Разработка театрализованной игры-сказки "День рождения Снежной Королевы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

Приложение 2

Поэтапное разучивание театрализованной игры

1 этап: Беседа с детьми.

Беседа с детьми о самом веселом, радостном дне в их жизни, многие скажут, что это день рождения! И конечно дети расскажут о гостях, о подарках, о друзьях. И как плохо человеку одному в свой День Рождения! А у какого человека мало друзей? Кто злой, завистливый, а можно ли сделать так, чтобы злой человек стал добрым? Что для этого надо сделать? Сделать ему добро, доставить ему радость. Ведь даже самому злому человеку хочется хоть немного радости в свой День рождения.

Выбираем сказочного персонажа, злого, жадного, завистливого, у кого совсем нет друзей.

Останавливаем свой выбор на Снежной Королеве. Даем ей характеристику: холодная, злая, завистливая, всегда одна, не любит цветы, животным птицам с ее появлением всегда холодно.

Можно прочитать отрывки из сказки “Снежная Королева”, посмотреть мультфильм, прослушать отрывки из музыкальных произведений.

Предложить детям устроить день рождения для Снежной Королевы, пригласить в гости жителей северной страны.

2 этап: Разделить весь праздник на эпизоды:

  1. Гости: Белые медведи, Пингвины, Северные олени.
  2. Подарки: Серебристые рыбки, хрустальная льдина, веточки ягеля.
  3. Угощения: Сладкий снег, мороженое, сладкий лед.
  4. Развлечения: оркестр “Звенящие сосульки”, танец “Северное сияние”, песня “Снежинок”, танец “Снежинок”, танец “Мороженки”.

3 этап: Этюды с импровизированным текстом.

1 Этюд: “Во дворце Снежной Королевы”.

Снежная Королева грустит, ей одиноко. Пажи – северные ветры, пытаются ее развеселить, играют любимую мелодию королевы “Холодные льдинки”.

Снежинки веселят королеву своей песней, дарят ледяные букеты, танцуют.

2 Этюд: “Указ Снежной Королевы”.

Королеве все равно скучно, ей все надоело, она хочет веселья, зовет к себе пажей, приказывает огласить ее указ: “Бал в честь дня рождения Королевы!”

3 Этюд: “Приглашение на бал”.

“Ветры” разносят всем жителям северных земель южного полюса приглашения на бал.

4 Этюд: “Гости обсуждают важную новость”.

Пингвин, Олень, Медведь делятся своими впечатлениями об услышанной новости. Принимают решение идти с подарками.

5 Этюд: “Подготовка к балу во дворце”

“Снежинки” украшают зал блестящим дождиком, снежинками из бумаги. “Снеговики” расчищают дорожки от снега. “Ветры” выносят подставку с мороженым, поднос со “сладким снегом”, стаканчики с фруктовым льдом.

6 Этюд: “Северные олени”.

Олени прибегают в гости первыми. Они поздравляют Снежную королеву с днем рождения. В подарок дарят веточку ягеля. Пытаются развеселить хозяйку своим зажигательным танцем.

Гостей по приказу Королевы угощают “Сладким снегом”.

7 Этюд: “Белые медведи”.

Медведи пришли всей дружной семьей. Они тоже поздравляют Королеву, в подарок дарят “рыбок” из фольги и свой веселый танец. Медведей угощают “фруктовым льдом”.

8 Этюд: “Веселые пингвины”.

Пингвины приносят в подарок “льдинку-холодинку” из фольги. Пингвины поздравляют хозяйку с днем рождения, веселят ее своим задорным танцем. Их угощают “Сладким снегом”.

9 Этюд: “Общее веселье”.

Гости угощаются, играют, танцуют. Танцы импровизация.

10 Этюд: “Мороженщик”.

Угощают всех мороженым – бутафорским. Танец “Мороженки”.

11 Этюд: “Общее веселье, счастливый конец”

Снежную Королеву величают, еще раз поздравляют. Королева очень довольна, ей хорошо, весело, радостно. И наверно в это самое время, когда Королева стала доброй, веселой, в природе тоже все изменилось. Улеглись вьюги, метели, ушли холода, и наконец, наступила долгожданная красавица – Весна!

