Задачи урока:
- формировать у учащихся доброту, милосердие; выявить правильные и ошибочные представления о доброте, добрых делах;
- отрабатывать навыки выразительного чтения,
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать духовность, умение прощать друг друга, понимать и принимать ближнего, стремление делать друг другу добро, раскрывать свои лучшие душевные качества.
Оборудование: экран, проектор, процессор, индивидуальные листы для учеников с текстами рассказов и стихотворений, карточки со словами по теме урока, свечи в безопасных подсвечниках, линейки, цветные карандаши или фломастеры, чистые листочки бумаги.
Ход урока
I. Орг. момент.
Ребята! Я пришла к вам на урок с открытой душой и наполненным сердцем. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть в самих себе. Будьте уверены и у вас все получится.
II. Знакомство с картиной Константина Васильева “Ожидание”.
Под музыку на экране высвечивается репродукция картины К.Васильева “Ожидание”.
III. Обсуждение содержания картины.
– Посмотрите, как автор изобразил свет. Он не только распространяется от свечи, обратите внимание, он исходит изнутри девушки, освещая ее лицо. Это свет души. Запомните, ребята, важно работать над своей собственной душой.
IV. Определение темы урока.
На столе разложены карточки со словами: моей, души, свет. Один из учащихся расставляет их в нужном порядке и прикрепляет к доске. На экране высвечивается тема “Свет души моей”.
V. Работа по теме.
1. Беседа
- Что вы понимаете под словом “доброта”?
- Что означает быть добрым, хорошим человеком?
- Каким человека делает добро?
- Что вы сделали хорошего людям?
- Всегда ли надо быть добрым?
- Что значит милосердный поступок?
- Что такое душа?
2. Высказывания о доброте С. Ожегова, В. Гюго, М. Пришвина.
“Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим” (С. Ожегов);
“Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека” (М. Пришвин);
“Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”. (В. Гюго).
Чтение слайда хором.
- Знакомство с текстом
- Проверка восприятия.
- Повторное чтение самостоятельно, затем вслух.
- Обсуждение прочитанного. Анализ текста.
Приложение 1.
Чтение текста “История хромого” учителем.
– Возьмите, пожалуйста, простые карандаши и линейки. Подчеркните в первом абзаце слова, характеризующие нынешнюю жизнь хорошего человека. Не увлекайтесь, слов не должно быть много. Какие слова вы подчеркнули?
Прочитайте третий абзац. (Один из учеников читает вслух). Отметьте в тексте слова, указывающие на то, каким раньше был нынешний хромой.
А теперь прочитайте два последних абзаца и сделай те вывод.
Не забудьте: ОТ НАШЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖНЕМУ ЗАВИСИТ СОСТОЯНИЕ ЕГО ДУШИ. (Вспомните “Хромой молча, шел вперед, … ему горько было слышать насмешки).
Вывод:
Очень часто наше настроение. Да и самочувствие, напрямую зависит от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители, друзья, одноклассники. Зачастую грубое слово, обидная кличка или прозвище, бестактность, безразличие или непонимание больно ранят нас, что иногда ведет даже к ухудшению самочувствия. Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для других слов.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
VI. Физминутка.
Вы сегодня потрудились для души,
До чего же вы, ребята, хороши.
А сейчас мы все немного отдохнем
И работать с новой силою начнем.
Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем.
Раз – глубокий вдох, все вместе,
Два – покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счет – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счет пять,
Будем делать вдох опять.
Шесть – попрыгаем на ножке,
Правой, левой понемножку.
Семь – улыбка на лице,
Очень красит вас. В конце
Нашей маленькой зарядки
Подгибайте по порядку
Пальцы правой, левой рук,
Не коснулся чтоб недуг
Никаких суставов ваших,
Ни у Юли, ни у Саши.
На счет восемь – потянулись,
В пояснице все прогнулись.
Девять – в окна посмотрели,
Десять – тихо, дружно сели.
7. Работа с текстом “Простить человека – высшее добро”.
Приложение 2
Первичное самостоятельное чтение. Разбор по ролям.
8.Чтение текста по ролям. Анализ прочитанного.
9. Работа с пословицами о доброте.
Доброе слово лечит, злое – калечит.
Добрая молва лежит, а худая бежит.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
За добрые дела добром платят.
