Использование приемов ТРИЗ на клубном занятии "Доброта – это солнце"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: способствовать формированию этических норм поведения в обществе, развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся на основе примеров и жизненного опыта.

Задачи:

  • сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • корригировать искаженное представление о жизни.

Основные понятия: доброта, вежливость, милосердие, улыбка, поступок.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, костюм Бабы-Яги, листочки в виде лепестков Ромашки, ручки, “Волшебный свиток”-лист бумаги, карточки с загадками, стулья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Входит (и ведет занятие) Баба-Яга.

Примечание: Баба Яга (символ зла в сказках // хранителя семейного очага у славян).

- Сегодняшняя наша встреча с вами, ребята, не простая, а волшебная. И знаете почему?

- Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. А что же волшебного делают в сказках волшебники?

Возможные ответы воспитанников (они совершают волшебство, делают добро, совершают чудо).

- Да, они творят добро. В чем же это выражается?

Возможные ответы воспитанников (они помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- А вы можете помочь доброму человеку? Как?

Возможные ответы воспитанников (да, мы тоже можем совершить чудо, волшебство).

- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство — это доброта. А что такое доброта? Как вы понимаете это выражение?

Возможные ответы воспитанников (доброта – это поддержка, уважение, понимание).

- Видите, как по-разному вы определяете это слово. Давайте обратимся к словарю. Ну ка, волшебное зеркало (экран мультимедийного сопровождения), покажи нам умную книгу.

На слайде изображение Словаря с определением понятия “доброта”.

- У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

На слайде изображение солнца с закрытыми (заколдованными) лучиками.

- Давайте мы с вами сегодня договоримся, что доброта у нас – это солнце. А у солнца есть лучики – это то, в чем она будет проявляться. И как вы видите, наши лучики заколдованы – не указано на них, в чем она проявляться будет. Расколдуем солнышко?

- Да-а…

- А кто, как вы думаете, его заколдовал?

Возможные ответы воспитанников (какой-нибудь злой волшебник, персонаж сказки).

- А это была я! А знаете зачем? Потому что обиделась я на вас. Люди во всех сказках злой меня представляют, а я ведь не всегда такой была. Я доброй была. Только давно это было, позабылось все. Вот такая вот проблемка. Только просто так ведь помогать вы мне не станете, вот я и заколдовала солнышко, чтоб вы мне помочь согласились. Может, вы мне напомните, как это – быть добрым?

- Да-а…

- Договорились. У меня все просто. Выполняя какое-нибудь задание, мы расколдовываем один лучик. Расколдовав все лучики – расколдовываем солнышко.

2. Основная часть.

- А вы знаете, ребята, что задолго до появления словаря у нашего народа появилась древняя азбука. И в ней буква каждая буква что – нибудь означала: М — мысль, 3 — земля. И буква Д означала добро. Но создав азбуку, древние люди на этом не остановились, и создали книгу, в которую вошли мифы, легенды, притчи. Эта книга называется Библия. Притча - это рассказ с нравоучением! Одну такую я предлагаю Вам прослушать.

На слайде два волка и знак вопроса.

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”

- Ребята, задумайтесь, а какого волка вы кормите и чем? Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое желание на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится. Чтобы волшебство усилилось, мы сядем в круг, возьмем волшебную бумагу, и, передавая ее друг другу по очереди, будем записывать свое желание. Оно может быть посвящено себе любимому или кому-то из ваших знакомых, а может даже и совсем не знакомым людям. Когда желанием написано надо обязательно завернуть край листа, чтобы не было видно вашей записи, и передать следующему. А пока волшебный свиток до вас еще не дошел, мы споем песенку, посвященную такому замечательному проявлению дружелюбия, участия, приветствия как улыбка.

Поют под фонограмму “Песня о дороге добра” М.Минкова.

- Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. А как одним словом мы можем обозначить желание совершить добро?

- Да, ребята, доброжелательность.

На слайде с солнышком открывается лучик “Поступок. Доброжелательность”.

- А как вы думаете, ребята, можно сказать о человеке “Он добрый, потому что говорит добрые слова”?

- Да-а…

- Да, ребята. И умеет это делать дружно со своими товарищами. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы говорить добрые слова? Ответим дружно на мои загадки.

1. Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит … (привет).

2. Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
“Сколько лет и сколько …” (зим).

3. Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: “Как…?” (дела).

4. Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не “Привет”, а … (здравствуйте).

5. Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече: “Добрый …” (день).

6. Если больше есть не в силах
Скажем бабушке … (спасибо).

7. И в Испании, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

- А как одним словом можно назвать все эти добрые слова?

Возможные ответы воспитанников (вежливость, уважение, воспитанность).

- Да, ребята, это – вежливость. Вот и расколдован еще один из наших лучиков.

На слайде с солнышком открывается лучик “Слова. Вежливость”.

Оздоровительная минутка. Объяснение условий игры вслух с показом на слайде.

- А сейчас мы разомнемся и проведем игру “Сердце доброты”. Поставьте стулья так, чтобы из них образовалось сердце.

Дети встают за стульями.

- Один из вас говорит что-то доброе другому, и оба садитесь на стулья. Затем вместе придумываете и говорите что-то доброе третьему, и третий ребенок садится на стул. После этого втроем говорите что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

Проведение игры. Фоном идет песня кота Леопольда Если добрый ты…”

- Ребята, а как выглядит добрый человек? Ко мне тут колобки прибежали. Так не разберу никак, какой из них добрый? Помогите! Знаю только, что, как правило, большинство волшебников в сказках дарят людям радость. Какая из этих рожиц – радостная, добрая?

На слайде рожицы с разными эмоциями.

- А как Вы догадались?

Возможные ответы воспитанников (она улыбается).

- Конечно же, ведь она улыбается!!!

Показ слайда “Улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись…и ты увидишь улыбку!”

На слайде с солнышком открывается лучик “Внешний вид. Улыбка”

Фоном при показе слайдов идет отрывок песни “От улыбки станет всем светлей”.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи из Библии. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. К нам в гости пришла Ромашка. Но она грустная.

На слайде грустная Ромашка в порванном платье, ее лепестки с вписанными пословицами, но частично отсутствующими словами.

- Понимаете, она гуляла, на ней было красивое платье из добрых пословиц. И вдруг подул злой сильный ветер, и часть слов пропала. Теперь ее платье дырявое. Как восстановить его она не знает. Может быть мы совершим добрый поступок и поможем ей?

В руках у Бабы Яги ромашка с отрывающимися лепестками.

- Давайте распределимся в три группы, возьмем по 3 лепестка (хаотично) в каждую группу и восстановим пословицы. Напишем в них недостающие слова.

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Мир не без добрых людей.
  3. Доброе слово и железные ворота открывает.
  4. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  5. Доброе слово лечит, а злое калечит.
  6. Злой не верит, что есть добрый.
  7. Добрая слава лежит, а худая бежит.
  8. Доброго чтут, а злого не жалуют.
  9. Добряк творит добро, быть может, и, не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Вот мы все и написали. А сейчас по очереди представитель каждой группы отдаст лепестки мне, а я верну их Ромашке, чтобы ее платье стало опять красивым.

На слайде восстанавливаются пословицы и Ромашка улыбается.

- От какого слова произошли все эти слова?

- Доброта.

- Вот и стала наша Ромашка опять ходить в красивом платье. И нам радостно и ей. И добрый поступок мы совершили.

На слайде с солнышком открывается лучик “Мысли. О доброте”.

- Только не успокаивается злой ветер. Перепутал слова в пословицах. Давайте, совершим еще одно волшебство. Мы пословицы восстановим, и таким образом злой ветер обратим в добрый. А восстановить мы их сможем, если соединим слова первого и второго столбиков так, чтобы подходило по смыслу.

На слайде перепутанные пословицы. После того, как ребята восстановят их по смыслу, щелчком слова перестанавливаются.

Добро помни, а пожнешь. Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и зло забывай. Что посеешь, то и пожнешь.
За добро добра не делает никому. За добро добром плати.
Худо тому, кто добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому.

3. Подведение итогов.

- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Давайте в заключении прочитаем стихи.

Воспитанники читают стихи по принципу “Печатная машинка”.

1. Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
2. Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.

3. Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,

4. Делай доброе дело
Ради счастья людей.

5. Чтобы сердце горело,
А не тело во мгле,

Все вместе:

Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Приложение 1

Приложение 2