Цели урока:
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
формировать у детей нормы поведения в природе;
систематизировать знания учащихся о природе;
развивать любознательность, развивать определенные оценочные суждения, учить любить читать художественную и научную литературу, посредством которых происходит познание живой и неживой природы.
Оборудование:
- аудиозапись "Птичьи голоса";
- Красная книга России;
- динамическая картина "На дороге";
- динамическая картина "В лесу";
- мультимедийный проектор;
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте.
Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.
II.
Учитель:
– Добрый день!
Надеемся, что сегодняшнее утро и весь день будут действительно добрыми, весь урок будет посвящен дому, в котором мы живём – Природе.
Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом. Но почему-то, переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом.
Космонавты говорят, что земля — голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи; зелёные леса, прекрасные луга, а не горы мусора и голую, потрескавшуюся землю. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день”.
Очень важно бережно относиться к нашему общему дому-Земле, и всем кто на ней живёт.
III. Проверка домашнего задания
1.Закончи предложение:
Глобус – это модель…
2.Подчеркни то, что относится к неживой природе:
воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок.
3. Подчеркни название хвойных деревьев:
береза, дуб, ель, осина, сосна, кедр, рябина
IV. Работа по теме:
1.Рассматривание слайдов.
– Ребята, посмотрите внимательно слайды и скажите , о чем мы сегодня будем говорить.
1 слайд
Ученик:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года —
Это все вокруг...
(Ребята хором отвечают “природа”)
V. Сообщение темы урока.
Ученик 1:
Давайте будем
Дружить друг с другом
Как птицы с небом
Как поле– с плугом
Как ветер с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
Ученик 2:
Давайте будем
Беречь планету.
По всей вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она.
Учитель: Сегодня мы с вами научимся любить, беречь и уважать природу. Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И сегодня я предлагаю совершить небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, стоит только выйти на порог и оказаться на лесной тропинке.
I станция “Лесная” Звучит мелодия “Голоса птиц”
Учитель: Закройте глаза и мысленно представьте перед собой лес. Что вы представили, услышав звуки леса? Что же такое лес?
Лес – это наше богатство
Без леса нет жизни на земле
Там, где лес, всегда чистый воздух
Лес – это ягоды, орехи, грибы
Лес – это кислород
Лес – это красота
Обобщение:
Ученик 1:
Лес хорош своей неповторимостью,
Пышной зеленью, свежестью,
Ароматом цветов и трав
Ученик 2:
Лес– это и климат страны,
И полноводье рек,
И урожай хлебов,
И здоровье человека.
Не случайно его образно называют:
“Лёгкими земли”
Ученик 3:
Лес предохраняет от загрязнения,
Очищает воздух и воду
Так, воздух соснового, дубового,
липового, берёзового лесов
Уничтожает возбудителей болезней.
Ученик 4:
Лесной воздух снимает усталость, ),
Обеспечивает высокую работоспособность,
Укрепляет и сохраняет здоровье.
Ученик 5:
Нет, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух
Сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои,
Трав и цветов
Поэтому так берегут леса.
Ученик 6:
Лес как беспомощный великан,
который очень легко обидеть,
Он ведь не может за себя постоять
Врагов у него много,
Защитником мало
Поэтому лес надо беречь и оберегать
Как самое дорогое на земле “Зелёное золото”
Учитель: У нас в стране произрастает 18000 видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них колокольчик, ландыш, зверобой. Цветы и травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2, 5 раза.Газа и дыма в 2 раза, а люди за последние 100 лет поставили под угрозу 25 видов растений.
II станция “Экологические знаки”
Учитель: Поговорим об элементарных экологических запретах, которые становятся нормой поведения в природе для каждого человека.
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников;
Учитель: Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения, а также выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Учитель: Пусть красивые растения останутся в природе. Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.
Выросший на лугу цветок находится здесь “у себя дома”. Он связан с другими обитателями луга.
4. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
5. Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.
Слайд “Правило поведения в природе”
V. Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете —
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.
– Какой вред нанес лесам и рекам человек?
– Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: "Правильно ли поступали дети?"
3) "Что такое – хорошо и что такое – плохо"
Инсценировка "У реки"
1 ученик:
Эй, ребята,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
:Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
2 ученик:
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
3 ученик:
Пили квас, консервы ели.
Хоровые песни пели...
Все: Отдохнули и ушли!
Учитель: Верно ли вели себя, отдыхающие? Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)
Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?