Четыре желания. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Предмет: литературное чтение с родным нерусским (чувашским) языком.

Тема: К.Ушинский «Четыре желания».

Цель урока: познакомить учащихся с произведением о временах года.

Задачи:

  • Обучающие: дать представление о временах года в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП; формировать умение работать с текстом.
  • Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.
  • Воспитательные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную и письменную речь.

Приёмы ТРКМЧП: корзина идей, чтение с остановками, синквейн.

Оборудование: презантация «Времена года» (у автора), компьютер, экран, тетради.

Информационные ресурсы:

  1. Рыбакова А.В., Артемьева Т.В. Учебник «Парус» для 2 класса чувашской школы.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2005.с. 56-58.
  2. Толстой Л.Н. Сказки, пословицы, загадки. – Москва: Изд-во «Детская литература», 1988г.

Ход урока.

Организационный момент.

Ученики:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

- Начинаем наш урок. На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.

(Проверка готовности к уроку)

Стадия вызова.

1. Сообщение темы урока.

-Мы сегодня начинаем изучать раздел «У природы нет плохой погоды». У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас? Запишите свои желания в тетрадях.

- А теперь поделитесь с нами вашей мечтой.

(Мечты детей записываем на доске)

- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

2. Метод «Корзина идей».

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Запишите свои идеи в тетрадях.

- Обсудите со своим соседом вашу информацию.

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

Стадия осмысления.

1. Чтение с остановками.

Текст рассказа К.Ушинского « Четыре желания».

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!

- Запиши своё желание в мою записную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

Примерные ответы детей записываем на доске. (Весна, лето, осень).

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа. Запишите свои концовки в тетрадях.

2. Чтение текста до конца.

Словарная работа.

Объясните значение следующих слов. Переведите на родной язык:

  • румяный – красный
  • желание -…
  • пёстрый - …
  • сенокос - …

- Было ли в тексте для вас что- то не понятно.

3. Физкультминутка.

4. Давайте вернёмся к вашим предположениям.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

5. Проверка понимания текста:

- О чём говорится в тексте?

- Почему Мите понравились все времена года?

- Какая была главная мысль текста? Эту мысль запишем в тетрадях.

6. Закрепление. Просмотр презентации «Времена года».

- Давайте побываем в гостях у разных времён года.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воде и под водой – всюду кипит жизнь.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Природа хороша во все времена года!

Сошлись как-то вместе четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.

1 слайд. «Зима».

Снег на полях,
лёд на реках,
вьюга гуляет.
Когда это бывает?

- Правильно, зимой.

- Кому нравится зима?

- Почему?

2 слайд. «Весна».

Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает.
Когда это бывает?

На слайде появляются картины о весне. Дети рассказывают о весне.

3, 4 слайды «Лето», «Осень» – аналогичная работа.

5 слайд. «Вывод».

- Как вы думаете, какое время года самое важное?

Вывод: Все времена года нужны и важны!

(Появляется вывод на слайде).

Стадия рефлексии.

1. Синквейн.

Заканчивая разговор о временах года, я предлагаю вам написать синквейн.

Синквейн- это стихотворение- миниатюра из 5 строк, которое имеет определённое строение.

  • 1 строка - тема синквейна (1 имя существительное в начальной форме).
  • 2 строка - характерные признаки предмета (2 прилагательных).
  • 3 строка - характерные действия или состояния предмета (3 глагола).
  • 4 строка - что автор думает?(фраза из 4 слов).
  • 5 строка –новое звучание темы(синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Зима
Снежная, студёная.
Щиплет, румянит, веселит.
Радость для всех детей.
Мороз.

2. Домашнее задание.

- Дома найдите и прочитайте разнее произведения о временах года.

3. Подведение итогов.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.