Олимпиада для всех

Разделы: География


В то время, когда учителя ломают головы над тем, как сделать обучение интересным для ребят, география все больше превращается в падчерицу учебного процесса. Сокращаются часы в учебном плане, бытует мнение, что география – это предмет, который необязательно учить, пусть «извозчик довезет». Не исключено, что наш предмет (самый нужный и важный современному человеку) совсем исчезнет из программы старших классов, будет сынтегрирован с другими предметами естественно-научного цикла.

Да, к сожалению, все это так… И все же, пока география существует в школьной программе, пока есть неравнодушные учителя, для которых отстоять свой предмет – дело чести, надо что-то делать. А что мы можем? Пожалуй, немногое. Но в рамках своей школы надо постараться не предать забвению любимый предмет, надо, чтобы мелькали города и страны, параллели и меридианы в любопытных глазах детей!

Пожалуй, из того, что нам осталось, самое важное направление – это олимпийское движение. Сейчас проводятся предметные олимпиады разного ранга – от школьной до международной. В последнее время появилось множество заочных, дистанционных, сетевых олимпиад. Престиж этих состязаний неуклонно растет: победа на них дает преимущества при поступлении в ВУЗ.

Олимпиадные задания отличаются повышенным уровнем сложности. Они направлены не столько на контроль знаний, сколько на проверку умения логически мыслить, делать выводы, обобщения. Но задания такого рода не по силам среднему ученику. А заинтересовать своим предметом хочется каждого!

Школьная олимпиада – доступное для каждого учителя средство, позволяющее активизировать творческие и познавательные способности школьников, выявить географические таланты. Но беда в том, что такая олимпиада проходит один раз в год. А что нам мешает ежемесячно проводить географические соревнования?

Мной была придумана домашняя олимпиада «Геосветофор», которая уже третий год пользуется у учеников популярностью.

Прочему «светофор»? В ней три задания – красное, желтое и зеленое, рассчитанные на разный уровень подготовленности учеников. Уровень заданий разный, а значит, хотя бы с одним из них справится каждый ребенок, а трудную задачу решит только сильный ученик. Меняются задания один раз в месяц – первого числа, тогда же вывешивается итоговая таблица с результатами. Это красочно оформленный лист (для подростков очень важна внешняя оценка их достижений). Ни один балл не пропадает, накопительная система позволяет детям, не теряя интереса, двигаться к «пятерке» со своей скоростью. Набрав 10 баллов, ученик получает «5» в журнал. Кому-то для этого достаточно 1 месяца, кто-то копит баллы полгода.

Скорость мыслительных процессов у детей неодинакова. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях, другие ориентированы на процесс длительного обдумывания каждого задания и никогда не могут уложиться в ограниченное время. Эта проблема также решается при проведении домашней олимпиады. Самые «быстрые» дети приносят ответы уже на следующий день и мучаются целый месяц в ожидании результата. Кстати, не всегда у торопыжек бывают лучшие работы.                              

Подростки стремятся к успеху, признанию. Им можно помочь добиться результата, показав путь приобретения новых знаний и навыков, которые можно применить на практике. При выполнении заданий «Геосветофора» не только не запрещается, а приветствуется использование карт, справочной литературы, сети Интернет и любых других источников знаний. Но ни одного балла не получит работа, скачанная с чужих сайтов. Нужен ответ на вопрос, а каким способом его получить – решает сам ребенок. Нередко 6-7-классники привлекают родителей к решению географических задач. А что в этом плохого? Пусть мама и папа оторвутся от телевизора, пусть моя задачка хотя бы на полчаса объединит семью, а у старшего поколения будет повод вспомнить о том, как сами искали Волгу на карте…

Задачи для олимпиады имеют комплексный характер, часто охватывают не только все темы школьной географии, но и требуют определенных знаний по другим предметам, широкой эрудиции. Для меня это повод сотрудничать со своими коллегами, для детей – понять, что не бывает отдельно географии и математики, в жизни все науки тесно переплетены и только образованный человек сможет манипулировать математическими понятиями при решении географической задачи и наоборот.

