Цель мероприятия: воспитание правовой культуры и грамотности подрастающего поколения и чувства причастности к международному правовому сообществу.
Задачи мероприятия:
- ознакомить учащихся со статьями Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации по правам человека, частично со статьями Административного кодекса правонарушений; научить применять их в жизни;
- формировать у учащихся правовые знания и законопослушное поведение;
- развивать правовое самосознание;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- воспитывать уважение к правам и свободам личности, ответственность за свои поступки.
Рекомендации по проведению
Для мероприятия необходима предварительная подготовка. Заключается она в следующем. На стенде вывешивается информация: адаптированный текст статей Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации по правам человека, статьи Административного кодекса правонарушений. Информацию учащие в течение недели должны изучить. Также за несколько дней до турнира командам дается домашнее задание:
- приготовить приветствие команды на тему “Мы – граждане правового государства”,
- найти в толковых словарях определения терминов (термины: право, мораль, алиби, превышение пределов необходимой обороны, презумпция невиновности, проступок, поступок, вето).
Для 6 конкурса заранее необходимо приготовить карточки с вопросами и ответами на каждую команду.
Ход мероприятия
Вступительное слово. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды. Компетентное жюри будет оценивать вашу игру и выявит самых грамотных знатоков прав и обязанностей человека в современном обществе.
1.
Конкурс – приветствие команд на тему “Мы – граждане правового государства”Представление команд на 5 минут по теме. Жюри оценивает содержание приветствия, актерское мастерство команд. Наивысший балл в конкурсе – 5.
2. Конкурс “Разминка”
Каждой команде предлагается 5 вопросов. На обдумывание дается 30 секунд. Наивысший балл – 3.
- Назовите основной закон государства.
- Назовите основные государственные символы.
- Какой основной международный документ, закрепляет права детей?
- Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
- Что такое альтернативная служба?
- Имеете ли ребенок право свободно выражать свое мнение?
- Кто несет ответственность за получение вами среднего образования: вы, родители, школа, государство?
- С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?
- Когда отмечается День прав человека?
- Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения?
3. Конкурс “Расшифровка терминов”
Это домашнее задание. Необходимо было поработать со словарями и узнать, что означают следующие слова (каждой команде дается по 4 термина): право, мораль, алиби, превышение пределов необходимой обороны, презумпция невиновности, проступок, поступок, вето.
Наивысший балл в конкурсе за полную и правильную расшифровку термина – 5.
4. Конкурс “Юридическая консультация”
Командам предлагается решить юридические задачки. Наивысший балл – 5.
- Ученик школы, которому исполнилось16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на дискотеке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? Если да, то за что, по какой статье?
- Трое подростков договорились совершить кражу коммерческого киоска (продуктового магазина). Двое начали взламывать дверь, а третий, осознавая отвратительность этих действий, решил отказаться от своего преступного замысла, незаметно отошел в сторону и убежал. Будет ли отвечать за кражу тот, кто убежал?
5. Конкурс “Права человека”
Командам предлагаются иллюстрации из сказок. Задача команды: ответить на вопрос к данной иллюстрации. Наивысший балл – 3.
1.Каким правом воспользовался Балда из сказки А.С. Пушкина “Сказка о попе и его работнике Балде”, нанявшись на работу к попу?
Правом на труд.
(Рисунок 1)
2.Лиса из русской народной сказки “Колобок”, съев колобка, нарушила его право на …
Жизнь.
(Рисунок 2)
3.Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из дома в русской народной сказке “Заюшкина избушка”?
Право на неприкосновенность жилища.
(Рисунок 3)
4.Лягушка из сказки В. Гаршина “Лягушка-путешественница”, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …
Свободное передвижение.
(Рисунок 4)
6. Конкурс “Вопрос-ответ”
Командам выдаются карточки с вопросами и ответами. За 1 минуту необходимо подобрать к каждому вопросу правильный ответ. Наивысший балл – 5.
Вопрос: С каких лет может человек нести уголовную ответственность?
Вопрос: Имеет ли право подросток 13-15 лет совершать торговые сделки?
Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 15 до 18 лет?
Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком или подростком до 15 лет?
Вопрос: Какие отношения регулирует государственное право?
Ответ: Родители или лица, их заменяющие.
Ответ: Несовершеннолетние сами несут ответственность. Вред должен быть возмещен родителями, и ответственность возлагается на родителей, а не на школу или какое-либо другое учреждение.
Ответ: Гражданское право регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения.
Ответ: Нет. Такая сделка является недействительной.
Ответ: С 16 лет человек несет ответственность за совершение любого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет – за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или нанесение повреждений государственному, общественному или личному имуществу граждан, за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.
7. Конкурс Памятка “Я имею право…”
Командам за 5 минут необходимо составить памятку на тему: для вас сказать “Я имею право…” означает…. Наивысший балл – 5.
8. Подведение итогов жюри
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты нарушаешь чьи-то права, то завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу. Мы желаем, чтоб с вами такого не произошло. А теперь слово жюри.
Список литературы
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11классы.-М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. Управление).
- Гаршин В. “Лягушка – путешественница”. – Москва, “Яблоко”, 2004г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., “Издательство ЭЛИТ”, 2006г.
- Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Правовая библиотека образования).
- Пушкин А.С. “Сказка о попе и его работнике Балде”. – Москва, “Яблоко”, 2004г.
- Русская народная сказка “Заюшкина избушка”. – ООО Издательство “Фламинго”, 2002.
- Русская народная сказка “Колобок”. – ООО “РИША-ПРЕСС”, 2003.