Цели урока:
- создать условия для формирования у детей представления о Вселенной;
- пмочь в усвоении понятий: «звезда», «планета», «Вселенная»;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- формировать у детей умения работать в коллективе.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), символическое изображение звезд, планет, Солнечной системы, свеча, рисунок инопланетянина, теллурий, у каждого ученика – пластилин и черная бумага.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I этап. Организационный момент | |
Сядьте так, как вам удобно. Закройте
глазки, на счет «три» вы откроете глаза и
устремите свой взгляд в середину
нашего круга. Выполнять это нужно в полной
тишине. Учитель в это время зажигает свечу и ставит в середину круга, считает до трех. |
Дети рассаживаются в круг на ковре. Дети открывают глаза и смотрят на горящую свечу |
II этап. Актуализация знаний учащихся | |
Что вы себе представляете? | – Новый год со свечами – Как будто в печке горит огонь. – Звездочку |
Какие интересные у вас представления.
Давайте поговорим о звездочке. Угадайте, где ее
можно увидеть.
На коврик выкладывается голубая бумага. |
– Небо |
А что нас радует на небе днем? | – Солнышко |
Что такое солнце? Показывает модель солнца и кладет на коврик |
Рассказ подготовленного ребенка «Солнце» |
Прочитайте пословицу на доске
«Солнышко в мешок не поймаешь». Как вы это понимаете? |
– Солнце по небу ходит, а остановить его никто не может. |
А вот в загадке говорится: Подходить к дому стала С неба солнце украла. Что это такое? |
– Ночь |
А сейчас еще загадка. Тот, кто
наблюдал за ночным небом, без труда отгадает: Белые
цветочки |
– Звезды |
В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? | Дети высказывают свои предположения. |
III этап. Работа над усвоением новых знаний | |
Чтобы узнать, что такое звезды? Большие они или маленькие? Горячие или холодные? Предлагаю вам побыть астрономами. Нам сейчас понадобится черная бумага и пластилин, чтобы превратить наш коврик в ночное небо. Давайте охарактеризуем звезду как любой предмет. Какие признаки возьмем за основу? Выкладывает карточки: цвет, форма, размер | Цвет, форму, размер |
Так что же такое звезды? Мы узнаем, прочитав текст на с.88 . | Дети читают текст в учебнике (вверху) или делает сообщение «Звезды» подготовленный ученик |
Учитель рядом с карточками «форма» выкладывает карточки с надписями круглые и «цвет»: голубые, белые, желтые, красные. | Звезды по форме круглые, а по цвету разные: голубые, желтые, белые, красные. |
Ребята, а звезды рядом с нами или очень далеко? Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? | Очень далеко Все что далеко, кажется маленьким, а подойдешь поближе – большое. |
Напоминаю, что самая ближайшая к нам звезда – Солнце. | Солнце далеко от нас, а кажется большим,
значит оно еще больше. Другие звезды кажутся точками, значит они еще дальше находятся. |
Они не просто большие, они огромные. Выкладывает
рядом с карточкой «размер» карточку «огромные». Давайте вместе сделаем вывод о звездах – солнцах. Учитель предлагает вылепить из пластилина «звездочки» и разложить на модели ночного неба |
Звезды имеют круглую форму, они
горячие(раскаленные) от них идет свет – это
огромные пылающие шары. Дети моделируют ночное небо. |
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам дали имена. А вы знаете эти названия? (Показ иллюстраций) | Дети дают варианты ответов. |
Почему днем не видны другие звезды?
Почему они становятся видны ночью? (Можно показать с помощью теллурия смену дня и ночи) |
Солнце создает день. Днем незаметен блеск далеких звезд, а когда солнца ночью нет, они становятся видны |
А где живем мы с вами? | На земле |
А что такое Земля? (показ фотографии Земли из космоса) | Это планета |
Что вы можете рассказать о Земле? | Земля круглая. На фотографии мы видим белый, голубой и зеленые цвета. |
Земля – это огромный шар. Его
поверхность не раскалена, сама она не светит.
Самая близкая к нам звезда – это Солнце. Оно дает
нам условие для жизни – тепло и свет. Куда же я
должна положить модель Земли на нашей модели? Учитель кладет модель Земли с карточкой планета ниже Солнца. |
Землю надо положить подальше от Солнца, потому что оно горячее и может нас спалить |
Как вы думаете, существуют еще планеты? | Разные варианты ответов |
А ученик _____ знает об этом целое
стихотворение и поможет выучить планеты нам. (Идет демонстрация планет и спутников) |
(Читает стихотворение подготовленная
ученица или ученик) У солнца большая семья: |
На нашей модели мы видим … | Звезды, планеты, кометы. |
Как все это можно назвать, одним словом? | Космос |
Да, космос, или иначе говорят
«Вселенная» На доске появляется карточка «Вселенная». Ближайшая к нам часть Вселенной – это Солнечная система. Посмотрите на нашу модель и назовите все, что относится к Солнечной системе. |
Солнце, планеты, Земля, Луна. |
Найдите среди предложенных на доске
названий «лишнее» и объясните свой выбор. На доске: Марс, Солнце, Земля. Рассмотрим следующую цепочку. На доске: Луна, Марс, Земля. |
Солнце – звезда. Марс и Земля – планеты. Луна – спутник Земли, а Марс и Земля – планеты. |
IV этап. Первичное закрепление знаний. | |
Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали (убирает таблицу, под ней рисунок инопланетянина) Кто это? | Иннопланетянин |
Оказывается, он все занятие за нами наблюдал, и мы ему понравились. Он хотел бы написать нам письмо, но для этого ему нужен адрес. | Село Бражное, школа, 1 класс. |
Этот адрес годится сейчас, когда
инопланетянин на Земле. Но ведь он улетит к себе
на свою планету. Поэтому ему нужен наш
космический адрес. Учитель выставляет первый столбик карточек, дети подбирают карточки во второй столбик.
|
Солнечная |
V этап. Итог урока | |
Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке: помогали друг другу, узнали много нового. Думаю, теперь вы можете многое рассказать о том, что такое планеты и звезды, каков наш адрес во Вселенной. |