Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «моделирование одежды» и научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с понятием “моделирование”, с видами моделирования, со специальностями “художник – модельер”, “конструктор – модельер”.
- На примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки, научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.
- Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
- Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.
Методы обучения: информационно - сообщающий; работа на интерактивной доске.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: ИЗО, история, МХК, черчение.
Материально-техническое оснащение:
- Мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Моделирование фартука».
- Наглядно-демонстрационный материал, манекен, фартук с нагрудником.
- Фломастеры, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.
- Бланки с базовым чертежом фартука для групповой работы. (Приложение 1)
- План работы для «художника- модельера» и «художника- конструктора». (Приложение 2)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. |
II. Сообщение темы и целей урока. (2 мин) | Сообщает тему и цель урока. | Записывают тему в тетрадь. |
III. Повторение пройденной темы. (5 мин) | Предоставляет слово докладчику по теме: «История появления фартука». | Ученик рассказывает о происхождении фартука. |
Задает вопросы на повторение пройденной темы. | Отвечают на вопросы. | |
IV. Изучение нового материала. (10 мин.) | 1. Рассказывает о процессе изготовления одежды, знакомит с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства. | Отвечают на вопросы. |
2. Рассказывает о сочетании цвета, отделки, формы фартука. | В качестве закрепления материала выполняют задания на интерактивной доске. | |
3. Показывает на интерактивной доске STARBOARDприемы технического моделирования фартука. | ||
V. Физкультминутка. (1 мин.) | Выполняет физкультминутку | Выполняют физкультминутку |
VI. Практическая работа | 1. Слушает, корректирует работу учащихся. | Выполняют техническое моделирование фартука на интерактивной доске. |
2. Разбивает учащихся на группы. Дает задание по теме моделирования. | Распределяют роли в группе. Дают название ателье, придумывают эскизы, выполняют техническое моделирование фартука. Защищают свои эскизы фартуков и техническое моделирование. Группы оценивают работу друг друга. | |
VII. Закрепление материала. (3 мин.) | Задает вопросы на закрепление | Отвечают на вопросы |
VIII. Подведение итогов урока.(3мин) | Оценивает работу учащихся. | Говорят о том, чему научились на уроке. |
Прощание. | Убирают рабочие места. Прощание. |
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.
II. Объявление темы и целей урока.
(На доске записана тема урока).
Изложение целей урока.
III. Повторение пройденной темы.
Учитель: Девочки, давайте вспомним, когда и как появился фартук.
Ученик (докладчик) рассказывает об истории появления фартука. (Приложение 3)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя: (Слайды 13,14)
- На какие три группы можно классифицировать фартуки?
- Что такое конструирование?
- Назовите основные конструктивные линии фигуры человека. Покажите на манекене.
- Из скольких деталей состоит фартук с нагрудником? Назовите эти детали.
- Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа фартука с нагрудником? Назовите эти мерки. Покажите эти мерки на манекене.
- Почему чертежи строят на половину фигуры человека?
IV. Изучение нового материала.
Сейчас подробнее рассмотрим этапы процесса изготовления изделия. (Слайд 15)
- 1этап - художественное моделирование, включает в себя составление эскиза одежды, с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. Занимается этим Художник- модельер. (Назовите фамилии знаменитых художников- модельеров). Он должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
- 2 этап- конструирование и техническое моделирование, включает в себя снятие мерок с заказчика, составление базового чертежа изделия, моделирование на основе базового чертежа, расчет количества ткани, фурнитуры и т.д. Эту работу выполняет Конструктор- модельер. Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках
- 3 этап- раскрой изделия. По готовым выкройкам производят раскрой изделия. Занимается этим Закройщик.
- 4 этап – технология изготовления. Разрабатывает этот этап Технолог швейного производства. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учётом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Изготавливает Швея. Оператор швейного оборудования выполняет швейные операции. Вот сколько людей-профессионалов работает над созданием одежды.
Итак, записываем в тетрадь определение. (Слайд16)
Моделирование – это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью.
Чем же должен руководствоваться художник- модельер, чтобы составить эскиз фартука?
- Сочетание цветов. Если фартук шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна совпадать с одной из красок ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым.
Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой. (Слайд 17)
- Сочетание отделки. При изготовлении швейного изделия применяют различные декоративные отделки: тесьма, аппликация, кант, кружева и т.д. (демонстрация отделочных материалов). (Слайд 18)
- Сочетание формы. Если в изделии применяются округлые формы, то это свойство нужно учитывать при моделировании и нижней части, и нагрудника, и кармана.
(Слайд 19)
А теперь, пользуясь интерактивной доской, выполните следующие задания:
- Подберите карман и нагрудник к нижней части фартука, подходящие по форме.
- Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани. (Слайды 20, 21)
Перейдем непосредственно к техническому моделированию фартука.
Процесс моделирования можно разделить на три этапа:
- Определить и нанести линию фасона.
- Разрезать выкройку по линиям фасона.
- Внести изменения в выкройку (раздвинуть или склеить ее согласно модели).
(Слайд 22)
Сейчас мы с вами будем конструкторами-модельерами. Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков.
Перед вами на доске эскиз модели фартука. (Слайд 23). Нужно в основу чертежа внести изменения в соответствии с новой моделью. Нужно учитывать, что чертеж строится на половину фигуры человека. Все изменения вносим с помощью интерактивного пера на доске STARBOARD. (Учитель показывает приемы нанесения новых линий)
- Вход – Экран ПК – Инструменты - Перо- Толщина – Нанести линии – Палитра – Кисть – Закрасить объект.
- Выбрать – Выделить объект – Меню – Группировать – Клон – Выровнять – Отразить – Горизонтально – Список страниц – Сохранить – Экспорт в файл – Название файла (pdf) – Сохранить.
Девочки самостоятельно на интерактивной доске выполняют техническое моделирование фартука. (Слайды 23, 24)
Затем учитель показывает приемы оформления технического моделирования на бумаге.
V.Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
VI. Практическая работа.
Учащиеся разбиваются на 2 группы.
Учитель: Сейчас вы представьте, что работаете в ателье по пошиву одежды. Кто-то из вас будет художником – модельером, кто-то конструктором- модельером. Распределите роли между собой. Я раздаю вам бланки для моделирования. Вы придумываете название своему ателье и вписываете его в бланк. Художники- модельеры зарисовывают эскизы моделей и описывают их фасон, затем передают бланки другому ателье. Другое ателье должно технически смоделировать фартуки по вашим эскизам в М 1:4. Затем модельер и конструктор защищают свои проекты и дают оценку другому ателье. Чтобы ничего не упустить в работе воспользуйтесь планом работы «художника – модельера» и «художника – конструктора»
Текущий инструктаж: учитель направляет работу учащихся, исправляет недочёты с помощью учащихся.
VII. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления нового материала:
- Что такое «моделирование»?
- Назовите виды моделирования.
- Назовите профессии людей, которые работают над созданием одежды.
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся говорят о том, чему научились на уроке. Убирают рабочие места. Прощание.