В последние годы активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Приоритетным направлением “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” является формирование личности, готовой к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового знания, владеющей навыками самообразования, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Это направление соответствует, принятому в настоящее время подходу ЮНЕСКО к понятию образования, которое включает в себя “единицы образования” – компетенции и компетентности. В таком русле образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит формирование его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций.
По мнению А.В. Хуторского: “Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере” [5]. Использование же компетенций на практике принято называть компетентностью.
Необходимо выделить учебно-познавательную компетенцию, которая определяет успешность самообразования выпускника в условиях дальнейшей профессиональной деятельности, и уделить особое внимание формированию данной компетенции в образовательном процессе.
А.В. Хуторской в классификации ключевых компетенций выделяет учебно-познавательную компетенцию, как компетенцию, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитее определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитее творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.
Он пишет: “Учебно-познавательная компетенция является одной из ключевых компетенций, т.е. относится к общему содержанию образования и представляет совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности” [5, С.63].
За основу определения учебно-познавательной компетенции мы взяли определение А.В. Хуторского: “Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем” [5, С. 135-157].
По нашему мнению учебно-познавательная компетенция – интегрированное качество личности, алгоритм реализации познавательных потребностей учащегося в ходе мотивированно активной познавательной деятельности, направленный на приращение знаний, умений и навыков реализующихся в практической деятельности.
Современная профильная школа может рассматриваться как одно из направлений реализации компетентностного подхода на практике.
Предпрофильная подготовка в школе – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной помощи, способствующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в основной школе по нашему мнению в следующем:
1. Формирование общеучебных знаний, умений и навыков осуществляется в образовательном процессе основной школы в системе классно-урочных занятий, а ориентация на практическое применений полученных знаний по отношению к профессиональной деятельности имеет малую составляющую.
2. Акцент на связь практики и теории с элементами профоринтации является главной составляющей формирования учебно-познавательной компетенции, и именно этот структурный компонент удобнее формировать в системе предпрофильной подготовки учащихся.
3. Сформированность профессионального интереса учащихся способствует положительному отношению учащегося к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную деятельность по изучению профильных предметов в старшей школе.
Поэтому процесс формирования учебно-познавательной компетенции в системе профильной подготовки опирается на практикоориентированную мотивацию учащегося, направленную на осознанное приобретение знаний и умений, с последующей реализацией их в практической деятельности.
Именно в предпрофильной подготовке процесс формирования данной компетенции приобретает новый смысл, он превращается в процесс не только приобретения знаний, умений, навыков, а акцент делается на приобретении опыта деятельности с целью личностного самосовершенствования учащегося, который способствует формированию профессиональных интересов.
Поэтому, учебно-познавательная деятельность в системе предпрофильной подготовки рассматривается нами как специально организуемая, направляемая мотивами и познавательными интересами деятельность, с целью создания ситуации правильного выбора профиля дальнейшего обучения учащимися первой ступени основной школы. Ее предметным содержанием являются новообразованные личностные качества учащегося, сформированные в процессе интериоризации, выражающиеся в приобретенных устойчивых профессиональных интересов, а результатом учебно-профильная компетентность.
Учебно-профильная компетентность – сформированная совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, направленная на осознанное самостоятельное приобретения знаний, необходимых для реализации профессионального самовыражения учащегося в системе профильного обучения.
Она включающей элементы целеполагающей, мотивированной учебно-познавательной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами, относящимися к выбранному профилю дальнейшего обучения.
Говоря о компетентностях, необходимых для ученика при выборе профессии, имеет место формирование не только предметных, но и первоначальных профильных компетентностей. Умения работать с большим объемом информации, анализировать, абстрагировать, обобщать, статистически и графически обрабатывать полученные данные становятся деятельными составляющими образовательных продуктов подростков. Образовательные продукты учащегося являются отражением первичных умений и навыков в выполнении практической деятельности, связанной с профильным направлением изучаемой дисциплины. Например, учебно-профильная компетентность, связанная с умениями проводить измерения с помощью приборов (измерение температуры) формирует профессиональную компетентность в физическом, медицинском профиле. Работа со словарем (учебно-профильная компетентность, предполагает первоначальные навыки работы с источниками информации, работы с текстами) может стать сформированной компетентностью в социально – гуманитарных науках.
Выражена учебно-профильная компетентность в виде образовательных продуктов учащихся. А.В. Хуторской пишет: “ Под образовательной продукцией понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие – материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса”[7].
Компетентность – психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением[6] .
Что же такое учебно-профильная компетентность? Поясним значение данной компетентности. Результатом формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе основной школы становится учебно-познавательная компетентность, а в системе предпрофильной подготовки именно учебно-профильная. Овладение профессией определено набором компетенций, которые требуют определенного уровня сформированности, совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности. Данная компетентность является показателем сформирваонности учебно-познавательной ключевой компетенции в системе предпрофильной подготовки.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, применяя их в профессиональной деятельности. Эти знания связанные с практическим применением, интегрированные в качества личности не что иное, как учебно-профильная компетентность.
Таким образом, учебно-профильная компетентность – сформированное качество личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, направленный на перенос деятельности от функционального к практическому, в рамках направленного профильного применения. Учебно-профильная компетентность старшеклассников определяется нами как результат формирования учебно-познавательной компетенции, направленная на поэтапное применение учебного материала для деятельности, впоследствии необходимой при выборе будущей профессии.
Учебно-профильная компетентность предполагает наличие начальных профессиональных умений и навыков, представлений об условиях труда работников различных профессий и возможности получения подготовки к данной профессии в образовательных учреждениях.
Учебно-профильная компетентность выражается в умении школьника:
- владеть методами и способами учебно-познавательной деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- испытывать потребность в выборе профессии, в образовательной и профессиональной ориентации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самоопределения;
- ставить соответствующие ближние и дальние цели;
- приобретать опыт создания личностно – значимых образовательных продуктов;
- обладать начальным набором профессиональных знаний, умений и навыков;
Учебно-профильная компетентность выступает значимым для личности компонентом, который позволяет ученику решать задачи, проблемы, как в образовательных, так и сферах жизнедеятельности, также быть компетентным в сфере дальнейшего образования и самообразования в условиях современного рынка труда. Потребность современного общества в личности, способной к самоорганизации, саморазвитию, самообразованию, т. е. личности, компетентной в сфере образования велика.
Учебно-профильная компетентность – это интегрированное качество личности, отражающее устойчивые связи знаний, умений, личностных мотивов и познавательных интересов учащегося и их практического применением в деятельности, связанной с осознанным выбором профиля обучения, позволяющая быть компетентным в сфере дальнейшего образования и самообразования в условиях современного рынка труда.
Учебно-профильная компетентность определена нами как общепредметная (по А.В. Хуторскому), так как она относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, входящих в состав профиля обучения профильной школы.
Следовательно, учебно-профильную компетентность можно определить как структурный результативный и рефлексивный компонент ключевой учебно-познавательной компетенции.
Список использованных источников и литературы:
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8 – 14.
- Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие /Н.С.Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001. – 102 с.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С.58-64.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – № 7. – С.15–22.
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Материалы курса “Образовательно – профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении”: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. – 64 с.