Урок окружающего мира "Солнце светит днем, а звезды ночью". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • создать условия для формирования у детей представления о Вселенной;
  • пмочь в усвоении понятий: «звезда», «планета», «Вселенная»;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • формировать у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), символическое изображение звезд, планет, Солнечной системы, свеча, рисунок инопланетянина, теллурий, у каждого ученика – пластилин и черная бумага.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент
Сядьте так,  как вам удобно. Закройте глазки, на счет «три» вы откроете глаза и устремите    свой взгляд в середину нашего круга. Выполнять это нужно в полной тишине.

Учитель в это время зажигает свечу и ставит в середину круга, считает до трех.

Дети рассаживаются в круг на ковре.

Дети открывают глаза и смотрят на горящую свечу

II этап.  Актуализация знаний учащихся
Что вы себе представляете? Новый год со свечами
– Как будто в печке горит огонь.
– Звездочку
Какие интересные у вас представления. Давайте поговорим о звездочке. Угадайте, где ее можно увидеть.

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

На коврик выкладывается голубая бумага.

 

 

 

– Небо

А что нас радует на небе днем? – Солнышко
Что такое солнце?

Показывает модель солнца и кладет на коврик

Рассказ подготовленного ребенка «Солнце»
Прочитайте пословицу на доске «Солнышко в мешок не поймаешь».
Как вы это понимаете?
– Солнце по небу ходит, а остановить его никто не может.
А вот в загадке говорится:
Подходить к дому стала
С неба солнце украла.
Что это такое?
 

– Ночь

А сейчас еще загадка. Тот,  кто наблюдал за ночным небом, без труда отгадает:

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.

 

– Звезды

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? Дети высказывают свои предположения.
III этап. Работа над усвоением новых знаний
Чтобы узнать, что такое звезды? Большие они или маленькие? Горячие или холодные? Предлагаю вам побыть астрономами. Нам сейчас понадобится черная бумага и пластилин, чтобы превратить наш коврик в ночное небо. Давайте охарактеризуем звезду как любой предмет. Какие признаки возьмем за основу? Выкладывает карточки: цвет, форма, размер  

Цвет, форму, размер

Так что же такое звезды? Мы узнаем, прочитав текст на с.88 . Дети читают текст в учебнике (вверху) или делает сообщение «Звезды» подготовленный ученик
Учитель рядом с карточками «форма» выкладывает карточки с надписями круглые и «цвет»: голубые, белые, желтые, красные. Звезды по форме круглые, а по цвету разные: голубые, желтые, белые, красные.
Ребята, а звезды рядом с нами или очень далеко? Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? Очень далеко
Все что далеко, кажется маленьким, а подойдешь поближе – большое.
Напоминаю, что самая ближайшая к нам звезда – Солнце. Солнце далеко от нас, а кажется большим, значит оно еще больше.
Другие звезды кажутся точками, значит  они еще дальше находятся.
Они не просто большие, они огромные. Выкладывает рядом с карточкой «размер» карточку «огромные».
Давайте вместе сделаем вывод о звездах – солнцах.

Учитель предлагает вылепить из пластилина  «звездочки» и разложить на модели ночного неба

Звезды имеют круглую форму, они горячие(раскаленные) от них идет свет – это огромные пылающие шары.

Дети моделируют ночное небо.

Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам дали имена. А вы знаете эти  названия? (Показ иллюстраций) Дети дают варианты ответов.
Почему днем не видны другие звезды? Почему они становятся видны ночью?

(Можно показать с помощью теллурия смену дня и ночи)

Солнце создает день. Днем незаметен блеск далеких звезд, а когда солнца ночью нет, они становятся видны
А где живем мы с вами? На земле
А что такое Земля? (показ фотографии Земли из космоса) Это планета
Что вы можете рассказать о Земле? Земля круглая. На фотографии мы видим белый, голубой и зеленые цвета.
Земля – это огромный шар. Его поверхность не раскалена, сама она не светит. Самая близкая к нам звезда – это Солнце. Оно дает нам условие для жизни – тепло и свет. Куда же я должна положить модель Земли на нашей модели?

Учитель кладет модель Земли с карточкой планета ниже Солнца.

 

Землю надо положить подальше от Солнца, потому что оно горячее и может нас спалить

Как вы думаете, существуют еще планеты? Разные варианты ответов
А ученик _____ знает об этом целое стихотворение и поможет выучить планеты нам.

(Идет демонстрация планет и спутников)

(Читает стихотворение подготовленная ученица или ученик)

У солнца большая семья:
Меркурий, Венера, Земля,
Марс и планеты – малышки,
А рядом гиганты – братишки:
Огромный Юпитер, красавец Сатурн,
Уран – лежебока и синий Нептун,
Далекий Плутон о кометы…..
Открою я все их секреты.

На нашей модели мы видим … Звезды, планеты, кометы.
Как все это можно назвать, одним словом? Космос
Да, космос, или иначе говорят «Вселенная»

На доске появляется карточка «Вселенная».

Ближайшая к нам часть Вселенной – это Солнечная система. Посмотрите на нашу модель и назовите все, что относится к Солнечной системе.

 

 

Солнце, планеты, Земля, Луна.

Найдите среди предложенных на доске названий «лишнее» и объясните свой выбор.

На доске: Марс, Солнце, Земля.

Рассмотрим следующую цепочку.

На доске: Луна, Марс, Земля.

 

Солнце – звезда. Марс и Земля – планеты.

Луна – спутник Земли, а Марс и Земля – планеты.

IV этап. Первичное закрепление знаний.
Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали (убирает таблицу, под ней рисунок инопланетянина) Кто это? Иннопланетянин
Оказывается, он все занятие за нами наблюдал, и мы ему понравились. Он хотел бы написать нам письмо, но для этого ему нужен адрес. Село Бражное, школа, 1 класс.
Этот адрес годится сейчас, когда инопланетянин на Земле. Но ведь он улетит к себе на свою планету. Поэтому ему нужен наш космический адрес.

Учитель выставляет первый столбик карточек, дети подбирают карточки во второй столбик.

Вселенная
Система
Планета
Страна
Село
Школа

 

 

 

Солнечная
Земля
Россия
Бражное
1 класс

V этап. Итог урока  
Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке: помогали друг другу, узнали много нового. Думаю, теперь вы можете многое рассказать о том, что такое планеты и звезды, каков наш адрес во Вселенной.