Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка [2].
Общеизвестно воздействие художественной
литературы на умственное и эстетическое
развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии
речи дошкольников [3].
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с
греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания[2].
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация [1].
Я второй год работаю по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказок». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.
«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)
Задачи:
- Обучающие:
- называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
- Развивающие:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить звуковые символы с образами.
- Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к животным;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
- мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
- персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
- на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Теремок»;
- рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
- показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
- пение песен про животных;
- чтение стихотворений про животных;
- дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом на стульчиках или на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).
Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и
волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они
живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой
он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.
(Рис.1) Заяц Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту. |
Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.
(Рис.2) Волк Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы. |
Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.
Педагог. Ой, сколько у нас с вами
сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети. …
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом
называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в
берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно
рассказали. А кто скажет как называется сказка, в
которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно
начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими
словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал
молодец, стали они жить-поживать да добра
наживать…
Педагог. А с каких слов начинается
сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок,
ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в
сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).
Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.
После игры дети садятся на свои места.
Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.
(Рис.3) Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка,
стала она в теремке жить. |
Педагог. Ребята, а теперь давайте
поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот
на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы
звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому
что у неё длинный хвостик. Лягушка громко
квакает, у неё большой рот, как будто она всё
время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках
каждого из персонажей <Рисунок 4>.
(Рис.4)
Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.
Список литературы:
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие
мышления дошкольников с помощью мнемотехники:
Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т.Б. Использование метода
мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим
дошкольников с художественной литературой:
Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.