Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по пройденному разделу «В стране сказочных человечков», систематизировать знания о сказочных человечках, их привычках, чертах характера.
Задачи:
- Образовательные – учить работать с текстом, выразительно читать и полным ответом отвечать на вопросы; достичь понимания детьми текста на уровне содержания, смысла; вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью
- Воспитательные – прививать любовь к сказкам; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение слушать и слышать друг друга
- Развивающие – развивать устную связанную речь учащихся, память, мышление, фантазию и творческие способности
Тип урока: урок-повторение, систематизация и обобщение изученного материала.
Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, эвристический, проблемный, интерактивный метод.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно коммуникационные технологии, технология сотрудничества.
Оборудование: выставка книг-сказок, учебник по литературному чтению для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», индивидуальные карточки с заданиями (Приложение 1), презентация к уроку (Приложение 2) выставка детских рисунков «Любимые сказочные герои» (Приложение 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, настрой на работу (Приложение 2, слайд 1)
2. Вступительная беседа
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы закончили раздел «Сказочные человечки», и сегодня они решили все вместе придти к нам на урок. Но они появятся только тогда, когда вы их назовете (Приложение 2, слайд 2).
3. Актуализация опорных знаний
Загадки:
Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.
(Карлсон)
Он весел и не злобен.
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мед – особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок – … (Винни-Пух)
А кто распевает такую песню?
– По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлето,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, – я! (Чиполлино)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы –
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
– Все ли человечки пришли к нам в гости? (Нет Хоббита и Мумии-Тролля)
– Вот, сколько веселых гостей пришли к нам на
урок.
– Скажите, а каких маленьких сказочных
человечков вы еще знаете? (Незнайка, домовенок
Кузя, Белоснежка и семь гномов, Дюймовочка и
другие)
4. Игра-путешествие
– Я предлагаю вам сегодня на уроке отправиться
в путешествия по любимым сказкам, пообщаться еще
раз с нашими любимыми сказочными героями. Но
сначала давайте вспомним названия сказок и их
авторов.
– На доске (Приложение 2,
слайд 3) вы виде задание и такое же задание у вас
на карточках «Задание 1» (Приложение
1).
– Прочитаем, что нужно сделать. (Дети читают:
соедини имя автора и произведение).
– Слева столбик авторов, прочитаем (Учитель
читает имена и фамилии авторов: Туве Янсон,
Джон Толкин, Алан Милн, Алексей Толстой, Джанни
Родари, Астрид Линдгрен). А справа
произведения (Дети читают вслух по одному
названию: «Золотой ключик или приключения
Буратино», «Малыш Карлсон, который живет на
крыше», «Хоббит, «Шляпа волшебника», «Винни-Пух и
все, все, все», «Приключения Чиполлино»).
– Теперь пора приступить к выполнению. Работать
будем в парах, кто первый закончит выполнять
задание, поднимите руку, начнем проверку.
Вспомните, что вы уже знаете и обязательно будьте
внимательны.
– Закончили работу, начинаем проверку, я называю
автора, а вы произведение с которым соотнесли
этого автора (Ответы детей, коллективная
проверка). Молодцы!
– Проверьте свою работу по образцу (Приложение
2, слайд 4), кто выполнил задание верно,
поставьте себе плюсик, а кто допустил ошибки, то
исправьте и поставьте + –.
– Как называются сказки, которые написал
конкретный человек? (Литературные, авторские).
А какой еще вид сказок вы знаете? (Народные)
– Ну вот, мы определили авторов, а теперь
отправляемся в путь (Приложение
2, слайд 5). А поведет нас по сказкам
хорошо известный вам младший домовой Афанасий. В
конце путешествия вы должны ответить на вопрос:
что объединяет главных героев этих сказок? Чему
они нас учат?
Путешествие началось…(Приложение
2, слайд 6)
– Куда мы попали с вами? (В лес хоббитов).
– С каким сказочным героем у вас ассоциируется
этот лес? (Бильбо).
– И здесь вас ждет «Задание 2» (Приложение
1) приготовьте его.
– В задании у вас даны два текста с описанием
леса, ваше задание: найдите описание леса,
соответствующее лесу, по которому путешествовал
Бильбо со своими друзьями. Каждый самостоятельно
прочитайте эти тексты и выберите правильный
ответ.
– Закончили, прочитайте текст с описанием леса
хоббитов (ребенок читает текст 2)
Поднимите руку, кто согласен.
– Молодцы, это верный ответ. Кто справился с
работой, ставит себе + и откладывает работу.
– Но я вас прошу доказать мне, что вы правы.
Неужели этот лес был мрачным? И что же случилось с
нашими героями в этом лесу? (Действительно,
этот лес был страшным и мрачным. Когда Бильбо и
его друзья попали в этот лес, там было страшно и
на них напали пауки).
– А что вы можете сказать о поведении Бильбо?
(Бильбо проявил себя как герой, спас своих друзей.
