При создании уроков русского языка для 5-го класса по учебнику В.Репкина (система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова) использовались элементы структуры модульного урока. Обучающиеся знакомы с этой темой еще с начальной школы, и в среднем звене важно актуализировать и систематизировать их знания в групповой и парной работе, а затем скорректировать в процессе индивидуальной проработки материала.
При использовании технологии модульного обучения на уроках русского языка обучающимся предлагается карточка-модуль, по которой они работают самостоятельно под руководством учителя. Такие уроки прививают обучающимся навыки самостоятельного добывания знаний в соответствии с их индивидуальными способностями и темпом развития.
Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем проводится входной контроль (УЭ – 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ – 2). Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля.
Тема: “Орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих”
УЭ-0 | Интегрирующая цель В процессе работы над учебными элементами вы
|
Прочитайте цель занятия |
УЭ-1 5 мин |
Входной контроль Цель: проверьте свои знания Задание: вставьте пропущенные буквы Ж..ть, ж..лплощ..дь, ж..ри, ж..рчать, параш..т, ч..й, ч..бан, ч..гун, ч..до, ч..ть-ч..ть, ч..сло, ш..ть, ш..нель, ш..шка, ш..птать, щ..ка, щ..вель, щ..дить, щ..т, щ..пать |
Индивидуально Проверь себя За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ-2 10 мин |
Цель: вспомнить правила правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих и выясните, почему появилось это правило Задание: прочитай упр.171 и 172 и заполните таблицу с правилами |
В парах |
УЭ–3 10 мин. |
Цель: закрепите умение правильно писать орфограммы сильных позиций: гласные буквы А,Е,И,У после шипящих Задание: вставьте пропущенные буквы
|
Индивидуально Проверьте работы в парах За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ–4 10 мин. |
Выходной контроль Цель: проверь свои знания Задание: запиши под диктовку слова, подчеркни изученную орфограмму Необыч..йный, ч..десный, ч..щ.., ш..повник, ч..ж...к, ч..с, параш..т, ч..совой, уч..стие, ч..вствовать, ч..сы, щ..вель, ч..жой, тиш..на, звуч..ть, счищ..ть, брощ..ра, спеш..ть, изуч..ть, ж..вотное. |
В тетради! За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ–5 5 мин. |
Цель: подведите
итоги урока, заполните таблицу самооценки и
запишите домашнее задание. I. Прочитайте цели урока (УЭ – 0) II. Запишите итог урока: Я понял… Я научился… Домашнее задание: упр. 173 РТ |
Индивидуально! |
Тема: “Орфограммы сильных позиций: буквы О-Ё после шипящих”
УЭ-0 | Интегрирующая цель В процессе работы над учебными элементами вы
|
Прочитайте цель занятия |
УЭ-1 5 мин |
Входной контроль Цель: проверьте свои знания Задание: вставьте пропущенные буквы Мяч..м, разожж..м, снеж..к, горяч.., еж..вые, массаж..р, ж..рдочка, ж..лтый, ж..нглер, ч..рствый. |
Индивидуально Проверь себя по ключу За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ-2 20 мин |
Цель: вспомнить правила правописания орфограммы сильных позиций: гласные буквы о-ё после шипящих Задание: выполните упр. 178 РТ, прочитайте правила в упр. 179 и 180 и запишите таблицу с правилами в справочник с примерами |
В парах |
УЭ–3 40 мин. |
Цель: закрепите умение правильно писать орфограммы сильных позиций: гласные буквы о-ё после шипящих Задание 1: выполните упр.181, вставьте пропущенные буквы (23б) Задание 2: выполните упр.182, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите морфемы, в которых пропущены буквы (18б) Задание 3: выполните упр.185, вставьте пропущенные буквы (40б) **Задание 4: выполните упр.183 РТ **Задание 5: выполните упр.184 РТ |
Индивидуально Проверьте работы в парах За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ–4 10 мин. |
Выходной контроль Цель: проверь свои знания Задание: запиши слова, подчеркни изученную орфограмму Беч..вка, бесш..вный, ж..рдочка, ж..нглер, ж..сткий, капюш..н, наш..птывать, пч..лы, прич..ска, расч..т, ш..рты, крыж..вник, быч..к, ноч..вка, внуч..нок, копч..ности, туш..нка, реч..нка, хорош.., камыш..вый, больш..го, толч..т, рыж..го, чертеж..м, теч..т. |
В тетради! За каждый правильный ответ получи 1 балл |
УЭ–5 5 мин. |
Цель: подведите итоги урока,
заполните таблицу самооценки и запишите
домашнее задание. I. Прочитайте цели урока (УЭ
– 0) Домашнее задание: упр. 186 |
Индивидуально!
“5” – 114-116 |
Тема: “Орфограммы сильных позиций: буквы О-Е после Ц”.
Тема: “Орфограммы сильных позиций: Ь после шипящих”Литература
Репкин В.В. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: В 2-х кн. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, И.Г.Маркидонова, Т.Н.Некрасова. –М.: Вита-Пресс, 2005.