Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. А наши дети – это дети еще и сельской местности, поэтому многие из них приходят в школу неподготовленными к школьному обучению. Следовательно, это затрудняет их образовательный процесс, некоторые замкнуты, у них не развиты навыки коммуникативного общения, низкий уровень активности и разный познавательный уровень. А основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. И если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению и ко всему, с чем он сталкивается в школе. И моя задача как классного руководителя попытаться предотвратить отрицательное отношение к школе и поднять авторитет ребенка в классе любыми возможностями. Проведя диагностику в своем классе, увидела такие результаты, что 40% учащихся класса замкнуты, у 70% класса не развито коммуникабельное общение и только половина класса подготовлены к школьному обучению.
А моя задача как классного руководителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ребенка. Ведь у каждого ребенка будет своя ситуация успеха. И ребенок должен пережить эту ситуацию. А отсюда очень важно создание и ведение портфолио ученика. Я считаю, что создание портфолио будет способствовать повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Введение портфолио повысит образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю проблему заполнения портфолио актуальной и важной.
Цель: cпособствование созданию истинных, реальных достижений каждого ребенка.
Задачи:
- собрать и изучить материал по портфолио;
- создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
- разработать систему мероприятий по созданию для каждого ученика ситуации переживания успеха.
- включить детей в различные виды деятельности
Ожидаемые результаты:
- сбор и изучение материала по портфолио (методические рекомендации для классных руководителей)
- у 75% учащихся повыситься урочная и внеурочная мотивация;
- повысится активность и самостоятельность учащихся;
- у 50% учащихся разовьются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
- повышение рейтинга учащихся начальной школы;
- повысится у 100% родителей заинтересованность в результатах развития ребенка.
- создание портфолио у 100% учеников класса.
- 50% учащихся класса будут задействованы в исследовательской и проектной деятельности.
Участники:
- Учащиеся класса
- Классный руководитель
- Учителя-предметники
- Родители
- Педагоги дополнительного образования
- Окружающий социум
Механизмы:
– анкетирования
– коллективные творческие дела
– классные часы
– родительские собрания
– работа с учителями-предметниками
– экскурсии
– участие в конкурсах, выставках классного,
школьного и районного уровней
– тренинги
Портфолио ученика ведется по следующим направлениям:
- Титульный лист
- Мой мир
- Моя учеба
- Моя общественная жизнь
- Мое творчество
- Мои впечатления
- Мои достижения
- Отзывы и пожелания
- Работы, которыми я горжусь
(Направления для ведения портфолио в своем классе я взяла с сайта «Солнышко»)
Мероприятия для заполнения портфолио ученика
№ п\п | Мероприятие | Раздел в портфолио | Сроки исполнения | Исполнители | |||
Методическая работа |
|||||||
1. | Что такое портфолио ученика начальных классов. Работа с литературой и интернетом. | Июль – сентябрь | Классный руководитель | ||||
2. | Выпуск методических рекомендации для классных руководителей по оформлению порфолио. | В течение года | Классный руководитель | ||||
3. | Родительское собрание Презентация:«Роль и значение портфолио» | Сентябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители |
||||
4. | Семинар-практикум с учителями начальной школы: «Роль и значение портфолио» | Сентябрь | Классный руководитель, члены МО | ||||
Работа педагогов дополнительного образования |
|||||||
1. | Ярмарка объединений дополнительного образования. | Сентябрь | Педагоги ДО, классный руководитель | ||||
2. | Участие в ярмарке объединений. Занятия в объединении. | ||||||
3. | Составление проекта по безопасному движению «Моя безопасная дорога». | Октябрь | |||||
4. | Составление проекта «Что я могу сделать для ветерана» | Апрель | |||||
5. | Исследовательская работа совместно с родителями: «Что скрыто в имени моем». | Октябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | ||||
6. | Конкурсы рисунков и поделок,
посвященные памятным и красным датам. – 1
сентября |
Мое творчество (Рисунок 4) | В течение года | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
