Музыкально-дидактическое пособие "Море музыки"

Разделы: Работа с дошкольниками


В том, что музыкальное восприятие - сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, автором было разработано музыкально-дидактическое пособие "Море музыки", значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Пособие представляет собой комплекс наглядного и раздаточного материалов. Оно универсально, мобильно и просто в обращении.

Описание:

  • учебный стенд с изображением "Моря музыки" размером 2 х 1,5 м

  • магнитная доска, дублирующая изображение стенда в черно-белых тонах размером 50 х 30 см

  • раздаточный материал: карточки с изображением элементов игры

"Компас настроений" - пособие, отображающее эмоционально-образное содержание произведения, с подвижной стрелкой двух цветов :красного и синего (в соответствии с эмоциональным восприятием ребенка конкретного произведения)

"Палитра инструментов" - пособие, помогающее определить стиль произведения, вид и тембр звучания инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно "раскрашивая" и "оживляя" внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме :

а) "Компас настроений" - эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) "Кто - что" - (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

- темп (корабли с названиями "Очень медленный", "Медленный", "Быстрый", "Очень быстрый")

- регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

- ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

- тембр (тембровый остров : палитра цветов радуги)

- динамика (дельфин папа - f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок - p,pp)

- лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

- стиль (палитра инструментов)

- структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты : песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар: подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая "Море музыки".

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения.