Сказочные человечки

Разделы: Начальная школа


Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по пройденному разделу «В стране сказочных человечков», систематизировать знания о сказочных человечках, их привычках, чертах характера.

Задачи:

  • Образовательные – учить работать с текстом, выразительно читать и полным ответом отвечать на вопросы; достичь понимания детьми текста на уровне содержания, смысла; вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью
  • Воспитательные – прививать  любовь к сказкам; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение слушать и слышать друг друга
  • Развивающие – развивать устную связанную речь учащихся, память, мышление, фантазию и творческие способности

Тип урока: урок-повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, эвристический, проблемный, интерактивный метод.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно коммуникационные технологии, технология сотрудничества.

Оборудование: выставка книг-сказок, учебник по литературному чтению для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», индивидуальные карточки с заданиями (Приложение 1), презентация к уроку (Приложение 2) выставка детских рисунков «Любимые сказочные герои» (Приложение 3).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на работу  (Приложение 2, слайд 1)

2. Вступительная беседа

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы закончили раздел «Сказочные человечки», и сегодня они решили все вместе придти к нам на урок. Но они появятся только тогда, когда вы их назовете (Приложение 2, слайд 2).

3. Актуализация опорных знаний

Загадки:

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.  (Карлсон)

Он весел и не злобен.
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мед – особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок – …  (Винни-Пух)

А кто распевает такую песню?
– По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлето,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, – я!  (Чиполлино)

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы –
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

– Все ли человечки пришли к нам в гости?  (Нет Хоббита и Мумии-Тролля)

– Вот, сколько веселых гостей пришли к нам на урок.
– Скажите, а каких маленьких сказочных человечков вы еще знаете? (Незнайка, домовенок Кузя, Белоснежка и семь гномов, Дюймовочка и другие)

4. Игра-путешествие

– Я предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествия по любимым сказкам, пообщаться еще раз с нашими любимыми сказочными героями. Но сначала давайте вспомним названия сказок и их авторов.
– На доске (Приложение 2, слайд 3) вы виде задание и такое же задание у вас на карточках «Задание 1» (Приложение 1).
– Прочитаем, что нужно сделать. (Дети читают: соедини имя автора и произведение).
– Слева столбик авторов, прочитаем (Учитель читает имена и фамилии авторов:  Туве Янсон, Джон Толкин, Алан Милн, Алексей Толстой, Джанни Родари, Астрид Линдгрен). А справа произведения (Дети читают вслух по одному названию: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Малыш Карлсон, который живет на крыше», «Хоббит, «Шляпа волшебника», «Винни-Пух и все, все, все», «Приключения Чиполлино»).
– Теперь пора приступить к выполнению. Работать будем в парах, кто первый закончит выполнять задание, поднимите руку, начнем проверку. Вспомните, что вы уже знаете и обязательно будьте внимательны.
– Закончили работу, начинаем проверку, я называю автора, а вы произведение с которым соотнесли этого автора (Ответы детей, коллективная проверка). Молодцы!
– Проверьте свою работу по образцу (Приложение 2, слайд 4), кто выполнил задание верно, поставьте себе плюсик, а кто допустил ошибки, то исправьте и поставьте + –.
– Как называются сказки, которые написал конкретный человек? (Литературные, авторские). А какой еще вид сказок вы знаете? (Народные)
– Ну вот, мы определили авторов, а теперь отправляемся в путь (Приложение 2, слайд 5). А поведет нас по сказкам хорошо известный вам младший домовой Афанасий. В конце путешествия вы должны ответить на вопрос: что объединяет главных героев этих сказок? Чему они нас учат?
Путешествие началось…(Приложение 2, слайд 6)
– Куда мы попали с вами? (В лес хоббитов).
– С каким сказочным героем у вас ассоциируется этот лес? (Бильбо).
– И здесь вас ждет «Задание 2» (Приложение 1) приготовьте его.
– В задании у вас даны два текста с описанием леса, ваше задание: найдите описание леса, соответствующее лесу, по которому путешествовал Бильбо со своими друзьями. Каждый самостоятельно прочитайте эти тексты и выберите правильный ответ.
– Закончили, прочитайте текст с описанием леса хоббитов (ребенок читает текст 2)
Поднимите руку, кто согласен.
– Молодцы, это верный ответ. Кто справился с работой, ставит себе + и откладывает работу.
– Но я вас прошу доказать мне, что вы правы. Неужели этот лес был мрачным? И что же случилось с нашими героями в этом лесу? (Действительно, этот лес был страшным и мрачным. Когда Бильбо и его друзья попали в этот лес, там было страшно и на них напали пауки).
– А что вы можете сказать о поведении Бильбо? (Бильбо проявил себя как герой, спас своих друзей. Бильбо – настоящий друг).
–  Молодцы! Давайте отправимся в другую сказку (Приложение 2, слайд 7).
–  Чем необычен этот герой? (Ответы детей)
– Это взрослый человек или ребенок? (Ответы детей)
– Верно, значит,  Карлсон – «взрослый ребенок».
– Вас ждет «Задание 3» (Приложение 1) (Приложение 2, слайд 8).
– Посмотрите внимательно. Справа у нас перечислены качества героя, прочитаем их (дети читают вслух по одному качеству). Нам нужно соотнести какие черты характера у Карлсона от взрослых, а какие от детей. Работая в паре, выполните это задание.
– Настало время проверки, прочитайте какие качества характера, вы отнесли к ребенку? А какие к взрослому? (Ответы детей)
– Проверьте по образцу и оцените свою работу  (Приложение 2, слайд 9).
– Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (Он очень веселый, любит играть, с ним интересно. Он хороший друг)

