Урок-игра "Особенности природы материка Австралия"

Разделы: География


Цели урока:

  • обобщить знания  по теме Австралия;
  • развивать интерес к знаниям;
  • воспитывать умение работать в коллективе и группах.

Тип урока: урок обобщающего повторения (урок-игра)

Оборудование:физическая карта Австралии, компьютер и проектор, три  коробки для почты, конверты писем.

ХОД ИГРЫ

Условия соревнований:

1. Каждый ряд – команда, которая в игре стремится к победе.(2 ряда)
2. Ответы оцениваются баллами:
– ответ полный, очень обстоятельный (5 баллов)
– ответ правильный, но только фактические знания (4 балла)
– в ответе допущены неточности (3 балла)
3. Каждая команда имеет свой оценочный лист, где секретарь выставляет общие баллы командам.

При подготовке к уроку ребята уже выбрали капитанов своих команд; для работы в жюри и в качестве секретаря приглашаются ученики старших классов.
Урок начинается с представления жюри, капитанов, гостей и т.д.

1 тур «Конкурс капитанов»

Каждому капитану дается  задание заполнить кроссворд. Вопросы

  • Коренные жители Австралии
  • Растения – живой насос
  • Исследователь Австралии
  • Животное – «ископаемое»
  • Типичное австралийское животное, название которого переводится, как «не понимаю»
  • Природная зона Австралии
  • Название этого животного в переводе   с австралийского означает «не пить»
  • Растение Австралии и Африки
  • Какие змеи живут на материке

Кроссворд

В то время  как капитаны команд заполняют кроссворды на доске, весь остальной класс отвечают на вопросы, которые подготовлены на слайдах.

Вопросы:

1. Дерево, накапливающее в утолщённом  стволе в дождливый сезон влагу, которую расходует в сухой сезон (бутылочное дерево)
2. Гигантские деревья высотой более 100 метров ? (эвкалипт)
3. Среди представителей этих животных есть гиганты до 3м и карлики до 30см (кенгуру)
4. Это животное – любимец австралийских детей (коала)
5. Это опасная птица, которая не летает и живет в Австралии (казуар)
6. Это собака не умеет лаять (динго)
7. В природе есть два вида млекопитающих, откладывающие яйца и выкармливающие своих детенышей молоком.(Утконос и ехидна)
8. Это искусственно созданный город для примирения Мельбурна и Сиднея, конкурирующих за право быть столицей Австралии (Канберра)

2 тур игра «Почта»

На доске 3 почтовых ящика, на которых написаны названия природных зон Австралии

1. Зона тропических пустынь и полупустынь (центральная и западная части Австралии)
2. Экваториальные, субэкваториальные и влажные тропические леса (Восток и север Австралии)
3. Саванны и редколесья субэкваториального климата (север материка до 20о ю.ш.).

Каждой команде необходимо прочитать письмо и положить в нужный ящик.

1. Здесь на красных феррадитных почвах среди высоких трав растут эвкалипты, акации, казуарины и бутылочные деревья
2. Леса состоят из высоких деревьев: пальм, фикусов, эвкалиптов. В нижнем ярусе растут бамбуки, древовидные папоротники.
3. Здесь господствуют заросли из колючих, густо переплетающихся, иногда совершенно непроходимых  кустарников – скрэбов. Заросли имеют мертвенный, сизо-зеленый цвет. Почва под скрэбом покрыта редкими пучками сухолюбивых злаков

3 тур «Ориентирование по карте» (вопросы к игрокам команд, кто быстрее поднимет руку)

  1. Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
  2. Южный тропик пересекает Австралию в северной, центральной или южной части?
  3. Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?
  4. Австралию омывает с севера Индийский или Тихий океан?
  5. Острова Новой Зеландии расположены к северо-востоку или юго-востоку от австралийских берегов?
  6. Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея – находится южнее Австралии
  7. Большой Барьерный риф находится в Тихом или Индийском океане?
  8. Самая высокая вершина Большого Водораздельного хребта  – гора Косцюшко – имеет высоту более 2000м или более 4000м?

4 тур «Прочитай климатограмму»

Каждой команде дается по одной климатограмме. Они должны определить город и тип климата.

Подведение итогов

Подсчитывание баллов, награждение победителей, выставление оценок, похвалить тех учеников, у которых были лучшие ответы.

Домашнее задание: Ребята, сегодня мы с вами завершили изучение уникального по своим природным характеристикам материка – Австралии. Как вы думаете, какой материк мы с вами начнем изучать на следующем уроке? (Антарктиду). Подготовьте сообщения об открытии и изучении этого материка.

Список литературы:

1. Учебник. География материков и океанов. 7 класс. Авторы: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев
2. Поурочные планы. География 7 класс. Авторы – составители  Н.А.Никитина. Издательство «ВАКО» Москва
3. География уроки – игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Издательство «Учитель» Волгоград
4. Энциклопедия. 1001 вопрос  и ответ./Пер. с франц. О.В.Ивановой – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

Приложение