Цель урока: Популяризация волейбола среди учащихся, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи урока:
- Образовательные : Обучение элементам волейбола
- Оздоровительные: Содействовать дальнейшему развитию опорно-двигательного аппарата. Укрепление Ч.С.С.
- Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, нравственные и морально-волевые качества школьника, интерес к работе и умение обучать товарищей отдельным упражнениям.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Инвентарь: волейбольные мячи, набивные мячи, сетка, разноцветные стойки и фишки (для оформления границ городов страны “Волейболии”)
Ход урока
I. Вводная часть
Построение, приветствие, сообщение задач урока, напоминание о технике безопасности во время проведения урока.
УЧИТЕЛЬ: “Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной и прекрасной стране “Волейболии”. Подойдите к карте, висящей на стене и познакомьтесь с маршрутом, по которому мы с вами начнём путешествовать”. Итак, вы видите, что страна “Волейболия” состоит из городов и областей. В каждом населённом пункте мы с вами побываем, но не во всех сразу, а постепенно, по мере изучения элементов и комбинаций. Сегодня на уроке мы побываем в городах, где обучаются самым важным элементам в волейболе. Жители этих городов и ваши старшие друзья – волейболисты вам покажут и помогут научиться движениям. Но сначала нам предстоит сделать разминку:
Ходьба по залу с произношением речитатива:
Мы идем на физкультуру
Развивать мускулатуру,
Чтоб была у всех фигура,
Как античная скульптура.Хочешь быть здоровым, сильным
Молодым красивым, стильным,
С атлетической фигурой?
Занимайся физкультурой.Что такое физкультура?
Тренировка и игра!
Что такое физкультура?
ФИЗ, и КУЛЬ, и ТУ, и РА!Руки – вверх, руки – вниз… Это ФИЗ.
Крутим шею, словно руль…Это КУЛЬ.
Ловко прыгай в высоту … Это ТУ.
Бегай полчаса с утра … Это РА.
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура –
Вот что значит ФИЗ-КУЛЬ –ТУ -РА!
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно. Опустите!
Поклонитесь. Разогнитесь!
Встаньте. Прямо! Улыбнитесь!
II. Основная часть
Раз, два, три, четыре
Стану всех сильнее в мире
Буду быстр, смел и ловок
Занимаясь волейболом.
На интерактивной доске появляется презентация “ВОЛЕЙБОЛ”, с помощью которой учащиеся знакомятся с историей происхождения игры, с элементами и правилами игры, игровыми ситуациями, с разметкой площадки, выстой сетки – разной для мужчин и женщин, весом волейбольного мяча, техническими и тактическими действиями игроков.
УЧИТЕЛЬ: “Ребята, вот мы с вами и подошли к городу “ДРУЖБА”. В этом городе нужно подружиться со своим мячом. Здесь важно вспомнить правила держания мяча, передачи, ловлю и броски. Игровое задание “Семейка”. Двигаясь по территории города, по сигналу учителя надо построить семьи из 2, 3, 4, 5, 6 мячей. (Разновидность игры: мячи одного цвета; мячи разных цветов)
Учащиеся выполняют упражнения и игровые задания с волейбольными мячами..
- Подбрасывание мяча одной рукой вверх – ловля двумя руками
- Подбрасывание мяча двумя рукой вверх – ловля одной рукой
- Подбрасывание мяча одной рукой вверх – ловля одной рукой
- Подбрасывание мяча двумя руками вверх – ловля двумя руками
- Перебрасывание мяча с одной руки в другую
- Подбрасывание мяча вверх и до ловли сделать хлопки в ладоши
- Перекатывание мяча на прямых руках
- Подбивание мяча вверх прямыми руками
- Подбивание мяча вверх прямыми руками и ловля мяча двумя руками
- Подбивание мяча вверх прямыми руками и ловля мяча одной рукой
УЧИТЕЛЬ: “Следующий город называется “ГОРОД СТОЕК И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ”
Упражнения для обучения стоек
- Учащиеся находятся в шеренге лицом к учителю. По различным сигналам учителя занимающиеся принимают низкую, среднюю, высокую стойки. Сигналы могут быть как зрительные так и звуковые.