Обобщение по прочитанным текстам. Работа в парах постоянного состава.
Работа над понятием “Составляющие души” по карточкам.
На карточках слова: СОСТРАДАНИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, РАВНОДУШИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, СОПРИЧАСТНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, РАДОСТЬ.
– Вам надо, работая в парах, выбрать те слова, которые имеют отношение к произведениям, с которыми мы познакомились сегодня. Положите карточки перед собой. Лишние, которые вы считаете ненужными, отложите в сторону. Проверим, какие карточки вы отложили.
– Посмотрите внимательно, оказывается, равнодушие и безразличие сродни жестокости и грубости. Я желаю, чтобы эти качества, которые, к сожалению, тоже присущи людям, как можно реже встречались на вашем пути.
10. Игра “Согревая солнечным теплом”.
Что мы имеем в виду, когда произносим: “Ты – мое солнышко”, “Мне тепло рядом с тобой”?
Можно сравнить отношения между людьми с солнечной системой: так как солнце согревает одни планеты сильнее, а другие слабее,– одни люди ближе нам, другие дальше.
– Какие чувства вы испытываете по отношению к близким людям?
– Каким образом мы можем дать почувствовать другим людям, что они много значат для вас?
– В центре листа изображено солнце. Пусть этим солнцем будет каждый из вас. Напишите на солнце слово “Я”. Вокруг солнца разместите планеты – людей. Ближе всего к нему будут те, кого он согревает своим теплом сильнее всего.
После выполнения этого задания еще раз нарисуем такую же картинку, только вокруг себя надо расположить людей, от которых им самим тепло. Самая холодная – дальше всего.
Обсуждение работ:
– Одни и те же люди на обеих картинках?
– На какой из них больше людей?
– Почему так получилось?
VII. Домашнее задание
-Игра “Добрый гном”
Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листочек.
Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем никто не должен вытащить себя или рассказывать, кто ему достался.
Правила игры: для того, кто вам достался, вы – “добрый гном”. Это означает, что вы в течение определенного времени, например, недели, должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был “добрым гномом”, узнает позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз.
VIII. Итог урока
1.А теперь я хочу, чтобы вы еще раз сделали самый дорогой подарок друг другу. Встаньте из-за парт, подойдите ко мне и образуйте большой круг (в центре круга 4-5 зажженных свечей в безопасных подсвечниках). Я выбираю из класса 5 учеников, которые наиболее старательно работали на уроке.
Они и начнут дарить своим одноклассникам свет души своей. Делать это прошу вас, молча под музыку, только взглядом показывая другому человеку свое доброе и дружелюбное отношение к нему. (Когда зазвучит музыка, дети, стоящие в центре круга со свечами в руках, начнут перемещаться внутри круга, выбирая глазами человека, к которому они хотели бы подойти и передать свечу, глядя прямо в глаза. После передачи свечи они меняются местами, и тогда следующие 5 человек перемещаются в круге в поисках того, с кем они хотели бы поделиться самым сокровенным. Затем музыка утихает, и учитель предлагает всем оставаться на своих местах.)
2.На экране высвечивается картина К. Васильева “Старец с совой”.
– Посмотрите, ребята, у этого старого человека над головой изображена сова, а это символ мудрости. Он держит свечу, и ее свет символизирует свет души пожилого человека. Он возвышается над лесом и готовится к уходу, но в ногах его горит огонь – пламя мудрости и простоты. Этот огонек и предстоит подхватить и пронести по жизни следующим поколениям – младому племени. Помните, что человек, его душа должны трудиться всегда, что душа не стареет. Давайте мы с вами подхватим хоть малую частицу этого света и пронесем ее через всю жизнь.
IX. Чтение стихотворенияКак бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на Земле.
А. Лесных.
Литература:
- “Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 3” Е.Н.Арсенина. изд. “Учитель” Волгоград с.100;
- “Требования к современному уроку”. М.М. Поташник изд.” Центр педагогического образования” Москва 2007г;
- “Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы” Архарова Л.И, Центр педагогического образования” Москва.
- Настольная книга классного руководителя” 1-4 классы, Москва “Эксмо” 2009 год.
ДУША, понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало (“форма”) живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин “душа” стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.