Путешествие в страну Волейболию

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: Популяризация волейбола среди учащихся, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Обучение элементам волейбола
  2. Оздоровительные: Содействовать дальнейшему развитию опорно-двигательного аппарата. Укрепление Ч.С.С.
  3. Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, нравственные и морально-волевые качества школьника, интерес к работе и умение обучать товарищей отдельным упражнениям.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска

Инвентарь: волейбольные мячи, набивные мячи, сетка, разноцветные стойки и фишки (для оформления границ городов страны “Волейболии”)

Ход урока

I. Вводная часть

Построение, приветствие, сообщение задач урока, напоминание о технике безопасности во время проведения урока.

УЧИТЕЛЬ: “Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной и прекрасной стране “Волейболии”. Подойдите к карте, висящей на стене и познакомьтесь с маршрутом, по которому мы с вами начнём путешествовать”. Итак, вы видите, что страна “Волейболия” состоит из городов и областей. В каждом населённом пункте мы с вами побываем, но не во всех сразу, а постепенно, по мере изучения элементов и комбинаций. Сегодня на уроке мы побываем в городах, где обучаются самым важным элементам в волейболе. Жители этих городов и ваши старшие друзья – волейболисты вам покажут и помогут научиться движениям. Но сначала нам предстоит сделать разминку:

Ходьба по залу с произношением речитатива:

Мы идем на физкультуру
Развивать мускулатуру,
Чтоб была у всех фигура,
Как античная скульптура.

Хочешь быть здоровым, сильным
Молодым красивым, стильным,
С атлетической фигурой?
Занимайся физкультурой.

Что такое физкультура?
Тренировка и игра!
Что такое физкультура?
ФИЗ, и КУЛЬ, и ТУ, и РА!

Руки – вверх, руки – вниз… Это ФИЗ.
Крутим шею, словно руль…Это КУЛЬ.
Ловко прыгай в высоту … Это ТУ.
Бегай полчаса с утра … Это РА.
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура –
Вот что значит ФИЗ-КУЛЬ –ТУ -РА!

  1. Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, с подниманием и выносом прямых ног вперёд, в стороны, выпадами, мелкими шагами) с различным положением рук (в стороны, за голову, вперёд, за спину, вверх, на пояс)
  2. Разновидности бега (приставными шагами правым и левым боком, подскоками, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени, многоскоки, выпрыгивания вверх – вперёд, с изменением направления и скорости движения).
  3. Переход на ходьбу. Упражнения на восстановление дыхания.
  4. ОРУ с волейбольным мячами.
  5. Упражнения на дыхание.

Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно. Опустите!
Поклонитесь. Разогнитесь!
Встаньте. Прямо! Улыбнитесь!

II. Основная часть

Раз, два, три, четыре
Стану всех сильнее в мире
Буду быстр, смел и ловок
Занимаясь волейболом.

На интерактивной доске появляется презентация “ВОЛЕЙБОЛ”, с помощью которой учащиеся знакомятся с историей происхождения игры, с элементами и правилами игры, игровыми ситуациями, с разметкой площадки, выстой сетки – разной для мужчин и женщин, весом волейбольного мяча, техническими и тактическими действиями игроков.

УЧИТЕЛЬ: “Ребята, вот мы с вами и подошли к городу “ДРУЖБА”. В этом городе нужно подружиться со своим мячом. Здесь важно вспомнить правила держания мяча, передачи, ловлю и броски. Игровое задание “Семейка”. Двигаясь по территории города, по сигналу учителя надо построить семьи из 2, 3, 4, 5, 6 мячей. (Разновидность игры: мячи одного цвета; мячи разных цветов)

Учащиеся выполняют упражнения и игровые задания с волейбольными мячами..

  1. Подбрасывание мяча одной рукой вверх – ловля двумя руками
  2. Подбрасывание мяча двумя рукой вверх – ловля одной рукой
  3. Подбрасывание мяча одной рукой вверх – ловля одной рукой
  4. Подбрасывание мяча двумя руками вверх – ловля двумя руками
  5. Перебрасывание мяча с одной руки в другую
  6. Подбрасывание мяча вверх и до ловли сделать хлопки в ладоши
  7. Перекатывание мяча на прямых руках
  8. Подбивание мяча вверх прямыми руками
  9. Подбивание мяча вверх прямыми руками и ловля мяча двумя руками
  10. Подбивание мяча вверх прямыми руками и ловля мяча одной рукой

УЧИТЕЛЬ: “Следующий город называется “ГОРОД СТОЕК И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ”

