Монгольское нашествие на Русь

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: сформировать представление учеников о процессе монгольского нашествия на Русь и об образе коренного населения Золотой Орды.

Задачи урока:

  1. Образовательная – рассказать о Золотой Орде, ее основателях и отношении с Древнерусским государством, познакомить с культурой населения Золотой Орды.
  2. Воспитательная – воспитать уважение детей к культуре других народов на примере татаро-монгольской, помочь понять важность понимания и любви культуры своей малой родины.
  3. Развивающая – продолжить развитие навыков практической и самостоятельной работы, продолжить работу над понятиями, датами и терминами, чтобы в дальнейшем использовать их на практике.

Основные термины, имена, даты, понятия: монголо-татары, Батый, монгольская письменность, дели, гутулы, шаманизм.

Оборудование: опорный конспект, иллюстрации (жилище монголов и ненцев, монгольские вожди, ненцы, монгольская письменность, компьютерный диск с монгольскими мелодиями), презентация по теме, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Как всегда, сначала запишем домашнее задание.

Д/З: п. 12, обратите внимание на даты, новые имена и термины.

1 вариант: найти имена монгольских вождей

2 вариант: найти названия монгольских городов

3 вариант: написать мини-сочинение от имени монгольского воинами, который отправился завоевывать Древнерусское государство

2. Объяснение нового материала

Итак, что же мы сегодня будем делать, какие цели преследуем? Мы узнаем о том, кто и когда напал на Древнерусское государство, чем сопровождался этот процесс, узнаем об одном из народов, который имеет непосредственное отношение к нашему уроку. Сегодня мы с вами будем работать с документами, учебником, внимательно слушаем, запоминаем, отвечаем на вопросы, это вам пригодится в середине урока, делаем выводы, то есть работаем.

Мордашки – покажите, какое у вас настроение.

Идет рассказ учителя по опоре. Дети записывают конспект по ходу объяснения.

В XII в. Киевская Русь была раздроблена на мелкие княжества и уделы. Каждый князь стремился обогатить только себя и не думал о судьбе своего государства. Русь стала уязвима и беззащитна перед угрозой любых нападений. В 13 веке большую опасность представляло государство Золотая Орда. Когда-то его создал Чингисхан – великий полководец и правитель. Он объединил кочевые племена монголо-татар, которые были искусными и непобедимыми воинами.

(конспект)

В 1223 г. монголо-татары вторглись на территорию половцев. Половцы обратились за помощью к русским князьям. Из них откликнулись 15. И 31 мая 1223 г. на берегу р. Калка состоялось сражение между татаро-монголами и русскими князьями, пришедшими на помощь. Но между русскими князьями не было единого командования, не могли они решить исход сражения, за что были повержены, а на их могилах кочевники устроили пир. После этого сражения монголы вернулись на Родину.

Лишь в 1237 г. они решили продолжить свои завоевания, руководил монголами хан Батый.

(Портрет)

Обратите внимание на его портрет. Что вы можете сказать об этом человеке, какой он, о чем думает, какой у него характер?

(Карта)

Что же завоевал хан Батый? Первым пало Рязанское княжество. Батый ставил унизительные условия русским князьям, но они не поддавались. Рязань пылала 6 дней и была полностью сожжена. В этой битве прославился простой русский воин – Евпатий Коловрат, который вел борьбу против захватчиков.

До наших дней дошла Суздальская летопись, которая повествует о монгольском нашествии. Откройте свои учебники на с. 105. Внимательно прочитайте отрывок из этого документа, чтобы потом ответить на мои вопросы.

В лето 1237. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом… и начали разорять Рязанскую землю и захватили ее до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и села пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.

Вопросы:

  1. Как монголо-татары расправлялись с мирным населением?
    • Распинали, расстреливали, завязывали руки.
  1. В каком году они начали свое нашествие?
    • 1237 г.
  1. Как называется город, который первый пал от рук захватчиков?
    • Рязань
  1. Как расправлялись с имуществом города?
    • Церкви и монастыри сжигали, грабили.

(Слайд с портретами и картой)

Следующим направлением было Владимирское княжество. Против Батыя выступил отряд во главе с воеводой Филиппом Нянькой. Но он не смог удержать натиск монголов. И город Москва был проигран.

3 февраля 1238 г. монголо-татары подошли к Владимиру. Здесь оборону держал воевода Петр Ослядюкович. Но и он не устоял. 7 февраля Владимир был полностью сожжен с красивейшими памятниками культуры.

Позже Батый разделил свою армию и каждая из частей пошла по своим направлениям грабить и убивать.

Следующая главная цель – захватить Новгород. Но ему препятствовал маленький городок – Торжок. Он был небольшим перевалочным пунктом. 2 недели сражались мирные жители. Но город был завоеван.

Потом монголо-татары подошли к небольшому городу – Козельску. Город стоял 2 месяца. Все жители города были перебиты. Козельск сравняли с землей и прозвали “злым городом”.

Обратите внимание на страницу 103 учебника, вы видите “Осаду Козельска”. По этой миниатюре из летописи, что вы можете сказать о героизме русских князей и жителях Козельска? Против кого ведут борьбу жители Козельска? Чем закончилась осада города?

В 1238 г. Батыем завоеваны Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-востока Руси. В 1240 г. был взят Киев. Но Батый не остановился, завоевав большую часть Древнерусского государства. Он устремился в Западную Европу. Лишь в 1242 г. Батый окончил свои завоевания и вернулся на Родину.

