Использование прикладных программных средств на уроках химии

Разделы: Химия


Урок 1: Закон сохранения массы веществ

Цели урока: усвоение учащимися сущности закона сохранения массы веществ (на атомно-молекулярном уровне) как одного из проявлений фундаментального закона естествознания – закона сохранения энергии; понимание учащимися значения закона для развития химии и наук о природе в целом, а также возможностей применения его для объяснения природных явлений и процессов.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: лекция

Основные методы: объяснительно–иллюстративный (мультимедийная презентация с использованием ППС), метод проблемного изложения учебного материала.

Оснащение урока:

– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
– демонстрационный эксперимент.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Знания, необходимые для восприятия создаваемой на уроке проблемной ситуации, актуализируются в ходе беседы.

– Что такое вещество?
– Чем вещества отличаются друг от друга?
– Какие признаки количественно характеризуют вещества?
– Какие признаки составляют качественную характеристику вещества?
– На какие группы можно разделить свойства вещества?
– В чем заключается особенность химических свойств вещества?

2. Создание проблемной ситуации.

– Как вы думаете, изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия?

/Как правило, ребята предлагают разные варианты ответов/

3. Постановка учебной проблемы.

“Изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия?”

4. Решение учебной проблемы.

Для проверки выдвинутых гипотез проводится демонстрационный эксперимент, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ, который убедит учащихся, что масса веществ в процессе их взаимодействия не изменяется.

5. Доказательство и применение найденного решения.

Доказательство правильности ответа на поставленный проблемный вопрос осуществляется на основе исторического подхода, что позволяет познакомить учеников с историей открытия закона и показать его роль в развитии химической науки. Это достигается демонстрацией анимационных роликов, рисунков и схем. Приложение /СЛАЙДЫ 4 – 8/

 /Материал к слайдам 4-8 взят из ППС “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии”.

Большое значение для формирования естественнонаучной картины мира имеет ознакомление учащихся с историей науки. Как известно, такой темы в курсе химии нет, но на уроке всегда можно найти время для разговора о великих химиках, об открытии химических элементов или синтезе веществ, о становлении научных теорий. Предложенные анимационные ролики включают в себя портреты двух великих ученых, экспериментальные исследования и выводы, сделанные на их основе. Рисунки к роликам позволяют учащимся сравнить опыты этих ученых, установить сходства и различия между ними, сопоставить их с демонстрационным экспериментом и дать формулировку закону сохранения массы веществ./

Ответ на решение еще одной учебной проблемы – “Почему масса веществ в процессе реакции сохраняется”? – необходимо искать в рамках атомно-молекулярноо учения, используя известные учащимся свойства атомов. Для этого также демонстрируется анимационный ролик /СЛАЙД 9/

/Материал к слайду 9 взят из ППС “Электронные уроки и тесты. Химия в школе”.

Во время демонстрации анимационного ролика происходит визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Позволяет увидеть процесс, протекающий на уровне изменения объектов микромира./

В результате просмотра анимационного ролика должен быть сделан вывод: сохранение массы объясняется тем, что атомы в процессе химической реакции не исчезают – происходит лишь их перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ, то количество атомов остается неизменным, следовательно, сохраняется и общая масса веществ.

6. Подведение итогов и закрепление изученного материала.

Рассмотрение нового материала целесообразно завершить раскрытием роли закона сохранения массы веществ как научной основы для написания уравнений химических реакций /СЛАЙД 10/.

Затем учащиеся выполняют интерактивные упражнения /СЛАЙДЫ 11–13/.

/Материал к слайдам 11-13 взят из ППС “Электронные уроки и тесты. Химия в школе”.

При выполнении заданий учащимся предоставляется максимальная помощь в виде различного справочного материала, а по окончании – необходимые комментарии. По каждому упражнению формируется отчет, позволяющий найти ошибки, показать правильные ответы.

Компьютерный контроль дает быструю и объективную оценку результатов./

Урок 2: Уравнения химических реакций

Цели урока: сформировать представление о химических реакциях на основе закона сохранения массы веществ; сформировать умение составлять уравнения химических реакций.

Тип урока: изучение нового материала, обучение умениям и навыкам.

Форма урока: урок-практикум

Оснащение урока:

– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
– раздаточный материал.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

– Что такое явления?

– На какие группы можно разделить явления, происходящие с веществами?

– Чем химические явления отличаются от физических явлений?

– Интерактивное упражнение /СЛАЙД 15/.

/Материал к слайду 15 взят из ППС “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии”.

Данное упражнение позволяет проанализировать каждую картинку, найти признаки, которыми сопровождается то или иное явление и сделать соответствующий вывод./

Какие явления показаны в видеосюжетах? /СЛАЙД 16/

/Материал к слайду 16 взят из ППС “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии”.

Фрагменты художественных фильмов позволяют практически реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью, так как показывает проявление свойств вещества в условиях хорошо знакомых учащимся./

Как мы изображали химические явления на предыдущих уроках?

– Какой закон они отражают?

– Всегда ли удобно ограничиваться использованием таких схем? Почему?

– Можно ли с помощью химических формул записать ту же информацию, которая содержится в графических схемах? Как это сделать?

2. Изучение нового материала.

Для составления определения уравнения химической реакции и расстановки коэффициентов демонстрируются анимационные ролики /СЛАЙДЫ 17–18/

/Материал к слайдам 17–18 взят из ППС “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии”.

Учащимся предоставляется возможность наблюдать, как изображались химические уравнения древними алхимиками.

