Цели и задачи:
- Закрепление навыков чтения, произношения слов сложной слоговой структуры VII, IX, XIV типа, связной речи;
- Закрепление знаний по лексическим темам «Лес», «Грибы», «Цветы», «Насекомые»;
- Воспитание бережного отношения к природе; воспитание безопасного поведения в городе и на природе.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Вы многому научились, много узнали нового. Через несколько дней вы забудете про школьные занятия и будете отдыхать, потому что наступит… Какое время года? (Лето)
1 ученик:
Мы встречаем праздник лета!
Праздник солнца!
Праздник света!
Солнце, солнце, жарче грей,
Праздник будет веселей!
Летом вы будете отдыхать в деревне, выезжать на природу, ходить в лес и на речку. Очень важно, чтобы, общаясь с природой, вы не пострадали сами и не нанесли вреда природе. Поэтому сегодня мы совершим путешествие по летнему лесу, но сначала вспомним как нужно вести себя в лесу. Скажите, чего нельзя делать в лесу, на лугу и у реки? (Ответы детей)
2 ученик:
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
– Ребята, а что можно делать в лесу? (Ответы детей)
Теперь мы можем смело отправляться в лес.
Упражнение «Мы шагаем». (Слова сопровождаются соответствующими движениями).
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг, вправо шаг,
Шаг вперёд, шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем.
Ноги дружно поднимаем.
Декорация «Лес». (На протяжении всего праздника во время упражнения «Мы шагаем» помощник ведущего меняет декорации).
Вот мы и добрались до леса. Хорошо в лесу, тихо. Только птицы поют.
Звучит аудиозапись птичьих голосов.
Ведущий:
Хорошо в лесу зелёном,
Травы стелятся ковром,
А резные листья клёнов
Укрывают нас шатром.
Мы идём лесной тропою.
Смотрим мы по сторонам,
Пахнет мхами, пахнет хвоей.
Бродят тени по стволам.
Огонёчки земляники
Загораются в траве.
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчёл.
Посмотрите, как красиво в лесу! А это ещё что такое? В лесу школьная доска, а на ней буквы. Кто же в лесу читать учится? Тише! Кто-то сюда идёт.
Баба Яга (Входит): Ну, где же эта лесная школа? Спрятали так, что даже я не могу её найти. Ну-ка, ну-ка… (присматривается). Кажется, нашла! Ой, буковки!
– Как мне буквы нравятся!
Мне с собой не справиться.
Хоть десяток припасу,
Спрячу в поле и в лесу!
(Хватает буквы и убегает).
Ведущий:
Вот проказница Яга.
Как без букв читать слова?
Ребята, я думаю, мы должны помочь лесным малышам-зверятам. Отыщем в лесу буквы?
Дети: Да-а-а.
Баба Яга: Не найдёте! Я их хорошо спрятала.
Ведущая: Это мы ещё посмотрим. Вставайте, ребята, пойдём дальше по лесу, буквы искать.
Упражнение «Мы шагаем».
Декорация «Луг».
Ведущий: Посмотрите, куда мы пришли? (На луг). А вот и мышки полевые. Здравствуйте, мышки. Скажите, не находили ли вы здесь букву? Её Баба Яга из лесной школы утащила и спрятала.
Мыши: Нашли, нашли, но просто так не отдадим. Расскажите сначала, какие цветы и травы растут на нашем лугу.
1 ученик:
Как, ромашка, ты мила!
Твоя кофточка бела,
Воротник золотой,
На нас смотришь с добротой!
2 ученик:
Динь-дон, динь-дон!
Льётся нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой.
3 ученик:
Глазок золотой,
Умытый росой,
В небо синее глядит
И за солнышком следит!
Стоит солнышку нахмуриться-
Золотой глазок прищурится.
4 ученик:
Хоть крапива и не печь,
Руку может и обжечь
Волосками жгучими,
Острыми, колючими.
Прячет каждый волосок
Едкий и кусачий сок!
Посмотрите внимательно на рисунки и назовите лекарственные растения. (Ответы детей. Ведущий помогает детям вспомнить, чем полезны эти растения). Какие ещё лекарственные растения вы знаете? (Картинка с изображением подорожника).
Песня «Я люблю рисовать». Муз. Т. Морозова.
Мыши: Понравилась нам ваша песенка, отдадим букву.
Ведущая: Вот спасибо! (крепит букву А к сцене). До свидания, мышки. А мы дальше пойдём.
Упражнение «Мы шагаем».
Декорация «Лес».
Ведущая: Мы с вами снова в лесу. Смотрите, ёжик бежит. А в корзинке буква. Здравствуй, ёжик. Не отдашь ли ты нам букву, которая у тебя в корзинке? (Ёжик шепчет ведущему на ухо). Говорит, что отдаст тому, кто ему корзинку грибов наберёт. Ну, что? Будем грибы собирать? Но грибы должны быть все съедобные. Давайте сначала вспомним их.
Ведущая показывает детям картинки с изображением грибов, дети называют их, говорят, какие из них съедобные, какие – ядовитые.
Игра «Ах! Ох!». Ведущая показывает те же картинки. Детям даётся инструкция: если гриб съедобный, нужно сказать «Ах!», а если ядовитый – «Ох…». Съедобные грибы (муляжи) класть в корзинку.
Ёжик:
За грибы благодарю.
Вот и буковка – дарю.
Ведущая крепит букву К к сцене.
