Вот уже 3 год я, так же как и все учителя изобразительного искусства Республики Беларусь, оказалась в такой ситуации, когда уроки по нашему предмету заканчиваются в 5 классе. И с ребятами, которые хотят рисовать, чаще приходится встречаться не столько на уроках, сколько на факультативах. Вы знаете, что факультатив, в отличие от урока – дело добровольное. И главная задача, стоящая перед учителями, ведущими их – заинтересовать учеников.
ЦЕЛИ УРОКА: научить создавать фантазийную пространственную конструкцию из расписанных валунов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1) расширение представлений об архитектурных формах, о цвете как выразительном средстве архитектуры;
2) формирование умений создавать объёмный фантастический образ путём комбинации предметов различной формы;
3) формирование умений последовательного выполнения работы (разработка эскиза, его воплощение в материале);
4) развитие творческого воображения, пространственного мышления.
Виды деятельности: рассказ о валунах с использованием наглядных средств, выбор и обсуждение сюжета, уточнение последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность в группах, анализ работ.
Тип занятия: мастер-класс.
Оборудование для учителя: презентация, проектор, макет улицы города, выполненных из расписанных валунов, технологические карты, камни для показа, музыкальное сопровождение, ДВД, телевизор.
Оборудование для слушателей: камни, гуашь или акрил, стаканчики с водой, кисти, простые карандаши.
Оформление классной доски:
С левой стороны – тема урока.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Рассаживание по группам.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Уважаемые коллеги! Вот уже 3 год я, так же как и вы, оказалась в такой ситуации, когда уроки изобразительного искусства заканчиваются в 5 классе. И с ребятами, которые хотят рисовать, чаще приходится встречаться не столько на уроках, сколько на факультативах. Вы знаете, что факультатив, в отличие от урока – дело добровольное. И главная задача, стоящая перед учителями, ведущими их – заинтересовать учеников так, чтобы придя к нам 1 сентября, они с большим желанием занимались до окончания учебного года и писали заявления и на следующий год.
Поэтому я, так же как и вы все, постоянно ищу интересные формы и методы работы с учениками разного возраста.
Летом 2010 года я побывала в ИРО в Бресте на целевых курсах учителей, ведущих факультативы эстетического цикла. Автором одной из лекций была кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики эстетического образования УО “Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина Диченская Елена Анатольевна. Именно она подробно остановилась на интересном методе – росписи валунов.
Поэтому вернувшись с курсов, я заинтересовалась этой темой. Просмотрела много литературы, интернетовских страничек, и решила заняться этим видом искусства на факультативных занятиях с учениками.
Роспись по камню – самый древний из всех видов искусства. Еще в первобытные времена наши предки наносили изображения животных и птиц на покатые стены пещер и отдельные камни. На Востоке до сих пор существует традиция дарить друг другу собственноручно расписанные камешки.
Практически в программе каждого факультатива я нашла такие темы, на которых можно было использовать для изображения не только лист бумаги, но и камень.
Например, 2-й класс. Факультатив “Композиция”. “Царевна-лягушка” (скульптура), “Заколдованный цветок” (декор. композ.), 3 класс. Факультатив “Живопись. Скульптура. Графика.” “Цвет и настроение” (формальная композиция из цветовых пятен), 5 класс. “В мире художественных технологий” “Декоративные технологии. Роспись”.
3. Сообщение цели и задач.
А в 4 классе в 4 четверти есть замечательная тема “Город будущего”. Целью этого урока является: научить создавать фантазийную пространственную конструкцию. На сегодняшнем занятии мы с вами попробуем достичь этой цели, т. е. вы из камней будете создавать дома, машины и другие конструкции, из которых можно будет составить небольшой кусочек города. Вам понадобятся камни различной величины, краски (гуашь, акрил), кисти, карандаши, технологическая карты и ваша фантазия. Если кто-то из наших гостей хочет поучаствовать и создать свой расписанный камень – можете занять место в любой группе.
4. Объяснение нового материала
Вы уже обратили внимание, что работать будете в группах. Каждая группа будет создавать свой проект на заданную тему. Первые этапы работы над проектом: выделение проблемы, формулировка целей, постановка задач, организация творческих групп – мы уже выполнили. Задача следующего этапа – анализ и отбор полученной информации.
Конечно, на обычном камне что-либо изобразить сразу у вас не получится. Камень для начала надо найти, отмыть, обезжирить (для обезжиривания я беру обычный столовый уксус, разбавляю его с водой 1:1 – и состав готов), высушить. И тогда приступать к работе. Ваши камни, как и камни учеников, к работе готовы (всю предварительную подготовку я провела сама).
Рассмотрите технологические карты, которые находятся на ваших партах. (приложение 1, приложение 2.) С помощью этих картах вы сможете нарисовать основные элементы города: дома и машины. А чтобы вам было легче разобраться, как выполняется роспись камня в виде дома, я вам покажу.
Я нашла подходящий камень. Далее – карандашом прорисовала основные элементы. Выбрала цвет, в который будет выкрашены стены – и покрываю им, не закрашивая мелкие детали. Следующая деталь – крыша. Цвет может быть любым. После этого прорисовываем окна и двери. Когда краска подсохнет, черным тоном выделяю эти окна и двери. Добавляем любые элементы декора и – дом готов.
5. Самостоятельная работа в группах.
Сейчас вы приступаете к самостоятельной работе, не забывая, что к концу урока у вас в группе должен появиться город. Т. е. вы должны определиться, кто какую работу будет выполнять, и как вы этот город будете нам представлять. (работа в группах)
6. Презентации групп, подведение итогов.
Наша работа подошла к завершению. Я думаю, что все сегодня плодотворно поработали, узнали что-то новое, попробовали поработать в группах. Надеюсь, что это не последняя наша встреча. Вы помните, что в самом начале я вам рассказывала о восточной традиции. Вы сегодня создали такие камни. Возьмите их и подарите своему соседу. А вам, уважаемые гости, я приготовила камешки, расписанные моими учениками. Спасибо за работу. До свидания.