Деление на двузначное число. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное и деление круглых чисел в случаях, сводящихся к делению на однозначное число.
  2. Научить делать проверку деления умножением.
  3. Повторить и закрепить нумерацию, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение многозначного числа на однозначное, решение текстовых задач, решение уравнений с комментированием по компонентам действий, понятие периметра треугольника, понятие числового луча, действия с единицами длины и массы, чтение и запись выражений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока.

– Урок у нас будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути. Мы побываем на станциях: Соединялкино, Объяснялкино, Запоминалкино, Задачкино, Проверялкино.

3. Подготовка к изучению нового материала.

– Путешествовать мы будем на поезде. (На доске прикреплён паровоз.)

– Но нам нужен машинист. А его имя зашифровано. Узнать его можно, перевернув карточки. Но прежде чем каждую карточку перевернуть, нужно представить число код в виде разрядных слагаемых.

На карточках написаны цифры:

312

428

648

1.640

36.545

м

и

ш

к

а

– Да, машинист будет Мишка.

Мишка прикрепляется к окошку машиниста.

– Но, какой же поезд с одним паровозом? Нужны вагоны (какое это слово? Словарное). В нашем составе их будет 6. Но на доске их больше. Найдём те из них, которые из нашего состава. На каждом вагончике число. Найдем вагончики, произведение чисел которых равно 54, 80, 56.

6

4

5

20

30

2

8

7

9

Учитель выставляет вагончики. Номера которых назвали дети.

– Поставь вагончики так, чтобы числа на них располагались в порядке возрастания.

Один ученик работает у доски.

– Итак. Наш поезд готов. Отправляемся в путь.

Первая станция Устносчиталкино

  • Длина ветки стланика 6 м. сколько это дм? См?

(6 м=60 дм=600 см)

  • Высота лиственницы 30 м. Вырази эту величину в дм.

(30 м=300 дм)

Вторая станция – Соединялкино. Пока мы доедем до этой станции, вспомним правило деление суммы на число при делении многозначного числа на однозначное на примере 312 : 3 = (300+12):3= 300:3+12:3=100+4=104. Мы раскладываем делимое на суммы чисел удобных для деления: это числа 300 и 12 теперь мы эти числа делим на 3

Эта запись нам удобна? (Нет). Поэтому есть запись – “уголком” или в столбик

Вспомним алгоритм письменного деления:

  • Найти первое неполное делимое
  • Определить число цифр в частном
  • Найти цифры в каждом разряде частного

Мы подъезжаем к станции Объяснялкино. 312/3

– Первое неполное делимое 3, значит в частном будет три цифры, ставим три точки и находим цифры в каждом разряде частного.

– делим сотни: 3 с. делим на 3. Берём по 1, 3*1 = 3, записываю под сотнями. Из тёх вычесть три будет 0.

– Делим десятки: 1 д. делим на 3 , Один десяток нельзя разделить на 3 так, чтобы получились десятки. Поэтому в разряде десятков надо записать 0.

– Делим единицы: 12 делим на 3, берём по 4, 3*4=12. Записываем в разряде единиц. Вычитаем, получилось 0. Решили пример. Да.

Выполним деление 428:4 двумя способами.

1 способ:

1) делим сотни:

                             

2) делим десятки:

                             

3) делим единицы:

                             

2 способ:

428/4= 107

Находим первое неполное делимое– это 4, следовательно в частном будет три цифры, делим на 4, получается 1, проверяю 4*1=4, сносим 2, 2 нельзя разделить на 4, поэтому в частном пишем 0 и сносим 8, теперь 28 делим на 4, получаем 7, проверяем 7* 4= 28. Пример решили: 428:4=107

Подъезжаем к станции Запоминалкино. На этой станции мы поработаем в учебниках на стр. 17 № 3.

Выполни деление углом и сделай проверку:

На доске записаны примеры:

648:6=108 Обратная операция действию делению – умножение. Делаем проверку: частное умножаем на делитель равно делимое

7574:7=1082 1640:8=205 36545:5=7309

Физкультминутка

Замечательно, мы прекрасно справились с заданием и незаметно подъехали к станции Проверялкино. Вы самостоятельно на маршрутных листах решаете примеры № 4 (1 столбик)

318:3=106 504:6=84 972:4=243. Проверяем. Поставьте себе сами оценки. Кто получил “5”? Молодцы, кто получил “4”? Хорошо. Остальные в следующий раз будут работать лучше и тоже получат хорошие оценки.

Внимание! Внимание! Конечная станция Задачкино.

Упряжка оленей с Новогодними подарками на нарте проходит в сутки 40 км, а без подарков в 2 раза больше. Сколько километров пройдёт упряжка за неделю без подарков?

Прочитали задачу. О чём говорится в задаче? В задаче говорится об оленьей упряжке. Сколько километров проходит упряжка с Новогодними подарками в сутки? 40 км. Сколько км упряжка проходит без подарков? Нам незвестно, но сказано, что она проходит в 2 раза больше. Как мы можем записать? (40х2). Какой главный вопрос задачи? Сколько километров пройдёт упряжка за неделю? А неделя – это сколько? (Это 7 дней).

Что узнаем первым действием? (Узнаем сколько километров упряжка пройдёт без новогодних подарков) Как узнаем? (40х2=80 км). Что узнаем вторым действием? (узнаем сколько упряжка пройдёт за 7 дней) как? 80х7=560 км.

Ответили на вопрос задачи? Да. Запишем ответ. Для того, чтобы правильно написать ответ надо еще раз прочитать вопрос задачи. Записываем..

  • Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли оно Вам? Что понравилось? Хотели бы ещё раз отправиться в путешествие на наших уроках?
  • А теперь домашнее задание: в маршрутных листах вы решите остальные примеры из №4.
  • Всем огромное спасибо, мы здорово поработали.