4 этап: “Знакомство с музыкальным произведением”

Дети прослушивают всю предложенную музыку на муз. занятиях, отбирают музыку для общих танцев и сцен, для характеристики персонажа.

  1. Песня “Снежный бал” – пение, танцевальная импровизация.
  2. “Волшебная музыка” – вальс.
  3. Вход и песня “Снежной Королевы” – вальс, подбор движения, импровизировать.
  4. Вальс – шутка Д.Шостаковича – оркестр.
  5. Песня снежинок.
  6. Танец с большой снежинкой “Лирический танец” – импровизировать на занятиях.
  7. Танец “Снеговиков”.
  8. Танец оленей “Увезу тебя я в тундру” – подбор движений.
  9. Танец “Белые медведи”, муз. “Песня о медведях”, коллективный подбор движений.
  10. Танец “Веселые пингвины”, песня “Пингвины”, коллективный подбор движений.
  11. Танец “Северное сияние” импровизация с разноцветными лентами.
  12. Танец “С зимними ветками”, Шопен – вальс ми – минор.
  13. Танец “Мороженки” – полька “Енька”.
  14. Хоровод “Величальная” подбор мелодии, подбор слов песни.
  15. Песня “Не расставайтесь со сказкой” – сб. “Колокольчик” № 21.

5 этап: “Переход к тексту песни с разными исполнителями”

“Все спектакли для дошкольников с точки зрения жанра – это мюзиклы, где основа действия строится не столько на театре, сколько на музыкальном материале – песенном и пластическом (минимум текста, максимум движения и музыки).” А.И.Буренина

Текст пьесы отдельно не заучивается, он проговаривается во время репетиции вместе с движениями. Персонажи двигаются, говорят о себе, друг с другом, поют, танцуют. Дети слышат не только свои реплики, но и других персонажей, правильно реагируют на советы педагога, других детей, предлагают свою помощь, действия в передаче образа героя. Это помогает им лучше осмыслить пьесу, выбрать себе полюбившую роль, стараться исполнить ее как можно лучше. Репетиция – это веселые творческие игры.

6 этап: “Работа над ролью”

В процессе репетиции становиться ясным, кто из ребят на какую роль лучше подходит. Дети сами пытаются сказать почему эта роль подойдет тому или другому, т.к. ритмично, выразительно выполняет бег “Оленя”, правильно, ритмично играет на треугольнике, металлофоне, эмоционально читает стихи и т.д.

7 этап: “Репетиция отдельных этюдов в разных составах”

Дошкольники любят быть не только артистами, но и зрителями. Поэтому они с интересом наблюдают за игрой других детей, сами в любой момент могут заменить не достающего артиста.

8 этап: “Репетиция всей пьесы (короткая), элементы костюмов, настоящей декорации”

Репетиция всей пьесы необходима. Она проводиться для того, чтобы познакомить всех артистов с последующим развитием пьесы. Следует показать детям очень коротко какой этюд следует за каким, проговорить его названия, попросить выйти всех участников, задействованных в данном этюде и т.д.

Внесет оживление интерес в игру детей использование элементов костюмов, атрибутов, настоящих декораций, использование музыкальных материалов поможет ребенку более эмоционально передать свой образ. Основная задача этого этапа – сведение всех компонентов в создание значимого художественного целого (музыкальных, пластических, речевых в один спектакль)

9 этап: “Премьера спектакля”

За день до премьеры устраиваем фотосессию, где все артисты снимаются в своих костюмах. В этот день особенно важен эмоциональный настрой детей, который помогут создать все педагоги, родители.

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ “Снежная королева”

/Дети входят в зал. Садятся перед занавесом./

Вед:

Здравствуйте дорогие ребята и гости
Сегодня нас ждет удивительная встреча со сказкой,
А называется она “День рождение Снежной Королевы”.
“Сказка в гости к нам стучится.
Скажем сказке: “Заходи!” В сказке может все случиться
Что же будет впереди?”

Песня “Снежный бал” музыка и слова Э. Олифировой, с.б. “В стране веселых песен”.

