Урок окружающего мира "Красная книга". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: познакомить учащихся с редкими и исчезающими растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширять и углублять знания учащихся о животных и растениях мира, России и Москвы;
  2. формировать у учащихся представления об истории и целях создания Красной книги;
  3. формировать экологическую культуру учащихся.

Воспитательные:

  1. продолжать воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
  2. воспитывать аккуратность и усердие в работе.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся интерес к окружающему миру;
  2. развивать словарный запас учащихся;
  3. развивать произвольность психических процессов учащихся;
  4. развивать познавательную активность детей.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, мультимедиапроектор, учебная презентация «Красная книга», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлиана Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что на уроке мы будем дружно работать и помогать друг другу.

– Проверьте, готовы ли вы начать урок: на месте ли учебник, тетрадь, пенал.

– Садитесь.

2. Повторение ранее изученного материала.

– Вспомним, что вы знаете о природе. На какие 2 группы можно разделить природу? (Слайд 1)

– Что относится к живой природе?

– А к неживой?

– О каких царствах живой природы вы читали дома?

3. Подготовка к изучению нового материала.

– Посмотрите на экран. (Слайд 2).

– Назовите, какие растения вы видите. (Венерин башмачок, женьшень, лотос).

– Какие животные представлены? (Белый журавль, дровосек реликтовый, зубр).

– Почему эти растения и животные изображены на красном фоне?

– Правильно. Красный цвет – сигнал опасности! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

– Какая же беда может случиться с этими растениями и животными?

4. Сообщение темы и целей урока.

– Конечно. Сегодня мы поговорим о редких и исчезающих объектах природы и о специальной книге, им посвященной.

5. Изучение нового материала.

– Что же это за книга?

– Отлично. Это Красная книга!

– А что такое Красная книга?

– Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. (Слайд 3)

– Запишите это определение в свои копилки.

– Эти растения и животные могут безвозвратно исчезнуть с лица Земли. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть.

– Как вы думаете, почему?

– Можем ли мы спасти эти растения и животных? Как?

– Конечно, правильно. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Именно для этого и была создана Красная книга.

– Первая Красная книга мира появилась в 1963 году (45 лет назад) и состояла из 2 томов. В настоящее время в Международную Красную книгу внесены 8016 видов растений и животных. (Слайд 4).

– Одним из таких видов животных является амурский тигр.

– Посмотрим видеофрагмент о его жизни. (Слайд 5).

– Это самый северный тигр, обитающий на Дальнем Востоке России. Сейчас на нашей планете на воле живут всего лишь около 500 таких тигров и еще 450 содержатся в зоопарках.

– В нашей стране Красная книга впервые вышла в 1978 году (30 лет назад). Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих растениях и животных уместились в 1 томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. (Слайд 6).

– Последнее издание Красной книги России появилось в 2001 году. Она состоит из 2-х томов, первый посвящен животным, а второй – растениям. Всего в Красную книгу России внесен 231 вид животных и растений.

– Например, бабочка адмирал. Прочитайте рассказ о ней. (Слайды 7-9).

– Почему эту бабочку так назвали?

– Что в ней необычного?

6. Физкультминутка.

– Давайте немного отдохнём. (Слайд 10).

– Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинаем игру «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу.

– Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.

– Волшебный сон закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза!» Внимание... Наступает волшебный сон...

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и равно сесть!

7. Закрепление изученного материала.

– Кроме общероссийской Красной книги, почти в каждом из регионов нашей страны существуют и свои Красные книги. В нашем городе это Красная книга Москвы. Она вышла в 2001 году и содержит 624 страницы. (Слайд 11).

– Вы знаете, что наш город не всегда был таким, как сейчас. На территории большинства современных районов находились леса, в которых жили разнообразные животные.

– Сохранились ли их остатки сейчас? Чем они представлены?

– Как вы думаете, изменился ли состав растений и животных, населяющих Москву?

– Какие же животные и растения стали для нашего города редкими и исчезающими?

– Прочитайте список растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы. (Обыкновенный ёж, заяц-беляк, заяц-русак, серая утка, полевой жаворонок, обыкновенная жаба, кузнечик зелёный, ландыш майский, земляника луговая, подосиновик белый и др.).

– Почему эти виды попали в Красную книгу Москвы? Кто и что повлияло на то, что они стали редкими?

8. Повторение изученного материала.

– Какие виды растений и животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

– Что вам о них известно?

– Прочитаем о некоторых видах редких и исчезающих растений и животных на стр. 82-83 учебника.

– Что еще вы знаете о зубрах? Для обобщения наших знаний прочитаем рассказ на стр.85.

– Спасением зубров от исчезновения занимаются сотрудники Приокско-Террасного государственного заповедника, расположенного в Московской области, где существует специальный зубровый питомник. (Слайд 12).

– Посмотрим видеофрагмент о его работе.

– А теперь выполним задания по Красной книге.

– Что такое Красная книга? (Слайд 13).

– Посмотрите на карточки и подпишите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу <Приложение1>.

– Проверим вашу работу. Сравните свои карточки с экраном. Назовите растения и животных по порядку. (Зубр, женьшень, дровосек реликтовый, венерин башмачок, белый журавль, амурский тигр, бабочка адмирал, лотос).

9. Подведение итогов урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Зачем создана Красная книга?

– Это хорошо, что создана такая книга?

– У кого другое мнение? Докажите.

10. Домашнее задание.

– Ваше домашнее задание – подготовить небольшой доклад о растении или животном, занесенном в Красную книгу.

Приложение 1