Итак, домашняя олимпиада «Геосветофор» проводится, чтобы:

  • Пропагандировать географическую науку, повышать интерес детей к ее изучению;
  • Дать возможность буквально всем учащимся проявить смекалку и эрудицию в решении конкурсных задач, углубить знания по предмету;
  • Развить у школьников навыки самостоятельной работы, стремление к получению новых знаний, умение пользоваться различными источниками географической информации;
  • Выявить талантливых учеников и способствовать развитию их творческого потенциала

Как же я составляю олимпиаду? Сначала это был случайный набор вопросов, которые менялись совершенно бессистемно. Со временем определился круг тем, наиболее интересных ребятам. Теперь все задания «Геосветофора» я готовлю летом, заранее объявляя темы цветов (светофор все-таки). В этом году красный вопрос посвящен теме «Города России». Какие-то вопросы я придумываю сама, какие-то беру из заданий олимпиад различного уровня – от округа до МГУ, что-то предлагают сами ребята. Оценивается красный вопрос «дороже» всех – полный ответ на него может принести участнику до 5 баллов. Приведу примеры таких вопросов, хотя, наверное, каждый учитель имеет в запасе немало подобных заданий.

  1. Во время одной из самых жестоких битв Великой Отечественной войны защитники этого города написали на стене дома: «Мы отстоим тебя, родной город!» После тяжелых боев в городе не осталось ни одного целого здания. После войны зарубежные проектировщики сказали, что рентабельней отстроить город на новом месте, чем восстановить из руин. Тогда в надписи на стене кто-то вставил одну букву, и через несколько лет жители города сдержали свое обещание. Вставьте эту букву и вы, и назовите город. Что является знакомым каждому россиянину символом этого города? Подсказка: За историю своего существования этот город имел 3 имени.
  2. Этот горд находится на крутом невысоком берегу великой русской реки и упоминается в русских исторических источниках с 1371 года. Город славится обилием церквей и звоном колоколов. «Церкви пополам с домами», - сказал об этом городе Тарас Шевченко. В основе названия города лежит местное слово «шор» - «болото, вода, грязь». Коренные жители этой территории России в обычаях, фольклоре, верованиях, одежде и устройстве быта похожи на финно-угорские народы, а их язык родственен татарскому. С русскими этот народ объединяют способы ведения хозяйства – они издревле были землепашцами.

Что это за город? Столицей какой республики он является? К какой языковой семье и группе относится язык коренных жителей? Какому герою Гражданской войны поставлен памятник в этом городе? Назовите ведущие отрасли промышленности города.

Наибольший интерес у ребят вызывает фотовопрос. В этом учебном году желтый вопрос - о необычных памятниках. Несмотря на то что максимум, который можно заработать на этом вопросе – 3 балла, он оказывается самым популярным среди детей. Вот примеры таких вопросов:

  1. В мире много интересных и необычных памятников. Вот один из них – памятник букве Ё. Где же он установлен?
  2. Любите ли вы мультики? Тогда герои этого памятника вам хорошо знакомы. А не подскажут ли они, в каком из городов их увековечили?

Рисунок 1  

Рисунок 2

Зеленый (самый легкий) вопрос – это географические шарады. Девизом этого вопроса ребята придумали слоган: «Чтоб разгадывать шарады, географию знать надо!». Отгадывание одной шарады оценивается всего в 0,5 балла, поэтому почти никто из участников олимпиады зеленым вопросом не ограничивается.

  1. Начало слова есть местоименье,
    Что выскочки кричат без промедленья.
    А что в конце – ребенок надевает,
    Одежка та без рукавов бывает.
    Все вместе – это остров очень жаркий,
    Сияет солнце в небесах там ярко.

  2. Я с «М» и «А» живу в горах Алтая,
    Но с «У» я сам раскинул цепи гор.
    Без «М» в пустыне расстилаю
    Необозримый водяной простор

Очень важно, что домашняя олимпиада не носит отборочный характер в выявлении учеников – лидеров (для них олимпиадное движение представлено полным спектром соревнований на уровне района, округа, города) и не является проверкой усвоенных знаний. Она служит пропаганде географии в обстановке соревновательного азарта и дает возможность буквально всем учащимся проявить смекалку и эрудицию в решении конкурсных задач.