Оборудование:
1. Плакат – девиз урока.
2. Музыкальная запись “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
3. Музыкальная запись классической музыки (легенда).
4. Видеослайды.
5. 22 набора – “Биологический конструктор”:
- 5 лепестков;
- 5 чашелистиков;
- 12 пестиков;
- 12 тычинок;
- Пластилин;
- 1 лист картона.
6. Тест проверочный
7. Тест психологический
Ход урока
I. Организационный момент (1–2 минуты).
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного (10 минут).
Звучит спокойная мелодия и на ее фоне – рассказ-легенда.
Из глубокой древности пришла к нам эта легенда. Ей не одна тысяча лет.
Во мраке и стуже лежала когда-то Мать – сыра Земля, не было ни света, ни тепла. И сказал однажды Ярило (бог Солнца, весны и плодородия): “Взглянем сквозь тьму кромешную, хороша ль, пригожа ль она, придётся ль по мыслям нам?” Он пронзил взором слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе.
Жадно пила она щедрые солнечные лучи, набиралась до полных краев животворительной силой. Молвил тогда Ярило: “Ох ты гой-еси, Мать – Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь твою украшу я тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой-муравой, цветами алыми …”.
Вот так (как повествует легенда), и появились на Земле цветковые растения.
И сегодня наш урок мы посвящаем цветковым растениям.
Ребята, а какие растения называют покрытосеменными или цветковыми?
На предыдущих уроках мы познакомились с особенностями строения таких органов цветкового растения, как корень, стебель, лист, семя.
Задача сегодняшнего урока – выяснить особенности строения и многообразия цветков покрытосеменных растений.
Как обычно, в начале урока мы повторим материал прошлого урока.
а) Фронтальный опрос:
- Что такое орган? (Часть тела, выполняющая определенные функции)
- Какие органы цветкового растения являются генеративными? (Цветок, плод, семя); вегетативными? (Корень, побег)
- Что называется побегом? (Стебель с расположенными листьями и почками)
- Какие стебли вам известны? (Прямостоящие, ползучие, цепляющиеся, лазающие, укороченные)
- Как могут листья располагаться на стебле? (Очередное, супротивное, мутовчатое)
- Из каких частей состоит лист? (Черешок, листовая пластинка).
- Все ли листья имеют черешки? (Нет, есть сидячие листья).
- Какие виды листьев вы знаете? (Простые – 1 листовая пластинка, сложные).
- Как называется место прикрепления листьев к стеблю? (Узел)
- Кроме листьев на стебле имеются почки. Назовите виды почек. Как они различаются? (Листовые – зачатки стебля и листьев, цветковые – зачатки стебля, листьев, цветка)
- Дайте определение почки. (Почка – зачаточный побег)
б) Проверочный тест.
Сейчас на листочках, вам необходимо выбрать верные утверждения. Обведите их карандашом и запишите вверху листа Ф.И., класс.
На это задание вам отводится 5 минут.
III. Изучение нового материала (20 минут).
И так, тема сегодняшнего урока – “Цветок”. Откройте тетради, запишите тему урока.
Цветы … К ним у нас особое отношение. Они всегда привлекали внимание людей. Ещё сказочник, с мировым именем Г.Х.Андерсен писал “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Эти слова послужат девизом нашего урока.
Ребята, а какие ваши любимые цветы?
В настоящее время известно около 350 тысяч растений, 250 тысяч из них являются цветковыми. Они отличаются по форме, размерам, окраске, местообитанию (демонстрация слайдов). Но, тем не менее, они имеют общий план строения.
а) Строение цветка: (вишня).
б) Демонстрация слайдов (или рисунки на доске). Приложение 1
Итак, что же называется цветком?
Цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.
Работая с учебником стр. 125 §28 докажите справедливость этого утверждения (цветок развивается из почки; стеблевая часть – цветоножка, цветоложе; а чашечка, венчик, тычинки, пестик – образованы видоизмененными листьями).
Следующий этап урока – самостоятельная работа в парах.
IV. Закрепление (5 минут).
У вас на столах находятся биологические конструкторы. Вам необходимо собрать цветок по предложенной формуле (по вариантам).
После проверки задания проводится фронтальный опрос:
- генеративный орган цветковых растений, в котором происходит формирование семени? (Пестик)
- самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета? (Венчик)
- венчик, лепестки которого срастаются между собой? (Сростнолепестный)
- венчик, как правило, окружен окрашенной в зеленый цвет …? (Чашечкой)
- совокупность чашечки и венчика? (Околоцветник)
- если через цветки можно провести только 1 ось симметрии, то такие цветки называются …? (Неправильными)
- мужской генеративный орган цветка? (Тычинка)
- верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы? (Рыльце)
- цветки растений, в которых имеются как так и органы? (Обоеполые)
- растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных растениях? (Двудольные)
“А какой цветок самый крупный?” - сообщение учащегося.
Объявление оценок.
V. Подведение итога (5 минут).
Ребята, что узнали вы сегодня на уроке, что понравилось, что запомнилось? (Рефлексия).
И в заключении урока, нельзя не сказать о значении цветковых растений в жизни человека …
Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами, и дарим их тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображение их мы встречаем на самых разных предметах: посуде, женской одежде, картинах.
Цветы – сама жизнь. Под Петербургом установлен монумент, названный “Цветком жизни” в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-ти метровом стебле, большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”
Цветы имеют свой “язык”. Они могут рассказать об обычаях народа, о его культуре. Они не только обогащают воздух кислородом, повышают влажность, служат биологической основой существования жизни на Земле. Они оказывают благотворное эмоциональное воздействие.
Сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники!
Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Они делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру.
Так, в г. Клину композитором П.И.Чайковским был написан балет “Щелкунчик”, послушайте вальс “Цветов” из этого балета. (Звучит музыка)
Но растения необходимо и охранять.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок
Если все – и я и ты, дружно соберем цветы
Опустеют все поляны – и не будет красоты.
На этом урок заканчивается, запишите домашнее задание.
Д/з. § 28 р.т. № 96, 97.
Эмоциональный настрой мне поможет выяснить тест “Эмоциональный мониторинг”.
На этом урок закончен. Всем спасибо!