Цель:
- закрепление и обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе,
- развитие творческой и познавательной активности учащихся, повышение интереса к предмету.
Продолжительность – 45 минут.
Реактивы и оборудование:
- компьютерная презентация (Приложение 1),
- набор карточек с заданиями для конкурса “Головоломка”, “Какие реакции возможны?”,
- текст расчетной задачи для конкурса “Знатоки химии”,
- безводный сульфат меди (II), стаканчик с водой и стеклянная палочка для конкурса “Почему так?”,
- пронумерованные пробирки для “Конкурса капитанов” с растворами карбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия (пробирки № 1, 2 и № 3, 4) для распознавания, нитрат серебра, соляная кислота и хлорид бария, гидроксид натрия, пробирки.
- награды для победителей конкурса, например, памятные дипломы (Приложение 2),
- итоговые таблички для жюри (Приложение 3).
При подготовке к конкурсу команды придумывают себе название, рисуют эмблему, выбирают капитана команды. Участвуют в игре две команды, либо все учащиеся класса, либо команды двух классов.
Жюри конкурса – учащиеся старших классов школы.
План проведения конкурса.
Ведущий приветствует собравшихся, объявляет тему конкурса, объясняет правила конкурса, представляет жюри и желает всем успеха.
1-й конкурс “Разминка”
Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.
1. Процесс распада электролита на ионы называется (электролитическая
диссоциация).
2. Отношение числа диссоциированных молекул к общему числу молекул в растворе
(степень электролитической диссоциации).
1. Ионы, которые под действием электрического тока движутся к положительному
полюсу источника тока, называются (анионы).
2. Основания – это (электролиты, которые при диссоциации образуют катионы
металлов и анионы гидроксогрупп ОН-).
1. Кислоты – это ( электролиты, которые при диссоциации образуют катионы
водорода и анионы кислотного остатка).
2. Ионы, которые под действием электрического тока движутся к отрицательному
полюсу источника тока, называются (катионы).
2-й конкурс “Найди ошибку”
На экране появляются 10 формул солей, среди них пять правильных и пять с ошибками. Команды одновременно на листках пишут верные и ошибочные формулы в два столбика. Баллы начисляем методом взаимопроверки команд. Каждая найденная ошибка 1 балл. Максимум 5 баллов.
Na2CO3 Na2NO3 CuCl2 Ba (NO3)2 Ca2CO3 |
Mg2(SO4)3 NaS ZnBr2 Fe2(SO4)3 MgNO3 |
3-й конкурс “Знатоки химии”
По два представителя команд решают задачу на расчеты по уравнению химической реакции в течение 10 минут. “Найдите массу осадка, полученного из 624 граммов 5% раствора хлорида бария в реакции с серной кислотой”.
За правильное решение 10 баллов (2 балла за уравнение и за запись данных задачи, по 1 баллу за верное определение Мк веществ, 2 балла за определение n веществ, 2 балла за рассуждение о равенстве количества вещества хлорида бария и сульфата бария, 2 балла за правильно найденную массу осадка.) Задачу оформляют на открывающихся досках, чтобы впоследствии ребята увидели решение и оценили его вместе с жюри.
4-й конкурс “Головоломка”
Обе команды получают по три карточки с таким текстом:
Ме + А → МеП+ + Н2↑ А + ОН--→ МеR + H2O А + MeO → MeR + H2O A + MeR → MeR + ? |
В + неМеО → МеR + Н2О В + MeR → MeR + ? В + Н+ → МеR + Н2О Вt → Н2О + ? |
С + См → МеК + МеRм C + H+ → MeR + ? C + OH-- → MeR + ? C + Me → MeR + ? |
Определите, какие классы веществ зашифрованы под буквами А, В, С? Почему вы
так считаете? На обдумывание и обсуждение ответа
1 минута.
По 1 баллу за каждый верно названный класс (А – кислоты, В – растворимые основания, С – соли ) по 1 баллу за обоснование ответа.
5-й конкурс “Почему так?”
Демонстрируем опыт. Белый порошок безводного сульфата меди (II) растворяем в стакане с водой, раствор приобретает интенсивную голубую окраску. Вопрос “Почему безводный сульфат меди (II) – белый порошок, а раствор его становится голубым?” (Этот цвет придают раствору гидратированные ионы меди (+2). “Свойства растворов электролитов – это свойства их ионов” – 3 положение ТЭД) Оценка 3 баллла
Жюри оценивает решение задачи конкурса “Знатоки химии”.
6-й конкурс “Какие реакции возможны?”
CaO | CO2 | KOH | BaCl2 | CuSO4 | HCl | |
H2SO4 | + | + | + | |||
NaOH | + | + | + |
C какими веществами будет реагировать серная кислота (одна команда) и гидроксид натрия (вторая команда)? Команды определяют возможные реакции, расставляя ( + ), а затем составляя для них уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уравнения пишем на листках.
Оценивается по 1 баллу каждая возможная реакция и по 1 баллу за молекулярное и ионное уравнение. Максимум 9 баллов.
7-й конкурс “Чей это портрет?”
На экране появляются портреты С.А. Аррениуса, Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова.
Необходимо назвать их и указать вклад этих ученых в разработку темы “Теория электролитической диссоциации”. Максимум 6 баллов.
8-й конкурс “Конкурс капитанов”
Им выданы по две пронумерованные пробирки, в которых у одного капитана карбонат и хлорид натрия, у другого – сульфат и карбонат натрия. Пользуясь реактивами надо определить, где находится карбонат натрия, провести опыт, составить уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде. На подготовку и решение капитанам отводится 7 минут. В это время команды участвуют в заключительной эстафете “Быстро и правильно!”, уравнения пишут на доске. Команде- сопернице все сразу видно.
9-й конкурс – эстафета “Быстро и правильно!”
Необходимо дописать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
1-я команда AgNO3 + ZnCl2 → |
2-я команда Ba(NO3)2 +K2SO4 → |
За правильное решение – молекулярное уравнение 1 балл, за полное ионное 1 балл, за краткое ионное 1 балл. Максимум 6 баллов. Жюри подводит итог эстафеты.
Слушаем выступление капитанов команды. За определение карбоната натрия – 3 балла, за уравнения реакции в молекулярном и ионом виде 3 балла. (За дополнительное определение и доказательство наличия второго вещества также максимум 6 баллов.)
Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами. Учитель выставляет оценки лучшим игрокам.
Литература
- Учебник химии. Габриелян О.С. Химия, 8, М., “Дрофа”, 2007 г.
Приложение 1. № 1 Компьютерная презентация –
конкурс по теме “Теория электролитической диссоциации”.
Приложение 2. № 2 Памятный диплом для
награждения участников конкурса.
Приложение 3. № 3 Итоговая таблица для членов
жюри.