Кроме определения химической реакции, дается объяснение всем условным обозначениям, которые используются при составлении уравнений химических реакций, что позволяет в дальнейшем использовать их в самостоятельной работе./

Затем организуется работа учащихся по выполнению упражнений на расстановку коэффициентов в незавершенных уравнениях реакций, серия которых записана на доске. В это время учитель работает с учащимися, которые еще не готовы действовать самостоятельно.

3. Подведение итогов и закрепление изученного материала.

На этапе закрепления организуется работа с интерактивными упражнениями /СЛАЙДЫ 19–23/

/Материал к слайдам 19 – 23 взят из ППС “Электронные уроки и тесты. Химия в школе”.

Как показала практика, работа с данными упражнениями (с использованием интерактивной доски), является психологически привлекательной даже для слабоуспевающих учащихся.

Можно организовать небольшое соревнование, разделив класс на группы, которое будет длиться на протяжении изучения всей темы, а в конце темы подвести итоги./

Урок 3: Расчеты по уравнениям химических реакций

Цели урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций и правильно их читать; сформировать представления о количественной стороне уравнений; обеспечить такую организацию работы учащихся по алгоритму, при которой большая их часть может добиться успеха в познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, обучение умениям и навыкам.

Форма урока: расчетно-практический диалог

Оснащение урока:

– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
– раздаточный материал.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Два ученика работают у доски с заданием по расстановке коэффициентов в уравнениях, остальные отвечают на вопросы учителя:

– Какие явления мы относим к химическим явлениям?

– Как записываются химические реакции?

– Что такое химическое уравнение?

– На основании, какого закона они составляются?

– Какое значение имеет данный закон?

Затем проверяем задания, выполняемые учениками на доске.

2. Изучение ново материала.

Для выполнения расчетов по уравнениям химических реакций, учащимся предлагается алгоритм /СЛАЙД 25/.

Затем организуется работа по решению задач /СЛАЙДЫ 26–27/

/Материал к слайдам 26 – 27 взят из ППС “1С: Школа. ХИМИЯ, 8 класс”.

Возможна подборка задач разных типов и разного уровня сложности.

На данном уроке, когда ребята только знакомятся с расчетами по химическим уравнениям, целесообразно использовать задачи с готовыми уравнениями реакций, что позволяет отработать порядок выполняемых действий, довести их в значительной мере до автоматизма.

Есть возможность воспользоваться периодической системой, для определения относительных атомных масс элементов; калькулятором, для более быстрого выполнения расчетов; и другим справочным материалом.

На данном уроке задачи решаются на обычной доске, а в слайд записывается только ответ и осуществляется фиксация правильности решения задачи и времени ее выполнения.

В случае возникших затруднений есть возможность обратиться к подсказке, а также просмотреть видеосюжет реакции, о которой идет речь в задаче./

Уроки 4-5: Типы химических реакций. Обобщение материала темы

Цели урока: закрепить сформированные представления о химических реакциях и их уравнениях в свете атомно-молекулярного учения и с позиций закона сохранения массы веществ; сформировать представления о классификации химических реакций; обобщить учебный материал, рассмотренный в данной теме.

Тип урока: комплексное применение знаний

Форма урока: урок-практикум

Оснащение урока:

– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
– раздаточный материал;

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельное выполнение задания по восстановлению текста.

2. Изучение нового материала.

– Что вы понимаете под классификацией.

– Классификация, каких химических объектов вам известна?

– Почему существует несколько классификаций веществ?

– По каким двум разным признакам их классифицируют?

– По какому признаку следует классифицировать химические реакции?

Последний вопрос выступает проблемой урока. Для решения данной проблемы вниманию учащихся предлагается анимационный ролик /СЛАЙДЫ 29 – 30/.

/Материал к слайдам 29 – 30 взят из ППС “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии”.

Красочность представленного визуального анимационного материала со звуковым сопровождением положительно воздействует не только на эмоциональное состояние учащихся, но и сразу на несколько информационных каналов, усиливая восприятие и облегчая усвоение и запоминание данной информации, создает дополнительный стимул к изучению предмета./

Далее рассматривается каждый тип химической реакции отдельно. При этом демонстрируются видеосюжеты и записываются уравнения химических реакций /СЛАЙДЫ 31–34/.

/Материал к слайдам 31 – 34 взят из ППС “Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без”.

Видеосюжеты позволяют сэкономить время на уроке и наглядно продемонстрировать изучаемые типы химических реакций; позволяют сочетать теоретические знания и химический эксперимент./

3. Обобщение изученного материала.

Выполнение упражнений /СЛАЙДЫ 35 – 37/.

/Материал к слайдам 36 – 37 взят из ППС “Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без”.

Все видеосюжеты демонстрируются без звука. Учащимся необходимо установить тип химической реакции (для этого необходимо проанализировать, сколько и какие по составу вещества вступают и образуются в результате химической реакции) и какими признаками она сопровождается.

Это способствует развитию наблюдательности и мыслительной активности учащихся, а химический эксперимент переходит в стадию исследовательской работы./

 Используемые прикладные программные средства:

  1. 1С: Школа. ХИМИЯ, 8 класс. ЗАО “1С”, 2004.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Медиатека по химии”. ООО “Кирилл и Мефодий”, с изменениями и дополнениями, 2000-2007.
  3. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. ООО “1С-Паблишин”, 2006. Ахлебинин А.К. и др., 2006.
  4. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. YDP Interactive Publishing? 2005. ЗАО “Просвещение-МЕДИА”, 2005. ЗАО “Новый Диск”, 2005.

Презентация