Как подготовить проект?
Проектная деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. В проектной деятельности продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, проектирование - это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Так как любой проект связан с прогнозированием, то он может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.
Как разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? Какую роль играют родители в проектной деятельности младших школьников?
Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он создает проблемную ситуацию таким образом, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.
Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило "триединства" - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Так, например, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования. Один раз в неделю работает схема: учитель + родитель + ученик. На таких занятиях уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого. В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.
Основной целью привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников является сотрудничество и партнерство с собственным ребенком. Поэтому, для того, чтобы родители не принимали на себя функции учащегося, мы считаем необходимым проведение тематических родительских собраний. На таких собраниях родителям объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся, демонстрируются фрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности школьников. Каждый родитель на таких собраниях обязательно получает памятки, содержащие необходимый теоретический и практический материал по сотрудничеству с ребенком. Если говорить о роли и формах участия родителей в проектной деятельности младших школьников, то можно выделить следующие из них:
1. Мотивационная поддержка. Данная поддержка требуется учащимся на различных этапах проектной деятельности и заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.
2. Информационная поддержка. Данная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель не только сам является источником информации для ребенка, но и становится помощником в поиске нужных сведений в книгах, в периодической печати, в сети Интернет.
3. Организационная поддержка. В силу возрастных особенностей учащихся младших классов данная поддержка является одной из самых необходимых: сопровождение в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора информации, помощь в правильном распределении времени и нагрузки в процессе подготовки проекта.
4. Техническая поддержка. Данная поддержка подразумевает участие родителей в проведении фото- и видеосъемок, в монтаже материалов, в подготовке компьютерных презентаций, в техническом оснащении докладов.
5. Поддержка в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе: что получается не так, почему, как исправить; что самое трудное, интересное и полезное в выполнении проекта. В конце работы совместно обсуждаются достоинства и недочеты работы, отмечаются реальные достижения ребенка.
Хотелось бы отметить и то, что учителю важно привлечение родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребенка дополняют представления учителя, помогают ему оптимизировать проектную деятельность своих учеников и сделать ее личностно-ориентированной.
Над проектами мы работаем уже почти четыре года. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, мы приблизились к технологии работы над проектами, которая включает в себя следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Осуществляется рефлексия, самооценка проделанной работы.
В заключение отметим, что важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в проектную деятельность, так как данный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность учащихся - это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, способствует развитию интеллектуальных возможностей и творческой самореализации личности учащихся. А сотрудничество учителя, ученика и родителей в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
Проектные работы учащихся начальных классов МОУ СОШ №21 г. Якутска.
"Профессии наших родителей".
Чаще всего в представлении многих детей работа родителей - это какое-то мифическое место, где родитель проводит большую часть своего времени и за это получает деньги. Не все дети знают, в чем конкретно заключается работа их родителей. Есть дети, которые не могут назвать профессию своих родителей.
Мы считаем, что знать профессии своих родителей очень важно, так как это позволяет ближе познакомиться с миром профессий, помогает узнать об их многообразии, а также помогает ориентироваться в данном социальном вопросе. Немаловажным мы считаем и то, что достойный пример наших родителей поможет нам также относиться к своей будущей работе.
Цель проекта: познакомиться с профессиями своих родителей.
Задачи проекта:
- узнать у родителей об их профессии;
- сделать экскурсию на место работы родителей;
- подготовить сообщение по итогам экскурсии;
- оформить альбом "Профессии наших родителей".
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе было проведено анкетирование учащихся. Ребятам было предложено ответить на два вопроса:
1. Знаешь ли ты, кем работают твои родители?
2. В чем заключается работа твоих родителей?
Анкетирование показало, что 60% учащихся знают профессии своих родителей, но 80% учащихся не знают, в чем заключается их работа. Таким образом, возникла необходимость решения данной проблемы.
2 этап. Организационный.
Для решения возникшей проблемы, совместно был разработан план мероприятий:
1. Сделать экскурсию на работу родителей;
2. Узнать (используя вопросник) у родителей, в чем заключается их работа;
3. Оформить полученные результаты.
3 этап. Осуществление деятельности.
На данном этапе ребята собирали данные, проводили интервью с родителями, делали экскурсии на место работы своих родителей.
4 этап. Обработка и оформление полученных результатов.
На данном этапе ребята писали сочинения, готовили презентации, делали рисунки.
5 этап. Презентация и обсуждение полученных результатов.
В классе был проведен классный час, на котором ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями, выражали свое мнение о полученных результатах. Был собран альбом "Профессии наших родителей"
В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам:
- узнавая профессии своих родителей, мы получаем первое впечатление о мире профессий и начинаем ориентироваться в данном социальном вопросе;
- важно знать профессии своих родителей, так как, видя их отношение к работе, мы также будем относиться к своей будущей работе.
Результат работы: альбом "Профессии наших родителей". Приложение 1
"Великая Отечественная война в моей семье".
Великая Отечественная война затронула судьбы многих семей. Почти из каждой семьи ушли на фронт отцы и деды, мужья и жены, братья и сестры. Война стала общей болью и бедой, поэтому все люди стали одной большой семьей. В 2010 году наша страна отмечает 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Наш долг - сохранить историческую память о ветеранах войны, участниках сражений и тружениках тыла. Каждый человек должен знать своих родственников-участников войны, гордиться подвигами своих предков, брать с них пример, чтобы стать достойным гражданином и патриотом России.
Цель проекта: собрать информацию о родственниках-ветеранах ВОВ, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма
Задачи проекта:
- изучить семейный архив;
- узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ;
- подобрать фото и документы;
- подготовить сообщение о родственнике-участнике ВОВ
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
1 этап. Погружение в проект.
На уроке окружающего мира в ходе изучения темы "Моя семья" мы выяснили, что во многих семьях есть семейные архивы, хранятся семейные реликвии. В рамках мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне был проведен классный час "65 лет Великой Победы". Эти два мероприятия побудили нас узнать, а есть ли в наших семьях родственники- участники ВОВ.
2 этап. Организационный этап.
Для решения возникшей проблемы, совместно был разработан план мероприятий:
- Узнать у родителей о родственниках-участниках ВОВ;
- Изучить семейный архив;
- Подобрать фото и документы;
- Оформить полученные данные.
3 этап. Осуществление деятельности.
На данном этапе ребята собирали данные, проводили беседы с родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, изучали семейные архивы.
4 этап. Обработка и оформление полученных результатов.
На данном этапе ребята писали сообщения о своих родственниках, готовили презентации, делали рисунки, сочиняли стихи.
5 этап. Презентация и обсуждение полученных результатов.
В классе был проведен "Урок мира", на котором ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями, выражали свое мнение о полученных результатах.
В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам:
- необходимо знать своих предков и историю страны, в которой мы живем;
- наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную и спокойную жизнь, перед теми, кто трудился в тылу.
- очень важно сохранять память об участниках Великой Отечественной войны.
Результат работы: альбом "Великая Отечественная война в моей семье". Приложение 2.