Предмет: обучение грамоте.
Образовательная программа: «Школа 2100».
УМК: «Букварь» Р.Н. Бунеев.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- познакомить с новым согласным звуком [с] и буквой «с»
- упражнять в чтении слов с новой буквой
- совершенствовать фонематический слух, познавательную активность детей, развивать артикуляционный аппарат.
- формировать навык сознательного чтения, расширять словарный запас и кругозор
- учить писать строчную букву «с», развивать мелкую моторику
Оборудование:
- зеркало у каждого ребенка;
- вырезанная из бумаги буква «о»;
- учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
Ι. Орг. момент
Эмоциональный настрой на урок: Стоя у парт руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов, улыбнуться. <Слайд 1>
ΙΙ. Повторение
Произнесите звуки, которые обозначены следующими буквами а,о,и,у,ы. Какие это звуки? Почему? <Слайд 2>
А есть другие звуки не такие напевные. Как мы их называем? Назовите их.<Слайд 3>
IΙΙ. Сообщение темы
1. Загадки <Слайд 4>
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
как гора огромный он
Ты узнал кто это? (слон)
Говорят один рыбак
в речке выловил башмак
Но зато ему потом
на крючок попался.. (сом)
Днем спит, ночью летает,
прохожих пугает (сова)
– Что объединяет эти слова? (животные, начинаются со звука «с»)
– Мы познакомимся с новым звуком, буквой, научимся читать слова и предложения
ΙV. Изучение нового материала
1. <Слайд 5> Сегодня к нам в гости пришли два мальчика. Одного из них зовут Саша, а другого Сева. Но вот беда – наши мальчики близнецы, они так похожи друг на друга, что невозможно понять кто из них Сева, а кто Саша. Узнать имена мальчиков нам помогут схемы, которые они держат в руках. Рассмотрите их, чем они отличаются? Какие согласные звуки в схеме мы обозначаем зелёным цветом? А какие синим? Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на твёрдый согласный звук. Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на мягкий согласный звук
2. Работа над артикуляцией
– Возьмите зеркала. Произнесём протяжно первый звук в слове Саша. В каком положении при произнесении этого звука находятся ваши зубы? Губы? Язык?
– Произнесём протяжно первый звук в слове Сева. Изменилось ли положение зубов? Губ? Языка? Что изменилось в положении язычка
– Дать характеристику звуку [с] ( показать звуковичка) <Слайд 6>
3. Работа по учебнику «Букварь» (с. 62)
*Дорисовать звуковичка
Физминутка
Пойдем в глубь леса, но будем осторожны. В лесу много опасностей. Если произнесу «с» – прячетесь, если нет звука «с» – встаете.
Лиса, трава, барсук, соболь, крыса, кабан, цветы, осы, шишка, синица
4. Знакомство с буквой
Новая буква находится на одном из упавших листьев. Кто сможет узнать? <Слайд 7>
– На что она похожа? <Слайд 8>
- Шел конь подковами звеня, как буква «с» следы коня.
- Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.
Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву о (на партах у ребят вдвое сложенные листочки, на которых написана буква о). Как букву «о» превратить в букву «с»?
5. Работа в тетради по печатанию (с. 17)
Напечатать букву «с»
Физминутка <Слайд 9>
Зрительный тренажер
6. Чтение слогов. <Слайд 10>
Налетел ветер, некоторые слоги закрыл облаками, попробуем прочитать.
– Прочитать слоги с мягкой согласной, чтение наоборот
7. <Слайд 11> Сова не пропускает нас. Знаете почему? Она не может выбрать свою схему.
Сколько слогов? Назвать ударный слог. Назовите первый, второй слог. Твердые или мягкие согласные в этих слогах?
8. Работа в «Прописи» (обложка, часть 3)
– Написать буквы носом (и, н, р, г, о)
– Посмотрите на букву, запомните. Закройте глаза, представьте, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранную букву. Открыть глаза, посмотреть на нее.
– Мудрая сова научит нас писать письменную строчную букву «с». Сравнить письменную и печатную букву. Из какого элемента состоит?
– Обвести этот элемент на картинках.
– Показ буквы учителем на доске, обвести на табло
– Письмо буквы на 1 строке
9. Работа по слоговой таблице <Слайд 12>
– Прочитать слоги
10. Работа в «Прописи» (обложка)
– Нам нужно научиться писать слоги, которые только что прочитали
– Прописать слоги 5 раз, дополнить до слова <Слайды 13-14>
Сон, сок
Сито, сироп
Сутки
Сыр, сын, осы
11. Чтение слов <Слайды 15-17>
Ус | сон | стон | рост | |||
Усы | сок | стоп | торс | |||
Усик | сын | сток | трос | |||
Усики | сынок | стук | ступа |
– Чтение слов 1 столбика
Прочитать самое длинное слово, самое короткое. Обратить внимание, что у этих слов одинаковая часть. Это корень слова.
– Чтение слов 2 столбика про себя
Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет; большое слово, обозначающее маленький предмет
– Чтение слов 3 столбика хором
Прочитать слово, обозначающее слив воды
Чтение слов 4 столбика тихо-громко
Значение каких слов непонятно
- Трос – стальной канат
- Торс – туловище
Прочитать слово, обозначающее предмет без которого не мог обойтись один из сказочных героев
12. Работа с текстом (с.62) <Слайд 18>
Мудрая сова рассыпала буквы. Помогите собрать (сопка)
Рассмотрите иллюстрацию. О чем будем читать? ( На картинке изображен пейзаж, будем читать о природе)
– Как называется текст? Что такое сопка?
– Чтение про себя.
– Что растет у сопки? Что растет у куста? Как это понять? (появились новые побеги)
– Повторное чтение вслух.
– Совпадает ли взгляд художника и автора текста?
13. Работа в «Прописи» (с.1)
– Дана таблица. Восстановим ее. Напечатаем буквы и прочитаем слова