Вывод: Итак, мы поговорили о м-т нашествии. Посмотрите, что стало с древнерусским государством: сожжены и разрушены города и деревни, уведены в плен русские жители, особенно богатыри и ремесленники, уничтожены памятники культуры. На долгие годы, попав в зависимость от монгольского государства, Русь погрузилась во мрак и голод. В упадок пришла культура и повседневная жизнь каждого жителя древнерусского государства.

3. Проверка усвоенного материала

Есть ли у вас вопросы по теме? Если у вас нет, то у меня есть несколько. Откройте последнюю страницу своих тетрадей, возьмите карандаши, я вам буду задавать вопросы, вы отвечайте одним словом, а затем проведем взаимопроверку.

Вопросы:

  1. Кто вторгся на территорию Древнерусского государства? (монголо-татары)
  2. Как звали хана, который возглавлял поход против русских князей? (Батый)
  3. В каком году монголо-татары вторглись на территорию Киевской Руси? (1237 г.)
  4. Как называется река, на которой русские князья и монголо-татары впервые встретились? (Калка)
  5. Как называется город, который первый пал под натиском захватчиков? (Рязань)
  6. Как называется город, прозванный монголо-татарами “злым”? (Козельск)
  7. В каком году Батый вернулся на Родину? (1242 г.)

Поменяйтесь тетрадями, отметьте правильные ответы плюсами. Скажите, сколько плюсов у вашего соседа. Если 7 – оценка “5”, если 6-5 – оценка “4”, если 4-3 – оценка “3”.

Молодцы!!!

А теперь немного отдохнем!

(Физминутка) – по рядам.

1 ряд – как бы вы стояли при виде монголо-татар
2 ряд – как бы вы приветствовали русских воевод, отразивших натиск монголов
3 ряд – как бы вы радовались за победу над монголо-татарами

Отдохнули?!

Ребята, сегодня Монголо-татары предстали перед нами злыми воинами, захватчиками, грабителями. Но давайте посмотрим на них с другой стороны. Как они жили? Что носили? Что ели? Монголо-татарская культура мало известная. Живя на крайнем севере, зная обычаи коренного населения, мы можем сравнить эти 2 кочевых народа.

(Предлагается ряд иллюстраций, учитель рассказывает новый материал, параллельно идет сравнение монголо-татарской жизни с жизнью ненцев).

1. Национальная одежда монголов – дели – хорошо приспособлена к кочевому образу жизни и представляет из себя халат, одинаковый для мужчин и женщин. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэк", весной и осенью ватный халат "Ховонтэй дээл". Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси, россомахи, енота, лисьего и собольего меха.

МОНЦАМЭ – Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, табарган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.

Обувь своеобразна. Это гутулы – сапоги с загнутыми кверху носками и толстой подошвой. Внутрь гутула вставляется войлок, поэтому гутулы очень теплые.

2. Традиционное жилище монголов – юрта, разборная или установленная на телеге. Войлочные юрты богато украшались яркими тканями и узором из аппликаций и вышивок.

 

3. "Черная вера" монголов была религией основателя монгольской империи Чингисхана. Согласно летописи Рашид ад-Дина, на собрании-курултае монгольской аристократии шаман Кокэчу провозгласил хана Темучина – Чингисханом. Так религия "Вечно синего неба" на протяжении столетий до прихода буддизма оставалась верой монгольских племен.

Шамана мужчину монголы называли "бoo", женщину "удаган". Все обитатели Северной Монголии населяют духами окружающий человека мир природы. Каждая долина, каждая гора имеют своего духа или хозяина, который по-монгольски называется "сабдык" по-алтайски "ээзи".

Монгольская письменность — особая. Ее наиболее заметной чертой является вертикальное направление письма — это единственная активно использующаяся вертикальная письменность, в которой строки записываются слева направо.

Перед вами лежит монгольское письмо и подсказка к нему. Давайте попробуем разгадать его самостоятельно.

Что же зашифровано в этом письме?

(Ответы учеников)

На самом деле здесь написано:

“Монгол пришел домой. Его встретили жена и дети. Завтра ему в поход. Начнется великая война”

4.Музыка монголо-татар красивая, неторопливая и размеренная, громкая. Давайте послушаем небольшой музыкальный фрагмент. За это время, постарайтесь полностью погрузиться в эту мелодию, и догадайтесь, какие музыкальные инструменты здесь присутствуют (компьютерный диск с монгольскими мелодиями)

5. У каждого человека есть имя, имена были и у монголо-татар. Они давались им с рождения и несли в себе определенное значение. Перед вами ряд монгольских имен, я вам их прочитаю, а вы выберете себе любое, понравившееся вам по звучанию, но мне не говорите.

(Затем учитель произносит имена и говорит, что они означают)

Дэлбее – Лепесток
Алимцэцэг – Яблоневый цветок
Сарнай – Роза
Бяслаг – Сыр
Ундэс – Корень
Лянхуа – Лотос
Мунгуннавч – Серебристый Лист
Арвай – Ячмень

4. Подведение итогов

Итак, наш урок подошел к концу. Вы узнали о м-т нашествии. Сейчас, немножечко подумайте, и сделайте вывод по теме сегодняшнего урока.

(ответы учеников, выводы)

Молодцы. За работу на уроке вы все получили оценки.

Поднимите руки, у кого за письменную работу в тетради 7 +…. “5”.

Сейчас, после того, как вы получили оценки, послушали приятную музыку, покажите, какое у вас настроение?!

(Мордашки)

В заключении хочется сказать, что Древнерусское государство в своей истории подверглось жестокому нашествию со стороны монголо-татар, которые слыли искусными воинами, жестокими убийцами, но при этом их культура, музыка так неповторима и необычна, а их культура завораживает.