Система уроков русского языка в 5-м классе "Орфограммы сильных позиций"

Разделы: Русский язык


При создании уроков русского языка для 5-го класса по учебнику В.Репкина (система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова) использовались элементы структуры модульного урока. Обучающиеся знакомы с этой темой еще с начальной школы, и в среднем звене важно актуализировать и систематизировать их знания в групповой и парной работе, а затем скорректировать в процессе индивидуальной проработки материала.

При использовании технологии модульного обучения на уроках русского языка обучающимся предлагается карточка-модуль, по которой они работают самостоятельно под руководством учителя. Такие уроки прививают обучающимся навыки самостоятельного добывания знаний в соответствии с их индивидуальными способностями и темпом развития.

Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем проводится входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ – 2). Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля.

Тема: “Орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих”

УЭ-0 Интегрирующая цель

В процессе работы над учебными элементами вы

  • вспомните правило правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих
  • выясните, почему появилось это правило
  • потренируетесь в правописании этой орфограммы
Прочитайте цель занятия
УЭ-1

5 мин

Входной контроль

Цель: проверьте свои знания

Задание: вставьте пропущенные буквы

Ж..ть, ж..лплощ..дь, ж..ри, ж..рчать, параш..т, ч..й, ч..бан, ч..гун, ч..до, ч..ть-ч..ть, ч..сло, ш..ть, ш..нель, ш..шка, ш..птать, щ..ка, щ..вель, щ..дить, щ..т, щ..пать

Индивидуально

Проверь себя

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ-2

10 мин

Цель: вспомнить правила правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих и выясните, почему появилось это правило

Задание: прочитай упр.171 и 172 и заполните таблицу с правилами

В парах
УЭ–3

10 мин.

Цель: закрепите умение правильно писать орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих

Задание: вставьте пропущенные буквы

В сочетаниях ЖИ и ШИ
Только И всегда пиш..!
Мыш.., еж..ки, уж..,
Лыж.., луж.., камыш..,
И ж..рафы, и морж…
Не спеш.. и не смеш..,
А попробуй напиш..:
Малыш.., ч..ж.., еж..!
Пищ.., чащ.., рощ.., туч..,
Дач.., гущ.., саранч..,
Ч..шка, ч..до и свеч…
Я ещё писать хоч..,
Вот слова на ЩУ и ЧУ:
Ч..до, щ..ка и ворч..н,
И ч..лок, ч..дак, ч..гун.

Индивидуально

Проверьте работы в парах

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ–4

10 мин.

Выходной контроль

Цель: проверь свои знания

Задание: запиши под диктовку слова, подчеркни изученную орфограмму

Необыч..йный, ч..десный, ч..щ.., ш..повник, ч..ж...к, ч..с, параш..т, ч..совой, уч..стие, ч..вствовать, ч..сы, щ..вель, ч..жой, тиш..на, звуч..ть, счищ..ть, брощ..ра, спеш..ть, изуч..ть, ж..вотное.

В тетради!

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ–5

5 мин.

Цель: подведите итоги урока, заполните таблицу самооценки и запишите домашнее задание.

I. Прочитайте цели урока (УЭ – 0)

II. Запишите итог урока: Я понял… Я научился…

Домашнее задание: упр. 173 РТ

Индивидуально!

Тема: “Орфограммы сильных позиций: буквы О-Ё после шипящих”

УЭ-0 Интегрирующая цель

В процессе работы над учебными элементами вы

  • вспомните правило правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы о-ё после шипящих
  • потренируетесь в правописании этой орфограммы
Прочитайте цель занятия
УЭ-1

5 мин

Входной контроль

Цель: проверьте свои знания

Задание: вставьте пропущенные буквы

Мяч..м, разожж..м, снеж..к, горяч.., еж..вые, массаж..р, ж..рдочка, ж..лтый, ж..нглер, ч..рствый.

Индивидуально

Проверь себя по ключу

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ-2

20 мин

Цель: вспомнить правила правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы о-ё после шипящих

Задание: выполните упр. 178 РТ, прочитайте правила в упр. 179 и 180 и запишите таблицу с правилами в справочник с примерами

В парах
УЭ–3

40 мин.

Цель: закрепите умение правильно писать орфограммы сильных позиций: гласные буквы о-ё после шипящих

Задание 1: выполните упр.181, вставьте пропущенные буквы (23б)

Задание 2: выполните упр.182, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите морфемы, в которых пропущены буквы (18б)

Задание 3: выполните упр.185, вставьте пропущенные буквы (40б)

**Задание 4: выполните упр.183 РТ

**Задание 5: выполните упр.184 РТ

Индивидуально

Проверьте работы в парах

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ–4

10 мин.

Выходной контроль

Цель: проверь свои знания

Задание: запиши слова, подчеркни изученную орфограмму

Беч..вка, бесш..вный, ж..рдочка, ж..нглер, ж..сткий, капюш..н, наш..птывать, пч..лы, прич..ска, расч..т, ш..рты, крыж..вник, быч..к, ноч..вка, внуч..нок, копч..ности, туш..нка, реч..нка, хорош.., камыш..вый, больш..го, толч..т, рыж..го, чертеж..м, теч..т.

В тетради!

За каждый правильный ответ получи 1 балл

УЭ–5

5 мин.

Цель: подведите итоги урока, заполните таблицу самооценки и запишите домашнее задание.

I. Прочитайте цели урока (УЭ – 0)
II. Запишите итог урока:
Я понял…
Я научился…

Домашнее задание: упр. 186

Индивидуально!

“5” – 114-116
“4” – 86 – 113
“3” – 58 – 85

Тема: “Орфограммы сильных позиций: буквы О-Е после Ц”. Тема: “Орфограммы сильных позиций: Ь после шипящих”

Литература

Репкин В.В. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: В 2-х кн. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, И.Г.Маркидонова, Т.Н.Некрасова. –М.: Вита-Пресс, 2005.