.
  • формировать навык сознательного чтения, расширять словарный запас и кругозор
  • учить писать строчную букву «с», развивать мелкую моторику

Оборудование:

  • зеркало у каждого ребенка;
  • вырезанная из бумаги буква «о»;
  • учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

Ι. Орг. момент

Эмоциональный настрой на урок: Стоя у парт руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов, улыбнуться. <Слайд 1>

ΙΙ. Повторение 

Произнесите звуки, которые обозначены следующими буквами а,о,и,у,ы. Какие это звуки? Почему? <Слайд 2>

А есть другие звуки не такие напевные. Как мы их называем? Назовите их.<Слайд 3>

IΙΙ. Сообщение темы

1. Загадки <Слайд 4>

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
как гора огромный он
Ты узнал кто это? (слон)

Говорят один рыбак
в речке выловил башмак
Но зато ему потом
на крючок попался.. (сом)

Днем спит, ночью летает,
прохожих пугает (сова)

– Что объединяет эти слова? (животные, начинаются со звука «с»)

– Мы познакомимся с новым звуком, буквой, научимся читать слова и предложения

ΙV. Изучение нового материала

1. <Слайд 5> Сегодня к нам в гости пришли два мальчика. Одного из них зовут Саша, а другого Сева. Но вот беда – наши мальчики близнецы, они так похожи друг на друга, что невозможно понять кто из них Сева, а кто Саша. Узнать имена мальчиков нам помогут схемы, которые они держат в руках. Рассмотрите их, чем они отличаются? Какие согласные звуки в схеме мы обозначаем зелёным цветом? А какие синим? Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на твёрдый согласный звук. Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на мягкий согласный звук

2. Работа над артикуляцией

– Возьмите зеркала. Произнесём протяжно первый звук в слове Саша. В каком положении при произнесении этого звука находятся ваши зубы? Губы? Язык?

– Произнесём протяжно первый звук в слове Сева. Изменилось ли положение зубов? Губ? Языка? Что изменилось в положении язычка

– Дать характеристику звуку [с] ( показать звуковичка) <Слайд 6>

3. Работа по учебнику «Букварь» (с. 62)

*Дорисовать звуковичка

Физминутка

Пойдем в глубь леса, но будем осторожны. В лесу много опасностей. Если произнесу «с» – прячетесь, если нет звука «с» – встаете.

Лиса, трава, барсук, соболь, крыса, кабан, цветы, осы, шишка, синица

4. Знакомство с буквой

Новая буква находится на одном из упавших листьев. Кто сможет узнать? <Слайд 7>

– На что она похожа? <Слайд 8>

  • Шел конь подковами звеня, как буква «с» следы коня.
  • Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.

Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву о (на партах у ребят вдвое сложенные листочки, на которых написана буква о). Как букву «о» превратить в букву «с»?

5. Работа в тетради по печатанию (с. 17)

Напечатать букву «с»

Физминутка <Слайд 9>

Зрительный тренажер

6. Чтение слогов. <Слайд 10>

Налетел ветер, некоторые слоги закрыл облаками, попробуем прочитать.

– Прочитать слоги с мягкой согласной, чтение наоборот

7. <Слайд 11> Сова не пропускает нас. Знаете почему? Она не может выбрать свою схему.

Сколько слогов? Назвать ударный слог. Назовите первый, второй слог. Твердые или мягкие согласные в этих слогах?

8. Работа в «Прописи» (обложка, часть 3)

– Написать буквы носом (и, н, р, г, о)

– Посмотрите на букву, запомните. Закройте глаза, представьте, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранную букву. Открыть глаза, посмотреть на нее.

– Мудрая сова научит нас писать письменную строчную букву «с». Сравнить письменную и печатную букву. Из какого элемента состоит?

– Обвести этот элемент на картинках.

– Показ буквы учителем на доске, обвести на табло

– Письмо буквы на 1 строке

9. Работа по слоговой таблице <Слайд 12>

– Прочитать слоги

10. Работа в «Прописи» (обложка)

– Нам нужно научиться писать слоги, которые только что прочитали

– Прописать слоги 5 раз, дополнить до слова <Слайды 13-14>

Сон, сок
Сито, сироп
Сутки
Сыр, сын, осы

11. Чтение слов <Слайды 15-17>

Ус        сон        стон        рост
Усы   сок   стоп   торс
Усик   сын   сток   трос
Усики   сынок   стук   ступа

– Чтение слов 1 столбика

Прочитать самое длинное слово, самое короткое. Обратить внимание, что у этих слов одинаковая часть. Это корень слова.

– Чтение слов 2 столбика про себя

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет; большое слово, обозначающее маленький предмет

– Чтение слов 3 столбика хором

Прочитать слово, обозначающее слив воды

Чтение слов 4 столбика тихо-громко

Значение каких слов непонятно

  • Трос – стальной канат
  • Торс – туловище

Прочитать слово, обозначающее предмет без которого не мог обойтись один из сказочных героев

12. Работа с текстом (с.62) <Слайд 18>

Мудрая сова рассыпала буквы. Помогите собрать (сопка)

Рассмотрите иллюстрацию. О чем будем читать? ( На картинке изображен пейзаж, будем читать о природе)

– Как называется текст? Что такое сопка?

– Чтение про себя.

– Что растет у сопки? Что растет у куста? Как это понять? (появились новые побеги)

– Повторное чтение вслух.

– Совпадает ли взгляд художника и автора текста?

13. Работа в «Прописи» (с.1)

– Дана таблица. Восстановим ее. Напечатаем буквы и прочитаем слова

V. Итог урока