Цель: способствовать формированию этических норм поведения в обществе, развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся на основе примеров и жизненного опыта.
Задачи:
- сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- корригировать искаженное представление о жизни.
Основные понятия: доброта, вежливость, милосердие, улыбка, поступок.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, костюм Бабы-Яги, листочки в виде лепестков Ромашки, ручки, “Волшебный свиток”-лист бумаги, карточки с загадками, стулья.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Входит (и ведет занятие) Баба-Яга.
Примечание: Баба Яга (символ зла в сказках // хранителя семейного очага у славян).
- Сегодняшняя наша встреча с вами, ребята, не простая, а волшебная. И знаете почему?
- Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. А что же волшебного делают в сказках волшебники?
Возможные ответы воспитанников (они совершают волшебство, делают добро, совершают чудо).
- Да, они творят добро. В чем же это выражается?
Возможные ответы воспитанников (они помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- А вы можете помочь доброму человеку? Как?
Возможные ответы воспитанников (да, мы тоже можем совершить чудо, волшебство).
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство — это доброта. А что такое доброта? Как вы понимаете это выражение?
Возможные ответы воспитанников (доброта – это поддержка, уважение, понимание).
- Видите, как по-разному вы определяете это слово. Давайте обратимся к словарю. Ну ка, волшебное зеркало (экран мультимедийного сопровождения), покажи нам умную книгу.
На слайде изображение Словаря с определением понятия “доброта”.
- У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
На слайде изображение солнца с закрытыми (заколдованными) лучиками.
- Давайте мы с вами сегодня договоримся, что доброта у нас – это солнце. А у солнца есть лучики – это то, в чем она будет проявляться. И как вы видите, наши лучики заколдованы – не указано на них, в чем она проявляться будет. Расколдуем солнышко?
- Да-а…
- А кто, как вы думаете, его заколдовал?
Возможные ответы воспитанников (какой-нибудь злой волшебник, персонаж сказки).
- А это была я! А знаете зачем? Потому что обиделась я на вас. Люди во всех сказках злой меня представляют, а я ведь не всегда такой была. Я доброй была. Только давно это было, позабылось все. Вот такая вот проблемка. Только просто так ведь помогать вы мне не станете, вот я и заколдовала солнышко, чтоб вы мне помочь согласились. Может, вы мне напомните, как это – быть добрым?
- Да-а…
- Договорились. У меня все просто. Выполняя какое-нибудь задание, мы расколдовываем один лучик. Расколдовав все лучики – расколдовываем солнышко.
2. Основная часть.
- А вы знаете, ребята, что задолго до появления словаря у нашего народа появилась древняя азбука. И в ней буква каждая буква что – нибудь означала: М — мысль, 3 — земля. И буква Д означала добро. Но создав азбуку, древние люди на этом не остановились, и создали книгу, в которую вошли мифы, легенды, притчи. Эта книга называется Библия. Притча - это рассказ с нравоучением! Одну такую я предлагаю Вам прослушать.
На слайде два волка и знак вопроса.
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”
- Ребята, задумайтесь, а какого волка вы кормите и чем? Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое желание на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится. Чтобы волшебство усилилось, мы сядем в круг, возьмем волшебную бумагу, и, передавая ее друг другу по очереди, будем записывать свое желание. Оно может быть посвящено себе любимому или кому-то из ваших знакомых, а может даже и совсем не знакомым людям. Когда желанием написано надо обязательно завернуть край листа, чтобы не было видно вашей записи, и передать следующему. А пока волшебный свиток до вас еще не дошел, мы споем песенку, посвященную такому замечательному проявлению дружелюбия, участия, приветствия как улыбка.
Поют под фонограмму “Песня о дороге добра” М.Минкова.
- Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. А как одним словом мы можем обозначить желание совершить добро?
- Да, ребята, доброжелательность.
На слайде с солнышком открывается лучик “Поступок. Доброжелательность”.
- А как вы думаете, ребята, можно сказать о человеке “Он добрый, потому что говорит добрые слова”?
- Да-а…
- Да, ребята. И умеет это делать дружно со своими товарищами. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы говорить добрые слова? Ответим дружно на мои загадки.
1. Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит … (привет).
2. Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
“Сколько лет и сколько …” (зим).
3. Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: “Как…?” (дела).
4. Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не “Привет”, а … (здравствуйте).
5. Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече: “Добрый …” (день).
6. Если больше есть не в силах
Скажем бабушке … (спасибо).
7. И в Испании, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
- А как одним словом можно назвать все эти добрые слова?
Возможные ответы воспитанников (вежливость, уважение, воспитанность).
- Да, ребята, это – вежливость. Вот и расколдован еще один из наших лучиков.
На слайде с солнышком открывается лучик “Слова. Вежливость”.
Оздоровительная минутка. Объяснение условий игры вслух с показом на слайде.
- А сейчас мы разомнемся и проведем игру “Сердце доброты”. Поставьте стулья так, чтобы из них образовалось сердце.
Дети встают за стульями.
- Один из вас говорит что-то доброе другому, и оба садитесь на стулья. Затем вместе придумываете и говорите что-то доброе третьему, и третий ребенок садится на стул. После этого втроем говорите что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Проведение игры. Фоном идет песня кота Леопольда “Если добрый ты…”
- Ребята, а как выглядит добрый человек? Ко мне тут колобки прибежали. Так не разберу никак, какой из них добрый? Помогите! Знаю только, что, как правило, большинство волшебников в сказках дарят людям радость. Какая из этих рожиц – радостная, добрая?
На слайде рожицы с разными эмоциями.
- А как Вы догадались?
Возможные ответы воспитанников (она улыбается).
- Конечно же, ведь она улыбается!!!
Показ слайда “Улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись…и ты увидишь улыбку!”
На слайде с солнышком открывается лучик “Внешний вид. Улыбка”
Фоном при показе слайдов идет отрывок песни “От улыбки станет всем светлей”.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи из Библии. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. К нам в гости пришла Ромашка. Но она грустная.
На слайде грустная Ромашка в порванном платье, ее лепестки с вписанными пословицами, но частично отсутствующими словами.
- Понимаете, она гуляла, на ней было красивое платье из добрых пословиц. И вдруг подул злой сильный ветер, и часть слов пропала. Теперь ее платье дырявое. Как восстановить его она не знает. Может быть мы совершим добрый поступок и поможем ей?
В руках у Бабы Яги ромашка с отрывающимися лепестками.
- Давайте распределимся в три группы, возьмем по 3 лепестка (хаотично) в каждую группу и восстановим пословицы. Напишем в них недостающие слова.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Мир не без добрых людей.
- Доброе слово и железные ворота открывает.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Доброго чтут, а злого не жалуют.
- Добряк творит добро, быть может, и, не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Вот мы все и написали. А сейчас по очереди представитель каждой группы отдаст лепестки мне, а я верну их Ромашке, чтобы ее платье стало опять красивым.
На слайде восстанавливаются пословицы и Ромашка улыбается.
- От какого слова произошли все эти слова?
- Доброта.
- Вот и стала наша Ромашка опять ходить в красивом платье. И нам радостно и ей. И добрый поступок мы совершили.
На слайде с солнышком открывается лучик “Мысли. О доброте”.
- Только не успокаивается злой ветер. Перепутал слова в пословицах. Давайте, совершим еще одно волшебство. Мы пословицы восстановим, и таким образом злой ветер обратим в добрый. А восстановить мы их сможем, если соединим слова первого и второго столбиков так, чтобы подходило по смыслу.
На слайде перепутанные пословицы. После того, как ребята восстановят их по смыслу, щелчком слова перестанавливаются.
Добро помни, а | пожнешь. | Добро помни, а зло забывай. |
Что посеешь, то и | зло забывай. | Что посеешь, то и пожнешь. |
За добро | добра не делает никому. | За добро добром плати. |
Худо тому, кто | добром плати. | Худо тому, кто добра не делает никому. |
3. Подведение итогов.
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Давайте в заключении прочитаем стихи.
Воспитанники читают стихи по принципу “Печатная машинка”.
1. Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
2. Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
3. Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
4. Делай доброе дело
Ради счастья людей.
5. Чтобы сердце горело,
А не тело во мгле,
Все вместе:
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.