Оборудование: выставка выполненных учащимися дымковских игрушек, иллюстрации дымковских фигур; фотографии, отражающие творческий процесс изготовления игрушек учащимися на уроках ИЗО; раздаточный материал, презентация «Как мы изготавливали дымковские игрушки», лингвистические словари.
Цели урока:
- развитие устной и письменной речи;
- формирование навыков отбора языковых средств, соответствующих задаче создания текста;
- формирование навыков написания сочинения-описания;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя. Целеполагание
Каждый урок – это путешествие в страну знаний. И сегодня наш путь лежит на родину дымковской игрушки. Результатом путешествия должно стать сочинение-миниатюра на тему «Описание дымковской игрушки». Для этого нам нужно будет представить себя сначала художником, затем писателем. Нам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутье.
Вам необходимо выбрать тему сочинения. Ознакомьтесь с разноуровневыми заданиями.
Задания по уровням сложности.
1 уровень. Описание характерных признаков
предмета.
2 уровень. Сочинение-описание (в
художественном стиле).
3 уровень. Сочинение – описание «Оживи
игрушку» (характер, производимое впечатление).
2. Основное содержание урока
1) Вопросы.
– Какие типы речи мы знаем?
– Что характерно для описания?
– Что нужно знать, приступая к работе над
сочинением-описанием?
(Советы пишущему.
– Мы должны увидеть в предмете нечто
замечательное, свойственное только ему.
– Для того чтобы ярко, образно описать предмет,
необходимо собрать богатый языковой материал.
– Записывая свои впечатления, нужно найти
единственно нужные слова.)
И, конечно, начинаем мы со сбора рабочего материала.
2) Сообщения учащихся о дымковской игрушке.
Слово учителя.
– Какие чувства испытывали умельцы, создавая
свои творения? (Ощущение праздника, стремление
передать радость от прихода весны, надежду на
урожай. )
500 человек в слободе Дымково в 19 веке владели
ремеслом создания дымковской игрушки. И можно
понять, как измучился человек зимой без солнца, а
следовательно, и без радости. И все свои надежды
он воплотил в маленькой фигурке. И несет эту
радость, надежду на счастье нам от наших предков
дымковская игрушка.
– А как мы создавали дымковскую игрушку?
3) Обращаемся к выставке дымковских игрушек, изготовленных учащимися своими руками.
Просмотр презентации «Как мы создавали дымковскую игрушку?»
4) Сбор материала для сочинения.
1. Работа с текстом (выделяем маркером
существенное). См. Приложение 1.
2. Какими словами можно передать впечатление от
увиденного?
3. Заполнение таблицы. См. Приложение
2.
– Каких речевых ошибок следует избежать? (Неоправданный
повтор одного и того же слова, произвольное
деление на абзацы и др.)
3. Написание учащимися сочинения на выбранную тему