Бильбо – настоящий друг).
– Молодцы! Давайте отправимся в другую
сказку (Приложение 2,
слайд 7).
– Чем необычен этот герой? (Ответы детей)
– Это взрослый человек или ребенок? (Ответы
детей)
– Верно, значит, Карлсон – «взрослый
ребенок».
– Вас ждет «Задание 3» (Приложение
1) (Приложение 2,
слайд 8).
– Посмотрите внимательно. Справа у нас
перечислены качества героя, прочитаем их (дети
читают вслух по одному качеству). Нам нужно
соотнести какие черты характера у Карлсона от
взрослых, а какие от детей. Работая в паре,
выполните это задание.
– Настало время проверки, прочитайте какие
качества характера, вы отнесли к ребенку? А какие
к взрослому? (Ответы детей)
– Проверьте по образцу и оцените свою работу (Приложение 2, слайд 9).
– Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (Он
очень веселый, любит играть, с ним интересно. Он
хороший друг)
5. Физминутка
– А сейчас пора нам отдохнуть, встанем и сделаем разминку вместе с одним из наших сказочных человечков – Буратино: (Приложение 2, слайд 10)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(Дети под стишок выполняют физические упражнения)
6. Продолжение работы над темой урока
– Продолжим работу, посмотрите на доску (Приложение 2, слайд 11).
– Какие сказочные герои перед нами? (Чиполлино
и Буратино).
– Как вы думаете, почему эти два героя оказались
вместе? (Родом из Италии, Буратино – деревянная
кукла, Чиполлино – луковка).
– Какие черты характера у этих героев сходны?
– Перед нами следующее «Задание 4» (Приложение 1). На листочках
записаны слова, определяющие качества характера.
Прочитаем их (дети читают вслух).
– Выберите те из них, которые вы считаете,
подходят нашим героям. Каждый работает
самостоятельно.
– Проверим вашу работу. Для этого поменяйтесь
друг с другом работами и проверьте работу своего
соседа.
– Какие выделили схожие качества характера
наших героев? (Коллективная проверка, ответы
детей).
– Как вы думаете, какое качество характера самое
главное? (Настоящий друг)
– Отправляемся еще к одному герою, который очень
любит сочинять песенки. Кто это? (Приложение
2, слайд 12).
– Что вы можете рассказать об этом сказочном
герое? Что он больше всего любил делать? (Ответы
детей).
– Давайте послушаем его песенки. Вы учили
наизусть одну из песен («Кто ходит в гости по
утрам…»), попрошу вас хором исполнить песенку
Винни-Пуха. (Дети хором исполняют песню)
– Ну вот, мы и повторили всех сказочных героев
из нашего раздела. Все наши герои такие разные, и
у каждого из вас есть свой любимый, которого вы и
нарисовали дома. А сейчас я предлагаю вам создать
выставку из ваших рисунков «Любимые
сказочные герои» (дети вывешивают свои рисунки
на магнитную доску). Все герои очень разные и
вы очень постарались, молодцы! (Приложение
3)
– Мы с вами познакомились с отрывками из
различных сказок. Для тех, кто хочет поближе
узнать о приключениях любимого героя –
предлагаю обратить внимание на нашу книжную
выставку (ознакомление с книжной выставкой по
прочитанным произведениям)
7. Рефлексия
– Путешествие наше подходит к концу (Приложение
2, слайд 13). Ответьте на главный вопрос
нашего путешествия: Чему же нас учат наши любимые
герои? (Добру, справедливости, дружбе)
– Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что
самое главное в общении не только сказочных
героев, но и нас с вами. У детей задание 5 (Приложение 1). (На
доске начерчен кроссворд и когда дети отгадывают
вопросы, то по одному выходят к доске и
записывают ответ)
– Учитель зачитывает вопросы, дети отгадывают и
записывают в свой кроссворд ответ.
- Приятель Карабаса – Барабаса, собиратель пиявок. (Дуремар)
- Он живет на крыше, у него друг Малыш. (Карлсон)
- Деревянный мальчик, который очень любил приключения. (Буратино)
- Друг Пятачка, по имени Винни-Пух. (Медвежонок)
- Самый смелый Хоббит. (Бильбо)
- Друг Карлсона. (Малыш)
– Какое ключевое слово получилось? (Ключевое
слово – ДРУЖБА)
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Не имей
сто рублей, а имей сто друзей. Друзья
познаются в беде. Нет друга – ищи, а нашел –
береги. Один за всех, а все за одного. Один в поле
– не воин.)
– А только ли сказочным героям помогает дружба и
настоящий друг? (Ответы детей). А кто из вас
умеет дружить и имеет настоящего друга? Желаю
вам быть всегда дружными, никогда не сориться,
всегда помогать друг другу, защищать друг друга.
8. Итог урока (Приложение 2, слайд14)
– Вы большие молодцы. Выставление отметок за работу на уроке самым активным детям и награждение ребят поощрительными призами.