Задачи занятия:
- обобщить и систематизировать знания детей о железнодорожных профессиях;
- познакомить с железнодорожными предприятиями нашего города;
- развивать интерес к железнодорожным профессиям;
- воспитывать уважение к труду железнодорожников;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы, простейшие умозаключения;
- учить детей работать вместе, сообща.
Оборудование и материалы:
- видеозапись (“Экскурсия по городу”);
- телевизор;
- видеокамера;
- игровой модуль “Железная дорога”;
- куклы в железнодорожных костюмах;
- атрибуты для проведения дидактической игры “Угадай и назови профессию”;
- материалы для продуктивной деятельности детей (клей, заготовки вагончиков, салфетки, цветная бумага, ножницы…);
- аудиозаписи песен о железной дороге;
- магнитофон;
- детская железнодорожная форма (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
- беседы с детьми;
- целевые наблюдения;
- рассматривание иллюстраций;
- сюжетно-ролевая игра “Скорый поезд”;
- изготовление поделок из бросового материала;
- изготовление заготовок вагончиков.
Ход занятия
Дети предварительно одеты в железнодорожную форму.
Входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая на вас сегодня необычная одежда. Как, вы думаете, люди какой профессии могут носить такую форму? (ответы и рассуждения детей)
– Какие железнодорожные профессии вы знаете?
(Машинист, помощник машиниста, диспетчер, проводник, контролёр, билетный кассир, путеец, составитель вагонов и др.)
– А как, вы думаете, почему наш детский сад называют железнодорожным? (потому что наши папы и мамы – железнодорожники)
– Правильно, потому что ваши папы и мамы трудятся на железнодорожных предприятиях нашего города.
– Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие по нашему городу…
(Дети рассаживаются на стульчики перед телевизором для просмотра видеозаписи)
– Ребята, кто из вас узнал это здание? (локомотиворемонтный завод). Правильно, это одно из крупнейших предприятий нашего города – Уссурийский локомотиворемонтный завод.
– Расскажите, пожалуйста, что вам известно об этом заводе.
(На заводе ремонтируют локомотивы, тепловозы и электровозы…)
– Дети, у кого из вас папы или мамы работают на заводе?
Чем они занимаются?
(Рассказы детей о труде родителей)
(Продолжение просмотра видеоэкскурсии)
– Ребята, наш локомотив отремонтирован и готов к долгому путешествию по дорогам края и страны. Скажите, кто управляет локомотивом? (Машинист).
– У нашей Дианы папа работает машинистом. Давайте послушаем её рассказ.
– Дети, а есть ещё очень важная и нужная профессия на железной дороге – составитель поездов. А почему она важная, мы узнаем из рассказа Насти о своём папе. (Рассказ сопровождается видеозаписью). (Демонстрируется кадры о железнодорожном вокзале)
– Вы, конечно, все узнали это здание. Вокзал – визитная карточка каждого города. Именно сюда привозят людей пассажирские поезда. В кассах железнодорожного вокзала каждый пассажир должен приобрести проездной билет.
Сейчас Римма расскажет вам о работе своей мамы – билетного кассира (рассказ дополняется кадрами видеозаписи).
– Ребята, а в каких учебных заведениях можно получить железнодорожные профессии?
(Видеозапись с видами железнодорожного техникума, профессионального училища № 16)
Воспитатель: у нашего Ромы мама работает преподавателем в железнодорожном техникуме, давайте послушаем её небольшой рассказ (видеозапись).
Воспитатель: Вот сколько интересного мы с вами узнали о железнодорожных профессиях.
– А сейчас, мы с вами поиграем в одну игру. Она называется “ Угадай и назови профессию”.
Я буду рассказывать об одной из представленных здесь профессий (куклы– путеец, проводник, контролёр, билетный кассир). Вам необходимо догадаться, о какой из них я говорю и молча подойти к кукле данной профессии (игра проводится 4-5 раз).
Двигательная импровизация:
– Я вам буду загадывать загадки, а вы мне покажите отгадку.
Будьте внимательны!
* Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь заслышали гудок. (Поезд, вагоны)
(Дети, двигаясь по залу, имитируют движение поезда)
* Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда.
На колёсах и с трубой,
Хвост волочит за собой. (Поезд)
(Дети имитируют движение поезда через тоннель)
Дети, а вы, когда вырастите, хотели бы работать на железной дороге?
А давайте попробуем отремонтировать локомотив и вагончики.
Будем с вами – ремонтниками.
Продуктивная деятельность детей.
Дети склеивают заготовки вагончиков, 1 ребёнок – собирает локомотив из конструктора.
Воспитатель предлагает детям составить поезд (на каждом вагоне свой порядковый номер)
– Вот какой грузовой состав у нас получился. А груз, который нам необходимо перевезти – тяжёлые шпалы. В каждый вагон нужно загрузить одинаковое количество шпал (счётные палочки) Как же нам это сделать? (Проблемная ситуация)
(Дети принимают решение брать по одной шпале).
После выполнения задания– каждый пересчитывает количество шпал и загружает свой вагон.
– Наш состав может отправляться в дальний путь.
(Звучит аудиозапись песни “Магистраль”)
Детям предлагается запустить игровой модуль “железную дорогу”.
Воспитатель подводит итог занятия.