Упражнения для обучения стоек

  1. Учащиеся находятся в шеренге лицом к учителю. По различным сигналам учителя занимающиеся принимают низкую, среднюю, высокую стойки. Сигналы могут быть как зрительные так и звуковые.
  2. Принятие стоек по команде учителя. Класс делится на команды по 6-8 человек. По заранее обусловленным действиям учителя занимающиеся принимают высокую, среднюю, низкую стойки. Действия учителя: руки вверх – высокая стойка, руки согнутые в локтевых суставах – средняя стойка, руки внизу – низкая стойка. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
  3. Учащиеся находятся в средней стойке на волейбольной площадке лицом к учителю. По сигналу учителя занимающиеся переносят вес тела с одной ноги на другую или незначительно перемещаются из стороны в сторону.
  4. Те же, что и упр. 3, но учащиеся находятся в высокой и низкой стойках. Перед выполнением упражнений 3 и 4 учитель объясняет, что находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую, что способствует более быстрому включению мышц в работу при передвижении игрока по площадке.

Упражнения для обучения перемещениям

После объяснения и показа техники перемещений учащиеся выполняют тот или иной способ.

  1. Ходьба в колонне по одному приставными шагами лицом вперёд правая нога впереди, по сигналу – смена ног.
  2. Бег по разметке волейбольной площадки с остановками по сигналу.
  3. Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.
  4. Бег лицом вперёд, остановка по сигналу учителя и принятие стойки волейболиста.
  5. Упражнение выполняется в парах. Первый игрок произвольно выполняет комбинации из двух–трёх перемещений в одну сторону с остановками. Второй игрок должен повторить все движения, перемещаясь параллельно партнёру.
  6. В парах. Игроки стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу учителя они выполняют различные перемещения вперед, назад, в сторону, правым (левым боком приставными и скрестными шагами и т.д.)
  7. Занимающиеся в шеренге стоят за лицевой линией лицом к сетке. По сигналу они перемещаются приставными шагами или другим способом вдоль всей площадки. У определённых ориентиров или по сигналу учителя они изменяют способ перемещения.

УЧИТЕЛЬ: “А вот город “ПЕРЕДАЙ – ЛОВИ” Здесь необходимо научиться правильно выполнять передачу мяча.

Учащиеся выполняют упражнения с набивными и волейбольными мячами:

  1. Имитация передачи мяча сверху на месте и после перемещения по сигналу учителя.
  2. Имитация передачи сверху с волейбольным или набивным мячом (вес 1-2кг.). Мяч удерживается в руках.
  3. В парах, бросок набивного мяча из положения руки над головой в положении передачи сверху.
  4. В парах, ловля набивного мяча (1кг.) над головой, в положении приема сверху.
  5. В парах, броски и ловля набивного мяча (упр. 3, 4 объединённые)
  6. Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой – в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в “воронку” из ладоней с расставленными пальцами (повторить несколько раз)
  7. То же, но в положении удара удерживается на месте, а учащийся (пасующий приседает, отнимая руки от мяча и разгибает ноги, снова располагая руки на мяче).
  8. Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.
  9. Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстоянии 1,5-2м.
  10. Передача мяча сверху двумя руками – мяч с расстояния 1,5-2м. набрасывает партнёр.
  11. Передача мяча в парах на расстоянии 1-2м.
  12. Передача мяча сверху у стены – многократно с ударом в стену.

УЧИТЕЛЬ: “А вот город “ПОДАВАЙКА”. В этом городе надо научиться правильно выполнять подачу – главный элемент с которого начинается игра. В волейболе применяют несколько разновидностей подачи мяча. Это нижняя боковая подача, нижняя прямая, верхняя боковая и верхняя прямая.

Упражнения для обучения подачи.

  1. Имитация выполнения подачи
  2. Удары рукой по неподвижному мячу, который держит партнёр
  3. Удары по висящему мячу
  4. Удары по мячу, посланный партнёром
  5. Подача мяча с ближнего расстояния
  6. Подача мяча (по выбору учащегося)

УЧИТЕЛЬ: “Ребята, мы прибыли в город, который называется “ПРИНИМАЙКА”. Находясь в этом городе, вам необходимо научиться правильно выполнять приём мяча снизу – важный элемент в игре в команде, которая принимает подачу.

Упражнения для обучения приему мяча снизу.

  1. Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.
  2. Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.
  3. То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.
  4. В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.
  5. Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.
  6. “Жонглирование” мячом – непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

УЧИТЕЛЬ: “Но самый интересный город в стране “ВОЛЕЙБОЛИИ” – это город “ИГРАЙКА”.

Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл
Мы играем в Волейбол

Игра в пионербол – обязательное условие: мяч вводится в игру с волейбольной подачи.

III. Заключительная часть

Ходьба по залу, упражнения и игры на внимание.

Построение, подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание: нарисовать рисунок на тему “Волейбол”, повторить изученные элементы, уметь ответить на вопросы, рассматриваемые в презентации.

Организованный уход учащихся.

Презентация