5. Физминутка

– А сейчас пора нам отдохнуть, встанем и сделаем разминку вместе с одним из наших сказочных человечков – Буратино: (Приложение 2, слайд 10)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

(Дети под стишок выполняют физические упражнения)

6. Продолжение работы над темой урока

– Продолжим работу, посмотрите на доску (Приложение 2, слайд 11).
– Какие сказочные герои перед нами? (Чиполлино и Буратино).
– Как вы думаете, почему эти два героя оказались вместе? (Родом из Италии, Буратино – деревянная кукла, Чиполлино – луковка).
– Какие черты характера у этих героев сходны?
– Перед нами следующее «Задание 4» (Приложение 1). На листочках записаны слова, определяющие качества характера. Прочитаем их (дети читают вслух).
– Выберите те из них, которые вы считаете, подходят нашим героям. Каждый работает самостоятельно.
– Проверим вашу работу. Для этого поменяйтесь друг с другом работами и проверьте работу своего соседа.
– Какие выделили схожие качества характера наших героев? (Коллективная проверка, ответы детей).
– Как вы думаете, какое качество характера самое главное? (Настоящий друг)
– Отправляемся еще к одному герою, который очень любит сочинять песенки. Кто это? (Приложение 2, слайд 12).
– Что вы можете рассказать об этом сказочном герое? Что он больше всего любил делать? (Ответы детей).
– Давайте послушаем его песенки. Вы учили наизусть одну из песен («Кто ходит в гости по утрам…»), попрошу вас хором исполнить песенку Винни-Пуха. (Дети хором исполняют песню)
– Ну вот,  мы и повторили всех сказочных героев из нашего раздела. Все наши герои такие разные, и у каждого из вас есть свой любимый, которого вы и нарисовали дома. А сейчас я предлагаю вам создать выставку из ваших рисунков  «Любимые сказочные герои» (дети вывешивают свои рисунки на магнитную доску). Все герои очень разные и вы очень постарались, молодцы! (Приложение 3)
– Мы с вами познакомились с отрывками из различных сказок. Для тех, кто хочет поближе узнать о приключениях любимого героя – предлагаю обратить внимание на нашу книжную выставку (ознакомление с книжной выставкой по прочитанным произведениям)

7. Рефлексия

– Путешествие наше подходит к концу (Приложение 2, слайд 13). Ответьте на главный вопрос нашего путешествия: Чему же нас учат наши любимые герои? (Добру, справедливости, дружбе)
– Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что самое главное в общении не только сказочных героев, но и нас с вами. У детей задание 5 (Приложение 1). (На доске начерчен кроссворд и когда дети отгадывают вопросы, то по одному выходят к доске и записывают ответ)
– Учитель зачитывает вопросы, дети отгадывают и записывают в свой кроссворд ответ.

  • Приятель Карабаса – Барабаса, собиратель пиявок. (Дуремар)
  • Он живет на крыше, у него друг Малыш. (Карлсон)
  • Деревянный мальчик, который очень любил приключения. (Буратино)
  • Друг Пятачка, по имени Винни-Пух. (Медвежонок)
  • Самый смелый Хоббит. (Бильбо)
  • Друг Карлсона. (Малыш)

– Какое ключевое слово получилось? (Ключевое слово – ДРУЖБА)
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  Друзья познаются в беде.  Нет друга – ищи, а нашел – береги. Один за всех, а все за одного. Один в поле – не воин.)
– А только ли сказочным героям помогает дружба и настоящий друг? (Ответы детей). А кто из вас умеет дружить и имеет настоящего друга? Желаю вам  быть всегда дружными, никогда не сориться, всегда помогать друг другу, защищать друг друга.

8. Итог урока (Приложение 2, слайд14)

– Вы большие молодцы. Выставление отметок за работу на уроке самым активным детям и награждение ребят поощрительными призами.