Форма проведения: нравственный диалог.
Участники мероприятия:
- учащиеся 4 класса;
- классный руководитель;
Цели:
- вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям;
- формировать представление о добре, доброте, хороших поступках;
- учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
Педагогическая инструментовка:
- мультимедийная презентация;
- текст художественного произведения;
- памятка – сюрприз;
Подготовительная работа:
- создание раздаточного материала для индивидуальной работы;
- создание буклета;
- создание презентации;
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Эмоциональная зарядка:
Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Слайд № 2
Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Учитель:
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идёт Доброта по земле …
Слайд № 3
Доброта… Добро …. Что же это такое?
Слайд № 4 Прочитайте высказывание А. Грина и попробуйте ответить на вопрос.
“Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели”.
Дети:
Доброта согревает, как солнце.
Добро начинается с любви к живому.
Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной.
Учитель: Посмотрите на “Цветок добра”. Что он вам напоминает? Слайд № 5
Дети: Волшебный цветок из сказки В. Катаева “Цветик-семицветик”.
Учитель: Определите лепестки добра у “цветка доброты” (подбор однокоренных слов). Слайд № 6
Дети: Добрый, доброта, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добродушный, добродетель, доброжелательный, добросердечный.
Учитель: Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
Ответы детей.
II. Очерчивание круга проблем.
Учитель: Прочитайте предложения. Что можете сказать? Слайд № 7
Добро должно быть с кулаками.
Добро должно быть с кулаками.
Добро должно быть с кулаками.
Дети: Предложения одинаковые. Не хватает знаков препинания.
Учитель: Я добавлю знаки, а вы прочитайте выразительно. Скажите, что изменилось?
Пунктуационное оформление (ситуация затруднения).
Вопрос: Добро должно быть с кулаками?
Дети: Предложение содержит вопрос.
Учитель: Как вы считаете?
Уверенность: Добро должно быть с кулаками!
Дети: Предложение выражает уверенность.
Учитель: Согласны?
Раздумье, размышление: Добро должно быть с кулаками…
Дети: Многоточие заставляет задуматься, поразмышлять.
Вопрос-проблема:
Учитель: Мнения разделились. Утвердительных ответов не было, поэтому, сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Добро должно быть с кулаками…”. Слайд № 8
Так ли это?
III. Пути решения проблемы
Учитель: Как понимаете слова “Добро должно быть с кулаками”?
Рассуждения детей. Слайд № 9
Учитель: Выделите из предложения два слова противоположных по значению.
Дети: Добро. Кулак.
Учитель: Почему?
Дети: Кулак - это зло.
Учитель: Докажите (дети подбирают ассоциации). Слайд № 10
Дети: Кулак: драка, слёзы, боль, обида, оскорбление….
Учитель: Молодцы! А что вам представляется при слове добро?
Дети: Радость, улыбка, солнце, мама, цветы….
Учитель: Может ли добро и зло быть рядом? Слайд № 11
Дети: Нет.
Учитель: Обоснуйте.
Дети:
Зло - нечто дурное, вредное, тёмное …
Добро – всё положительное, хорошее, светлое …
Чтение и обсуждение рассказа К. Киршина “Заступился”.
Учитель: Предлагаю познакомиться с рассказом К. Киршина.
Определите по заголовку, о чём пойдёт речь в рассказе? Слайд № 12
Предположения детей.
Учитель: Может картинка точнее поможет предположить, о ком пойдёт речь в рассказе? Слайд № 12
Высказывания ребят.
Учитель: Познакомьтесь с рассказом и проверьте свои предположения (раздаёт каждому ученику напечатанный текст). Приложение 1
Беседа по содержанию.
- С кем подружились ребята?
- Каким был Бельчик?
- Какую картину увидел мальчик у подъезда своего дома?
- Как вы оцениваете поступок длинного парня?
- Как поступил герой рассказа?
- Одобряете ли вы поступок мальчика?
- Из чего вы сделали такой вывод?
- Какие черты характера проявил герой рассказа?
- Как бы вы поступили на его месте?
Учитель: Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с кулаками”?
Почему это необходимо?
Приведите примеры из собственной жизни.
Чтение хором отрывка из стихотворения С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”. Слайд № 13
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Согласны ли вы с автором?
Выслушиваются мнения детей.
Вывод: Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек, он по – настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
У зла ровно столько сил сколько даём ему мы.
IV. Итог мероприятия.
Учитель: Как вы теперь ответите на поставленный вопрос? Слайд № 14
“Добро должно быть с кулаками…..”
Так ли это?
Рассуждения детей.
Вывод: Добро может быть добром тогда, когда оно в состоянии защитить себя, противостоять злу, и побеждать его (чтение хором). Слайд № 15
V. Памятка-сюрприз. (Приложение 2)
Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми. Я приготовила вам на память “Правила доброты” пользуясь которыми вы станете по-настоящему добрыми.
Музыкальный круг “Сердце доброты”.
Учитель: Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими (дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу)
Исполнение песни “Дорогою добра” М.Минков, Ю.Энтин. Слайд № 16, 17