Задачи урока:
- Образовательная: повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме; контроль знаний.
- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, патриотизма и совершенствовать навыки работы в команде.
Тип урока: обобщающий контроль.
Вид урока: общественный смотр знаний; деловая игра.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки с заданиями (индивидуальными для 1 этапа: по 5 карточек каждого варианта и групповыми заданиями для 3 этапа); жетоны желтые, зеленые и красные; эталоны ответов.
Условия игры:
Участвуют 4 команды по 5 человек.
У каждой команды – свой банкир-консультант,
который отслеживает и контролирует все этапы
игры своей команды.
Игра проводится в 4 этапа.
1 этап. Накопление первоначального капитала
Надо ответить на вопросы карточки, которая уже лежит в конверте на столе каждого ученика с надписью: ЭТАП – 1. Учащиеся вынимают карточку из конверта, подписывают на ней свою фамилию и выполняют задание, проставив «да» или «нет» напротив каждого вопроса. На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Затем банкиры-консультанты собирают карточки, оценивают их по эталонам ответов и выдают каждому ученику заработанное количество жетонов. За каждый правильный ответ: жетон желтого цвета – денежный знак развивающихся стран.
Карточки 1 варианта (5 экземпляров)
В-1
1. Клеточную теорию сформулировали Левенгук и
Бэр.
2. Информация об организме находится в ядре.
3. Основой плазматической мембраны является
билипидный слой.
4. В комплексе Гольджи идет синтез белков.
5. Прокариоты – безъядерные клетки.
Карточки 2 варианта (5 экземпляров)
В-2
1. Ядро – главный органоид клетки.
2. В лизосомах находится клеточный сок.
3. Внутренние мембраны хлоропластов образуют
кристы.
4. Эукариоты не имеют оформленного ядра.
5. Хромосомы – это нуклеопротеиды.
Карточки 3 варианта (5 экземпляров)
В-3
1. Вирусы могут жить только внутри
клетки-хозяина.
2. Биополимеры – это белки, жиры и углеводы.
3. Нуклеотиды в ДНК соединяются по принципу
комплементарности.
4. Клеточный центр состоит из центриолей.
5. Белки состоят из нуклеотидов.
Карточки 4 варианта (5 экземпляров)
В-4
1. АТФ – универсальный источник энергии.
2. Нуклеиновые кислоты синтезируются в ядре.
3. Аминокислоты – мономеры нуклеиновых кислот.
4. Денатурация – это природная структура белка.
5. Биополимеры – это белки, полисахариды и
нуклеиновые кислоты.
У каждого банкира алгоритм ответов своего варианта.
В-1 В-2 В-3 В-4
1. – нет 1. – да 1. – да 1. – да
2. – да 2. – нет 2. – нет 2. – да
3. – да 3. – нет 3. – да 3. – нет
4. – нет 4. – нет 4. – да 4. – нет
5. – да 5. – да 5. – нет 5. – да
Этап 2. Увеличение капитала
Пока банкиры проверяют 1 задание, учащиеся выполняют задание из конверта с надписью: «ЭТАП – 2»
Учитель: Вы можете увеличить свой капитал, если проявите смекалку, сообразительность и знания, конечно. Напишите слова – перевертыши правильно. За каждое верно отгаданное слово – жетон зеленого цвета – доллар.
Вариант 1. Вариант 2.
1. Топазлацми. 1. Ирихимтондо
2. Мысхоморо 2. Лопрыстолха
3. Ротырипока 3. Ираутыкэо
4. Обимосыр 4. Зацогифот
5. Койлыслепта 5. Литогицоя
Алгоритмы ответов у банкиров
Вариант 1. Вариант 2.
1. Цитоплазма 1. Митохондрии
2. Хромосомы 2. Хлоропласты
3. Прокариоты 3. Эукариоты
4. Рибосомы 4. Фагоцитоз
5. Лейкопласты 5. Цитология.
Пока учащиеся выполняют второе задание, банкиры проверяют первое и раздают заработанные желтые жетоны. После выполнения второго задания, банкиры собирают и проверяют его и выдают зеленые жетоны.
3 этап
Учитель: На 3 этапе я предлагаю вам объединиться в акционерные общества «Малые предприятия» по 5 учащихся. Каждое АО получает пакет акций, т.е. вопросов, а поверх конверта скрепкой приколоты цифры от 1 до 5. Каждый ученик берет себе любую цифру (это будет номер его вопроса) и прикалывает себе до того как вскроют конверт. Затем ученики вскрывают конверт, берут свои вопросы из конверта и готовят на них ответ. Если у кого-то возникнут затруднения при ответе на свой вопрос, вы можете обратиться за консультацией к своему банкиру, но за это надо платить жетон, если банкир не знает ответа, то он может обратиться к своему соседу-банкиру, но заплатит 2 жетона (если получит ответ на вопрос), если же второй банкир не знает ответ, то первый не платит ему жетоны, но они обращаются к учителю, и каждый банкир платит по 3 жетона, а ученик – 1 жетон тому, кто дал правильный ответ. За каждый правильный ответ – жетон красного цвета – червонец.
1 конверт
1. Чем отличаются прокариоты от эукариот?
2. Какие функции выполняют белки?
3. Кто и когда сформулировал клеточную теорию и ее
положения?
4. Свойства углеводов.
5. Какими свойствами живых организмов обладают
вирусы?
2 конверт
1. Какое строение имеют белки?
2. Особенности строения и функции митохондрий.
3. Сходства ДНК и РНК.
4. Как размножаются вирусы?
5. Что такое полисомы и какую функцию они
выполняют?
3 конверт
1. Особенности строения и функции пластид.
2. Чем отличается растительная клетка от животной
и грибной?
3. Особенности строения и функции митохондрий.
4. Отличия ДНК и РНК.
5. Что такое биополимеры? Назовите биополимеры и
их мономеры.
4 конверт
1. Каково строение вирусов?
2. Что называют редупликацией ДНК и как она
происходит?
3. Какова роль и состав ядрышка?
4. Что такое денатурация и как она происходит?
5. Строение и функции АТФ.
4 этап. Начисление дивидендов. Итог урока
Подсчет количества жетонов и выставление оценок.
У кого за урок 5 – домашнего задания нет;
У кого за урок 4 – д/з – записи в тетради.
У кого за урок 3 : д/з – текст учебника + записи в
тетради.