/Выходят два мальчика “Ветры”, останавливаются перед занавесом:

Начинаем, начинаем Представление свое.
Мы все роли в нем сыграем,
И станцуем, и споем!
И того, кто с песней дружит,
И того, кто сказку ждет,
Обязательно закружит
Нашей сказки хоровод.

/Звучит “Волшебная музыка”, ветры раздвигают шторы, идут к “входу” – он украшен фольгой, берут в руки палку, украшенную дождиком./

Звучит вальс музыка Доги.

Вед:

Далеко-далеко, на севере, живет Снежная Королева. Ее дворец изо льда и снега блестит и искрится в лучах зимнего солнца.

Там скучно и холодно круглый год,
Снежинки лишь водят свой хоровод,
Метелицы, вьюги гам песни поют,
Помощники – ветры с Королевой живут.

Выходят “ветры”, стучат палкой об пол, объявляют:

Ветры: Ее Величество – Снежная Королева”! Звучит музыка, входит Снежная Королева, поет.

Снежная Королева:

Я, Снежная Королева!
И царство мое изо льда.
Я все па свете умею,
Вокруг меня холод – всегда.
Звените, звените, холодные льдинки,
Сверкайте и пойте “Динь-динь”! (садится на трон)

Оркестр: “Вальс-шутка” музыка Д. Шостаковича играют вегры – 1, треугольник, 2. Колокольчики.

Снежная Королева:

Я неприступна, холодна
И в царстве вьюг всегда одна.
Лишь только ветер ледяной
Послушно следует за мной,
И лишь снежники мне всегда
Букеты дарят изо льда.
Снежинки! Ко мне все летите,
Красивым узором ковер заплетите.

Танец “Снежинок со “снежинкой”” пьеса Поля Мориа. “Звезды в твоих очах”. Приложение 3.

/После танца девочки украшают своей снежинкой стену зала, садятся на места./

Снежная Королева;

Ай, да, снежинки,
Как потрудились:
Ровным узором ковер заплели.
Все дерева бахромою покрылись,
Ветки склонились до самой земли.

“Вальс музыка Петрова” Снежная Королева сидит на троне, вышивает серебристым дождиком на прозрачной салфетке. Снежинки ей приносят нити-дождинки

Снежная Королева:

Скучно на троне одной мне сидеть
И на снежинок все время глядеть. (Встает)
Довольно так жить!
Веселья хочу, друзей!
Указ мой всем огласите
И позовите сюда всех гостей.

/Снежная Королева уходит, ветры выходят в центр зала:

Ветры:

1. Внимание! Внимание!
Слушайте королевский указ,
Выполняйте в тот же час!

2. Все на бал к Королеве спешите
Веселитесь, играйте, пляшите! (уходят, закрывают занавес)

Вед:

И помчались, полетели ветры буйные, метели.
Понесли всем приглашения

К Королеве на День рождения, (“ветры” под музыку вьюги раздают приглашения медведям, пингвинам, оленям)

Этюд “Звери собираются на день рождение” (выходят один пингвин, один олень, один медведь с конвертами-приглашениями, здороваются) 

Олень:

1. День рожденье королевы!
Это каждый знает (кивают головой).

Пингвин:

2. Уже с самого утра
Музыка играет.

Белый медведь:

3. Там готовят угощенье.
Украшают тронный зал,
Рассылают приглашенья
На веселый снежный бал!

Вместе:

В гости все мы к ней пойдем,
И подарки принесем (расходятся)

/“Ветры “открывают занавес
Во дворце стоят снеговики с метелками./

Снеговики:

Мы стражники лихие,
Хотя и снеговые
Сегодня всем нам дружно
Метлой работать нужно.
Очистим все, снег уберем
Дворец в порядок приведем.

“Танец Снеговиков” музыка Г. Гладкова к спектаклю “Снежная королева” Звучит музыка вальс снежинки украшают зал, ветры выносят подставку с мороженым, поднос со “сладким снегом”, ставят на кубы из фольги. Музыка, входит Снежная Королева, садится на трон.

Выходят ветры:

1. Начинаем снежный бал
Гости уже тут
И представления ждут

2. По тропинке очень быстро
Мчится северный олень.
Он несет с собой в подарок
Веточки – ягелей.