- Принятие стоек по команде учителя. Класс делится на команды по 6-8 человек. По заранее обусловленным действиям учителя занимающиеся принимают высокую, среднюю, низкую стойки. Действия учителя: руки вверх – высокая стойка, руки согнутые в локтевых суставах – средняя стойка, руки внизу – низкая стойка. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
- Учащиеся находятся в средней стойке на волейбольной площадке лицом к учителю. По сигналу учителя занимающиеся переносят вес тела с одной ноги на другую или незначительно перемещаются из стороны в сторону.
- Те же, что и упр. 3, но учащиеся находятся в высокой и низкой стойках. Перед выполнением упражнений 3 и 4 учитель объясняет, что находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую, что способствует более быстрому включению мышц в работу при передвижении игрока по площадке.
Упражнения для обучения перемещениям
После объяснения и показа техники перемещений учащиеся выполняют тот или иной способ.
- Ходьба в колонне по одному приставными шагами лицом вперёд правая нога впереди, по сигналу – смена ног.
- Бег по разметке волейбольной площадки с остановками по сигналу.
- Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.
- Бег лицом вперёд, остановка по сигналу учителя и принятие стойки волейболиста.
- Упражнение выполняется в парах. Первый игрок произвольно выполняет комбинации из двух–трёх перемещений в одну сторону с остановками. Второй игрок должен повторить все движения, перемещаясь параллельно партнёру.
- В парах. Игроки стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу учителя они выполняют различные перемещения вперед, назад, в сторону, правым (левым боком приставными и скрестными шагами и т.д.)
- Занимающиеся в шеренге стоят за лицевой линией лицом к сетке. По сигналу они перемещаются приставными шагами или другим способом вдоль всей площадки. У определённых ориентиров или по сигналу учителя они изменяют способ перемещения.
УЧИТЕЛЬ: “А вот город “ПЕРЕДАЙ – ЛОВИ” Здесь необходимо научиться правильно выполнять передачу мяча.
Учащиеся выполняют упражнения с набивными и волейбольными мячами:
- Имитация передачи мяча сверху на месте и после перемещения по сигналу учителя.
- Имитация передачи сверху с волейбольным или набивным мячом (вес 1-2кг.). Мяч удерживается в руках.
- В парах, бросок набивного мяча из положения руки над головой в положении передачи сверху.
- В парах, ловля набивного мяча (1кг.) над головой, в положении приема сверху.
- В парах, броски и ловля набивного мяча (упр. 3, 4 объединённые)
- Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой – в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в “воронку” из ладоней с расставленными пальцами (повторить несколько раз)
- То же, но в положении удара удерживается на месте, а учащийся (пасующий приседает, отнимая руки от мяча и разгибает ноги, снова располагая руки на мяче).
- Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.
- Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстоянии 1,5-2м.
- Передача мяча сверху двумя руками – мяч с расстояния 1,5-2м. набрасывает партнёр.
- Передача мяча в парах на расстоянии 1-2м.
- Передача мяча сверху у стены – многократно с ударом в стену.
УЧИТЕЛЬ: “А вот город “ПОДАВАЙКА”. В этом городе надо научиться правильно выполнять подачу – главный элемент с которого начинается игра. В волейболе применяют несколько разновидностей подачи мяча. Это нижняя боковая подача, нижняя прямая, верхняя боковая и верхняя прямая.
Упражнения для обучения подачи.
- Имитация выполнения подачи
- Удары рукой по неподвижному мячу, который держит партнёр
- Удары по висящему мячу
- Удары по мячу, посланный партнёром
- Подача мяча с ближнего расстояния
- Подача мяча (по выбору учащегося)
УЧИТЕЛЬ: “Ребята, мы прибыли в город, который называется “ПРИНИМАЙКА”. Находясь в этом городе, вам необходимо научиться правильно выполнять приём мяча снизу – важный элемент в игре в команде, которая принимает подачу.
Упражнения для обучения приему мяча снизу.
- Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.
- Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.
- То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.
- В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.
- Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.
- “Жонглирование” мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.
УЧИТЕЛЬ: “Но самый интересный город в стране “ВОЛЕЙБОЛИИ” – это город “ИГРАЙКА”.
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл
Мы играем в Волейбол
Игра в пионербол – обязательное условие: мяч вводится в игру с волейбольной подачи.
III. Заключительная часть
Ходьба по залу, упражнения и игры на внимание.
Построение, подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание: нарисовать рисунок на тему “Волейбол”, повторить изученные элементы, уметь ответить на вопросы, рассматриваемые в презентации.
Организованный уход учащихся.