Цели:
- Формировать устойчивые представления о способах проверки слов с безударными гласными в корне.
- Развивать внимание, фонематический слух, активизировать словарь.
- Воспитывать культуру поведения в разных жизненных ситуациях.
(“Школа России”. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. “Русский язык” 2 класс. Москва “Просвещение” 2010 г.)
I. Организация класса.
1. Урок русского языка.
2. Входит Незнайка:
– Здравствуйте, извините, я опоздал!
– Дорогие мои, ребятишки, сегодня я взял в руки книжки.
Возьмите, пожалуйста, меня путешествовать.
Знания свои совершенствовать.
– Возьмем Незнайку?
– Тем более, что он научился говорить вежливые слова!
– Какие?
Итак, отправляемся все вместе в путешествие.
II. Сообщение темы, целей урока.
Тема: Проверка безударных гласных.
– На уроке будем учиться правильно писать слова с безударными гласными и проверять их. Будем учиться работать дружно.
Оценкой вашей работы будет аппликация. (За каждое верно выполненное задание, наклеивается часть аппликации. В итоге получается новогодняя открытка.)
III. Повторение.
– Назовите гласные.
Какие вы знаете?
– Как же нужно поступить, если безударная гласная вызвала сомнение?
Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее, пожалуйста, ставь под ударение.
– Как это нужно сделать?
Изменить слово (подобрать однокоренное слово). (Домашний – дом.)
– Что такое корень?
– Как пишутся корни в однокоренных словах?
– Какие бывают безударные гласные в словах?
– Где живут слова с непроверяемыми гласными?
III. Минутка чистописания.
Путь в страну Словарию лежит через Минутку чистописания.
О-о – Назовите букву. Какая она? (Гласная.)
– Из какого элемента состоит? (Овал.)
– Произнесите звук! О-о-о, На что похожи губы, когда мы произносим этот
звук?
(Разотрите ладони.)
Постарайтесь красиво прописать 1 строку буквы О заглавной в соединении со строчной.
Индивидуальное задание. (Один ученик, только строчную.)
Буква о хочет сегодня быть хозяйкой в стране Словарии. (Оцените.)!
IV. Словарная работа.
– В стране Словарии буквы заколдованы!
– Посмотрите, что произошло с нашей буквой О? (Рассердилась.)
– Почему так решили?
– Давайте мы расколдуем наши слова. Возьмите волшебные палочки!
– Читаем. Одежда, обед
– Что такое одежда? Обед?
– Какая вам нравится одежда?
– Когда приятно обедать за столом?
– Что говорят после обеда? (Спасибо.)
Посмотрите, что сейчас произошло с буквой О? (Улыбнулась, добрая.)
– Как называется выражение лица? (Мимика.)
V. Проверяемые безударные гласные.
– А вот, как вы умеете писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне решила проверить бабушка – Загадушка.
Она прислала вам свои загадки в конверте.
Давайте их отгадаем.
В лесу темно.
Все спят давно.
Одна птица не спит.
Мышей сторожит
(Сова.)Рыжая с пушистым хвостом.
Живет в лесу под кустом.
(Лиса.)
Кто это?
Запишите отгадки.
– Но, чтобы верно отгадки написать, нужно проверочное ласковое слово подобрать.
Сова – совушка. Лиса – лисонька.
Индивидуальное задание – один ученик получает карточку.
Ковёр – коврик.
Вывод. – Каким способом проверили?
VI. Незнайка.
– Извините, пожалуйста, что перебил.
Про конверт я свой забыл.
С заданием этим не справился.
Помогите, ребята, пожалуйста.
– Помочь и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово!
(В конверте находятся слова.)
Столбы – столб, гроза – грозы, шарфы – шарф.
– Какой частью речи является слова?
– В каком числе.
Вывод: Каким способом проверили?
– Изменили число существительных.
VII. Физкультминутка.
У нас друзей немало
Мы их всех нарисовали.
– Маша машет, Паша пашет
Коля колет, Толя полет.
Тоня тонет, но не дам ей утонуть
Я спасу подружку Тоню
Нарисую что – нибудь! (Н. Ладонщиков)
(Спасательный круг.)
– Как догадались? (По движениям.)
– Как называются движения, заменяющие слова? (Жесты.)
– Кто услышал слова с безударной гласной?
VIII. Творческая работа.
– Получили мы давно, приглашение куда? (В кино!)
Звонит телефон – Алло!
Здравствуйте, это я Чебурашка.
У меня случилась неувязка.
На столе моём лежит записка.
“Мы всё ваше кино испортили..
Подпись: Шапокляк и Лариска”.
Звук пропал у киноаппарата.
– Что делать, подскажите, ребята?
– Может сеанс отменить?
– Посоветуйте, пожалуйста,
– Как поступить?
– Ребята, что же ответим Чебурашке?
– Не нужно быть равнодушным
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
– Не беспокойся, Чебурашка, ребята сами будут озвучивать кадры!
– Но в кино мы идем не ради развлечения, а в составленных вами предложениях
,должны быть слова с безударными гласными.
На такое условие согласны вы?
(Ребята мастерят кормушку для птиц. Мастерят – мастер, кормушка – кормит.)
IX. Упражнение в правописании безударных гласных в корне.
По дороге из кино, хотите с горки прокататься?
Но и здесь, ребята, вам надо тоже потрудиться.
Нелегко по скользким ступеням взобраться.
Нужно вам дружно всем постараться.
Соревнование по рядам.
– Кто быстрее съедет с горки?
Индивидуальное задание: Один ученик играет в снежки. Проверка! Каким способом проверили?
плита
звезда
свисток
хлопушка
светлячок
скворечник
X. Работа по учебнику.
С. 101 № 121.
Вывод. Каким способом проверили?
XI. Скороговорка.
Чтобы речь и память развивать
Скажем мы скороговорку.
И слово с безударной гласной
Будем в ней искать.
Во дворике горка, под горой норка.
(Горный.)
Письмо по памяти.
Вывод. Каким способом проверили?
XII. Итог урока.
– Чему учились на уроке? (Писать слова с безударными гласными и проверять
их.)
– Каким способом?
XIII. Оценка.
– Оценкой послужила вам аппликация.
На что она похожа? (Новогодняя открытка.)
– Что пишут на открытках? (Поздравления, пожелания, приглашения.)
XIV. Домашнее задание.
Дома составьте на открытке поздравление и постарайтесь использовать слова с безударной гласной. Выпишите их.
Лучшее поздравление мы поместим в нашу Новогоднюю стенгазету.