Урок развития речи. Описание предмета (дымковской игрушки). 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Оборудование: выставка выполненных учащимися дымковских игрушек, иллюстрации дымковских фигур; фотографии, отражающие творческий процесс изготовления игрушек учащимися на уроках ИЗО; раздаточный материал, презентация «Как мы изготавливали дымковские игрушки», лингвистические словари.

Цели урока:

  • развитие  устной  и письменной  речи;
  • формирование навыков отбора языковых средств, соответствующих задаче создания текста;
  • формирование навыков написания сочинения-описания;
  • воспитание умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя. Целеполагание

Каждый урок – это путешествие в страну знаний. И сегодня наш путь лежит на родину дымковской игрушки. Результатом путешествия должно стать сочинение-миниатюра на тему «Описание дымковской игрушки». Для этого нам нужно будет представить себя сначала художником, затем писателем. Нам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутье.

Вам необходимо выбрать тему сочинения. Ознакомьтесь с  разноуровневыми заданиями.

Задания по уровням сложности.

1 уровень. Описание характерных признаков предмета.
2 уровень. Сочинение-описание (в художественном стиле).
3 уровень. Сочинение – описание «Оживи игрушку» (характер, производимое впечатление).

2. Основное содержание урока

1) Вопросы.

– Какие типы речи мы знаем?
– Что характерно для описания?
– Что нужно знать, приступая к работе над сочинением-описанием?

(Советы пишущему.
– Мы должны увидеть в предмете нечто замечательное, свойственное только ему.
– Для того чтобы ярко, образно описать предмет, необходимо собрать богатый языковой материал.
– Записывая свои впечатления, нужно найти единственно нужные слова.)

И, конечно, начинаем мы со сбора рабочего материала.

2) Сообщения учащихся о дымковской игрушке.

Слово учителя.

– Какие чувства испытывали умельцы, создавая свои творения? (Ощущение праздника, стремление передать радость от прихода весны, надежду на урожай. )
500 человек в слободе Дымково в 19 веке владели ремеслом создания дымковской игрушки. И можно понять, как измучился человек зимой без солнца, а следовательно, и без радости. И все свои надежды он воплотил в маленькой фигурке. И несет эту радость, надежду на счастье нам от наших предков дымковская игрушка.
– А как мы создавали дымковскую игрушку?

3) Обращаемся к выставке дымковских игрушек, изготовленных учащимися своими руками.

Просмотр презентации «Как мы создавали дымковскую игрушку?»

4) Сбор материала для сочинения.

1. Работа с текстом (выделяем маркером существенное). См. Приложение 1.
2. Какими словами можно передать впечатление от увиденного?
3. Заполнение таблицы. См. Приложение 2.
– Каких речевых ошибок следует избежать? (Неоправданный повтор одного и того же слова, произвольное деление на абзацы и др.)

3. Написание учащимися сочинения на выбранную тему

Приложение 3