Цели урока:
ученик, понимающий, когда в словах надо писать Ь и когда не надо писать Ь;
ученик, умеющий применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
- Определить работу у окончаний.
- Сравнить работу окончаний.
- Выявить закономерность правописания Ь после шипящих у слов, называющих предметы.
Оборудование: Презентация “Когда писать Ь после шипящих в словах, называющих предметы”.
Листы бумаги А-3, фломастер.
Примечание: в презентации слайды меняются по щелчку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– Что обозначает буква Ь в словах: конь, письмо, моль, Васька, угольки?
2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?
Мяч
Ночь
- Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в словах, называющих предметы.
(Здесь и далее под знаком “точка” написан ответ, который появляется на слайде по щелчку мыши только после обсуждения детьми поставленного вопроса).
– Прочитайте школьную пословицу.
3 слайд. Школьная пословица.
Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.
4 слайд. Проблемный вопрос: почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?
5 слайд. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга?
6 слайд. Как узнать, чем слова отличаются друг от друга?
- Надо определить работу окончаний и сравнить её.
7 слайд. Выделите в словах окончания и определите их работу.
- Мяч – ед.ч., И.п., м.р..
- Ночь – ед.ч., И.п., ж.р..
– Сделайте вывод.
В словах м.р. мягкого знака нет, а в словах женского рода – есть.
– Может ли быть так, что только в этих словах такое написание, а в других словах будет по другому?
8 слайд. Найдите отличия между словами и распределите их по группам.
Товарищ, (много) задач, мышь, плащ, (около) дач, калач, (с) крыш, помощь,
(для) лыж, рожь, кирпич, дочь, меч, (из) рощ, вещь.
Время обсуждения – 10 минут.
– Работайте в группах, слова группами записывайте на листах бумаги фломастером.
Самостоятельная групповая работа.
Проверка и обсуждение сделанного. Каждая группа показывает свою работу и доказывает правильность расположения слов в группах.
9 слайд. Проверь себя.
М.р. И.п. ед.ч. |
Ж.р. И.п. ед.ч. |
Ж.р. мн.ч. |
товарищ |
мышь |
(много) задач |
плащ |
помощь |
(около) дач |
калач |
рожь |
(с) крыш |
кирпич |
дочь |
(для) лыж |
меч |
вещь |
(из) рощ |
– Какой можно сделать вывод?
10 слайд. Вывод:
- Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы, пишется только в словах.
Ж.р. ед.ч.
11 слайд.
Чтобы знать, как писать.
Надо род определять!
Если женский род, то надо
Ь знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь!
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши калач,
Врач, малыш, калач и грач!
- Выполните задание. Задание выполняется устно и сразу сверяется со слайдом.
12 слайд. Подберите синонимы с шипящим на конце.
- Доктор – Врач
- Мелкие деньги – мелочь
- Неправда – ложь
- Родник – ключ
13 слайд. Задание для самостоятельных.
Выпишите слова в три столбика. В 1 – выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы можете объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы можете объяснить, почему эта буква не пишется. В 3 – слова, в которых вы пока эту орфограмму объяснить не можете.
Ключ, из-за туч, поплачь, речь, уж, говоришь, выучишь, тушь, кулич, ложь, спишь, мощь.
– Желающие могут поработать у доски.
– Проверка выполненной работы.
14 слайд. Докажи правильность.
Я знаю – Ь |
Я знаю – |
Я не знаю |
речь |
ключ |
поплачь |
тушь |
из-за туч |
говоришь |
ложь |
уж |
выучишь |
мощь |
кулич |
спишь |
15 слайд. Что общего в словах третьего столбика.
- Эти слова называют предметы.
16 слайд. Вывод.
Ь пишется:
- В словах предметах ж.р. ед.ч.
- В словах признаках.
17 слайд. Подбери слова.
Работать можно группами.
18 слайд. Проверь
19 слайд. МОЛОДЦЫ!
Итог урока: Что нового узнали? Чему научились?