Дети с ограниченными возможностями здоровья дети-сироты и дети оставшиеся без попечительства родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно полезного труда и по этому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь воспитателя.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, что бы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающими, миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: Здоровый образ жизни. Он включает в себя и подержания физического здоровья, и стремления оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствия вредных привычек. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти 55-65% . Не менее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением каких-либо препятствий.
Бережное отношение к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. Моя педагогическая позиция нацелена на формирования у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранения и укрепления своего здоровья, на расширения знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Поэтому главной целью моего воспитательного процесса является – это научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Определяя главную цель моей работы вытекают и задачи по формированию у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Изучая особенности детей моего класса, наблюдая за ними в повседневной жизни я наметила основные пути реализации данных задач, которые помогли мне успешно их решить.
Основными путями реализации является:
- Изучение состояние здоровья учащихся;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Расширение кругозора;
- Организация физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
С целью эффективного решения данной проблемы я провела ряд мероприятий:
– Занятие по охране здоровья;
– Анкетирования;
– Совместная работа с мед работником школы;
– Занятие “Правильное питание – залог здоровья”;
– Викторина-игра;
– Урок-КВН “Здоров будешь – всё добудешь”
Которые показали положительные результаты моей педагогической деятельности.
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепления и совершенствования вне занятий. Важно научить детей осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья.
Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в общении социальным нормам.
Мне хочется надеяться, что после окончания школы-интерната мои воспитанники смогут достойно жить в современном обществе и заботиться о своём здоровье.
Цель урока:
Познакомить учащихся со строением и основными функциями зубов.
Задача урока:
- Формировать убеждение, что необходимо пользоваться качественными средствами гигиены полости рта.
- Формировать устойчивую привычку соблюдать правило гигиены полости рта.
- Коррекция речи на основе правильно оформленных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент:
1).Игровое упражнение “Запомни и назови ” (коррекция внимания)
Правило: Воспитатель показывает иллюстрацию, где изображены 4 предмета. Дети в течение 5 сек. рассматривают, затем воспитатель убирает иллюстрацию и дети должны назвать эти предметы. Затем количество предметов можно увеличивать до 10.
2) Введение в тему:
Беседа: С целью выявления знаний детей по данной теме.
– Назовите несколько самых крепких веществ в природе.
– А как их можно разрушить?
– Рассмотрите на скелете головы человека, на таблице зубы: резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. А что разрушает зубную эмаль?
И тема нашего занятия сегодня звучит так:
II.Основная часть:
1) Сообщения темы занятия “Берегите зубы”.
Выбор зубной щётки, зубной пасты. (Запись на доске)
2) Рассказ воспитателя:
– По данным учёных, семь девять человек из десяти обследованных нуждаются в лечение зубов. Главное заболевание зубов – кариес, возникающий в результате разрушения эмали, покрывающей зубы. Повреждение эмали происходит под влиянием кислоты, остающихся между зубами после приёма пищи. Следует после каждого приёма пищи прополоскать рот остуженной кипячёной водой, пользоваться зубочисткой, а не металлическими предметами для удаления частиц пищи.
ПРАВИЛО УХОДА ЗА ЗУБАМИ
Чистка зубов утром и вечером.
Полоскание ротовой полости после каждого приёма пищи.
Развитие зубов у детей продолжается до 15-16 лет, к этому времени постоянные зуба минерализуются.
Зубы надо чистить 2 раза: утром до завтрака и вечером перед сном своей зубной щёткой и пастой.
Шимпанзе используют веточки и тонкие палочки для чистки зубов, причём делают это как в природе, так и в неволе.
“Дантистами” для крокодила выступают маленькие птички кулики, копошащиеся в раскрытой пасти и выклёвывающиеся оттуда пиявок и остатки пищи, застрявшие у крокодила между зубами. Для хищной рыбы барракуды “дантистом” выступает небольшая рыбка губан. Оно бесстрашно плавает среди острых зубов барракуды и уничтожает паразитов и бактериальные налёты у нее во рту.
3) Беседа.
– Чем опасен для человека больной зуб?
– Почему необходимо посещать стоматолога не менее двух раз в год?
4) Физминутка “В классе”.
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голову – это два,
Руки в сторону пошире, развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
5) Чтение стихотворения “Ослепительная улыбка на всю жизнь”.
Как поел – почисть зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
К стоматологу идём
В год два раза на приём
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет
Вопросы:
– Когда нужно чистить зубы?
– Сколько раз в день?
– Для чего нужно посещать стоматолога?
6) Заполните таблицу-анкету “Как ты ухаживаешь за своими зубами”.
Правило ухода за зубами | Да, нет | Результат соблюдения правил. |
1.Чистить зубы 2 раза в день после завтрака и ужина | Понижается кислотность уничтожаются микробы во рту | |
2. Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут | Снимается зубной налёт | |
3.Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор | Укрепляется эмаль | |
4.Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной | В такой щетке заводится больше микробов | |
5.Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив | Не заводятся микробы | |
6.Менять щетку 4 раза в год | Лучше чистятся зубы | |
7.После чистки зубов массаж десен вращательным движениями | Улучшается питания зубов | |
8. использовать после еды зубочистки | Удаляются остатки пищи | |
9.Полоскать рот после еды и после сна | Понижается кислотность удаляются остатки пищи | |
10.Использовать после еды резиновую резинке без сахара | Понижаются кислотность во рту нагружаются жевательные мышцы | |
11.Интенсивно пережёвывать сырые овощи и фрукты | Очищаются жевательные мышцы | |
12.Меньше есть сахара конфет печенья | Реже образуется кариес | |
13.Не грызть ногти и карандаши | Режа возникает заболевание зубов и около зубных тканей | |
14.Не есть одновременно горячее и холодное | Сохраняется эмаль зубов | |
15.Употреблять больше продуктов содержащих витамины (В,С) лук, капуста, апельсины, помидоры, фасоль. | Укрепляются зубы и около зубные ткани | |
16.употреблять продукты содержащие минеральные элементы: молоко, ржаной хлеб, морская капуста, фрукты и овощи | Укрепляются зубы | |
17.Два раза в год посещать стоматолога | Что бы предотвратить и полностью вылечить кариес | |
18.Укреплять общее состояние здоровья | Укрепляются и зубы |
Вывод: (Вывод делать совместно с детьми).
– Потеря зубов – это всегда плохо потому что:
– она сопровождается болевыми ощущениями;
– становится труднее пережёвывать пищу;
– увеличивается нагрузка на другие зубы, значит, они быстрее изнашиваются;
– ухудшается речь и портится внешний вид;
– больной зуб вредит другим органам – желудку, почкам, сердцу и даже глазам;
Воспитатель: Назовите факторы, которые вы будете учитывать, выбирая средства уход за зубами:
– ширину зубной щётки
– ровная щетина из искусственных материалов;
– зубная паста с фтором.
– Есть ещё и дополнительные средства ухода за зубами. Это зубной эликсир, зубная нить, жевательная резинка.
III. Заключительная часть.
– Чем опасен для человека больной зуб?
– Развитие кариеса; поражение более глубоких тканей зубов; изменение мягких тканей лица; ухудшения пищеварения; самочувствия, настроения.