7. | «Мое древо самое большое». Конкурс фотографий. | ||||||
8. | Конкурсы спортивного вида:
|
Мои достижения (Рисунок 1) | |||||
Работа учителей-предметников. |
|||||||
1. | Конкурс «Умники и умницы» | Мои достижения | В течение года | Учителя-предметники, учащиеся | |||
2. | Конкурс «Русский медвежонок» | ||||||
3. | Конкурс молодежный «Старт» | ||||||
4. | Конкурс «Кенгуру» | ||||||
Работа классного руководителя. Цикл классных часов, способствующих созданию для каждого ученика ситуации переживания успеха: |
|||||||
1. | Классный час «Горжусь своим именем» | Мое имя (Рисунок 2) | Октябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
2. | Классный час «Моя малая Родина» | Мой район, мое село | Ноябрь | Классный руководитель, учащиеся класса | |||
3. | Классный час «Школа – …..» | Моя школа | Декабрь | Классный руководитель, учащиеся класса | |||
4. | Проведение классных часов «Мои обязанности в классе», «Как я с этим справляюсь» | Моя общественная жизнь | Сентябрь, 1 раз в четверть. | Классный руководитель, учащиеся класса | |||
5. | Классный час «Мы делимся впечатлениями» Отзыв. | Мои впечатления | В течение года | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
6. | Соц. опрос «С кем я дружу» | Мои друзья | Ноябрь | Классный руководитель, учащиеся класса | |||
7. | Анкетирование «Чем больше всего я люблю заниматься в свободное время» | Мои увлечения | Декабрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
8. | Викторина «Правила дорожного движения – вторая таблица умножения». | Маршрут от дома до школы (Рисунок 3) | Октябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
9. | Составление проекта по безопасному движению «Моя безопасная дорога». | ||||||
10. | Беседа «Школа в моем взгляде» | Моя школа | Декабрь | Классный руководитель, учащиеся класса, | |||
11. | Домашнее сочинение «Что скрывается под этим словом школа» | Моя школа | Декабрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
12. | Анкетирование « Мой любимый урок» | Мои любимые школьные предметы | Декабрь | Классный руководитель, учащиеся класса | |||
13. | Конкурсы рисунков и поделок,
посвященные памятным и красным датам. – 1 сентября – День учителя – День матери – День конституции – Новый год – Рождественские посиделки – 23 февраля – 8 Марта – День школы – День спорта – 9 мая. День Победы – День семьи |
Мое творчество | В течение года | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
14. | Посещение музеев, театров, экскурсии в природу. | Мои впечатления | В течение года | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
15. | Подготовка и участие в классных и в общешкольных мероприятиях, олимпиадах, социальных проектах, акциях по возможностям и способностям детей. | Мои достижения | В течение года | Классный руководитель, учащиеся класса, учителя организаторы | |||
Деятельность родителей и классного руководителя |
|||||||
1. | Исследовательская работа совместно с родителями: «Что скрыто в имени моем». | Мое имя | Октябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
2. | Вечер встреч:«Откуда корни моего рода? Кем горжусь в своей семье»; | Моя семья | Ноябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
3. | – Совместный праздник со всеми членами семьи: «Путешествие по страницам семейного альбома». | ||||||
4. | «Мое древо самое большое». Конкурс фотографий. | Декабрь | |||||
5. | Праздник «Моя семья – это….» | Моя семья | Январь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
6. | Вечер моей мечты. Социальный проект учащихся «Моя безопасная дорога». | Маршрут от дома до школы | Октябрь | Классный руководитель, учащиеся класса, родители | |||
7. | Вечер презентаций портфолио «Что во мне выросло за год» | Май | |||||
Диагностическая деятельность |
|||||||
1. | Мониторинг результатов контрольных (итоговых и текущих), конкурсных и самостоятельных работ по предметам, . | Моя учеба | В течение всего года | Классный руководитель,
учителя-предметники учащиеся класса Администрация школы |
|||
2. | Диагностика развития каждого учащегося. Круглый стол «Возможности и успехи наших детей». |
Май | Классный руководитель, педагоги ДО, учителя-предметники | ||||
3. | Малый педсовет в виде круглого стола «Возможности и успехи наших детей». | Май 2011 г. | Администрация будущий классный руководитель, родители, учителя предметники |
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4