/“Ветры” берут серебристые веточки, показывают королеве, ставят в вазу на столик для подарков/

“Танец оленей” музыка Пахмутовой, слова Добронравова “Увезу тебя я в тундру” Приложение 4

(Веточки за спиной. Останавливаются дарят подарок, потом танцуют)

Снежная Королева:

Спасибо милые олени,
Отведайте вы угощенья.

(Ветер несет поднос со сладким снегом.)

Снежная Королева:

Очень рады мы гостям,
Кто еще стучится к нам.
(Входят медведи, несут “рыбу” – 4 коробки.)

Медведь 1.

Белые медведи, ближние соседи.
В гости дружно мы пришли,
И подарки принесли, (отдают ветрам, те ставят на стол)

Снежная Королева:

Рада видеть я гостей,
Попляшите веселей,

Медведь 2.

То ли вьюга, то ль зима
Сочинили эту песню,
Но когда звучит она,
Не сидится нам на месте.

Танец “Белые медведи”. Музыка А. Зацепина “Песенка о медведях” программа “Театр танца” О. Усовой. В.1

Снежная Королева:

Спасибо Мишки, проходите,
Угощенье получите, (ветры угощают “сладким снегом”),

/Выходят пингвины: несут льдину из фольги./

Пингвин 1.

Может кто-то нас не ждал?
Но пришли и мы на бал!

Пингвин 2.

А в подарок льдинка, льдинка – холодинка
На южном полюсе была, Теперь к вам приплыла!

Танец “Пингвины” песня “Пингвины” в современной аранжировке М. Ложкина Приложение 5

Снежная Королева:

Пингвины, ай да малыши,
Повеселитесь от души.
Угощенье получите
И другим всем отнесите
Рада видеть я гостей
Всех: больших и малышей!
Встанем гости дружно в пары,
Каблучком об пол ударим.

Танец “Полкис” парная полька. Программа “Ритмическая мозаика” А. Бурениной

Снежная Королева:

А сейчас вас удивлю
Своё чудо покажу

Танец “Северное сияние” музыка из к.ф. “Снежная королева”, / танцевальная импровизация с разноцветными капроновыми лентами (девочки) /

Снежная Королева:

Снега полетели и землю укрыли
Пурга и холодные ветры завыли
Но пусть непогода бушует и злится
На празднике будем мы в вальсе кружиться.

Танец с зимними ветками “Вальс” ми-минор Шопена

/Танцевальная импровизация/

Ветер:

Я, когда расти устану,
То мороженщиком стану
Чтобы делать для гостей
Всех названий к мастей
Молочное, клубничное
С изюмом, земляничное
С орешками и в шоколаде
И даже в мармеладе
Вкуснее, чем пирожное
Отличное мороженое
Подходите, угощайтесь!

Танец “Мороженки”, музыка “Енька” в исполнении оркестра под управление Х. Штрассера Приложение 6

1 ребёнок:

День рожденья, лучший праздник
Усидишь на месте разве
Мы сегодня не скучаем,
Королеву величаем

2 ребёнок:

Станем дружно в хоровод
Каждый звонко напоёт.

“Величальная” муз. Е.Д. Машканцевой

Королевы, Королевы день рожденье
Приготовили гостям всем угощенье
Мармелад и шоколад, вафли, торт и лимонад
И орехов, и конфет
Будь здоровой много лет!
Королеву, королеву величаем
С днём рождения её мы поздравляем!

Королева:

Угощайтесь, гости, вкусными леденцами.

1 ветер:

Закончилась сказка
Мы все постарались
Пускай, может быть,
Нам не всё удавалось.

2 ветер:

Мы наших актёров вам представляем
Вместе: Здоровья и радости всем вам желаем!

(Представление актёров)

Снежная королева:

Нам малышами вновь не стать
Ещё не найдено такое средство,
Когда б свободно мы могли летать
И только сказка возвращает в детство!

Песня “Не расставайтесь со сказкой” с.б. “Колокольчик” №21

Дети уходят, занавес закрывается.

Приложение 7.