– Спасибо тебе, ёжик. Поиграй с ребятами в игру.
Игра «Найди своё дерево». Двое играющих изображают деревья: берёзку (в белой косынке) и осинку (в зелёной косынке). Остальные дети – грибы: пять подосиновиков и пять подберёзовиков. Подосиновики становятся вокруг осинки, а подберёзовики – вокруг берёзки. Под музыку дети начинают водить хоровод со словами:
Крепкий подберёзовик
Вырос под берёзою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною.
На вторую часть музыки дети («грибы» и «деревья») бегают по залу врассыпную, на последние 3 аккорда строятся в круг своих деревьев. Побеждает команда, построившаяся первой.
После игры ведущий прощается с ёжиком. Затем игра повторяется ещё раз.
Баба Яга: А следующую букву вы ни за что не получите, потому что охраняют её мои гуси-лебеди. Гуси, летите ко мне, загородите детям дорогу! Вот вам задание: переставьте моих гусей так, чтобы из букв, которые они держат, получилось слово.
Составление слов: м, о, д (дом); к, б, ы (бык); л, к, у (лук); д, н, ь, е (день).Гуси отдают букву Л.
Баба Яга: Вот непутёвые, букву проворонили. А ну, кыш домой! Кыш, кыш!
Баба Яга уходит вместе с гусями.
Выходит кот Матвей: Здравствуйте, ребята. Это вы букву ищете?
Ведущая: Мы.
Кот: Я тоже букву вам принёс.
Ведущая: Вот спасибо! Где же ты её нашёл? И как в лесу оказался?
Кот: Я у Бабы Яги живу, меня Матвей зовут. А букву я не искал, мне её Баба Яга дала на сохранение. Но просто так вам её не отдам.
Ведущая: Чего же ты, Матвей, хочешь? У нас ни сметанки нет, ни рыбки…
Кот: Баба Яга меня хорошо кормит. Вы мне лучше расскажите, как себя в городе вести. Пошёл я недавно в город брата Мурзика навестить. Вышел из леса. Вдруг вижу – дорога: гладкая – ни травинки на ней, ни цветочка, только какие-то белые линии. А по дороге страшные огромные машины едут. Испугался я и домой вернулся. Помогите мне.
Ведущая: Всё понятно. Тебе, Матвей, правила дорожного движения нужно выучить. Тогда ты машин бояться не будешь. Мы с ребятами тебе сейчас о них расскажем, а ты слушай внимательно. Ребята, где нужно переходить дорогу? (По пешеходному переходу). А как Матвею найти пешеходный переход? (Дорожный знак, разметка «зебра»). Найдите этот знак среди других. ( Дети находят знак «Пешеходный переход» среди других знаков). Когда нужно переходить дорогу? (На зелёный свет светофора).
Игра «Стой-иди». (Кот играет вместе с детьми).
Ведущая: Кто покажет Матвею, как нужно дорогу переходить? (Один ребёнок переводит кота через дорогу).
Кот: Спасибо вам большое. Берите букву, а я побегу, пока правила не забыл.
Ведущая берёт букву, коту отдаёт знак «Пешеходный переход». Крепит букву Ы на сцену.
Ведущая: Котик убежал, а нам нужно дальше идти.
Упражнение «Мы шагаем».
Декорация «Болото».
Ведущая: Куда же мы с вами зашли?
Звучит вступление к песне-танцу «Лягушата». Дети танцуют танец лягушат.
Ведущая: Да это же болото. Опасно здесь. Неужели Баба Яга здесь букву спрятала?
Баба Яга: (Вбегает) Здесь, здесь. Что, испугались?
Ведущая: И вовсе не испугались. Нам лягушки помогут.
Баба Яга: Помогут, если моё задание выполните.
Ведущая: Подавай своё задание.
Баба Яга: А задание моё такое. Я буду фразу говорить, а вы должны последнее слово досказать - выбрать одно из двух. Слова вам будут мои лягушечки показывать. Скажете правильно, лягушки с кочки на кочку перепрыгнут, ошибётесь – на месте будут стоять.(«Кочки» можно нарисовать на полу мелом или вырезать из цветной бумаги и приклеить к полу скотчем).
Проводится игра «Рифмы». (Баба Яга читает фразу. Две лягушки показывают детям слова, из которых нужно выбрать правильный ответ. После каждого правильного ответа две другие лягушки перепрыгивают с одной кочки на другую, каждый раз приближаясь к букве, которая спрятана на последней кочке. Количество кочек рассчитано на 4-5 прыжков. Последние две-три фразы предназначены на тот случай, если дети допустят ошибки в ответах.)
- В красных пятнышках убор, гриб зовётся… (мухомор, лисичка).
- Помидор большой и спелый, посмотри, какой он… (белый, красный).
- Я трава, но жгусь на диво, потому что я… (крапива, укроп).
- Знает девочка любая, что морковка… (голубая, оранжевая).
- Мимо улья проходил косолапый… (крокодил, медведь).
- Он высокий, словно шкаф. Как зовут его… (жираф, воробей).
- Слышала вся улица, как мычала… (курица, корова).
Лягушки отдают букву И. Ведущая благодарит лягушек, крепит букву.
Баба Яга прогоняет лягушек, сердится на них.
Ведущая: Нам, ребята, нужно скорее выбираться из этого места, пока нас болото не затянуло.
Упражнение «Мы шагаем».
Декорация «Лес».
Ведущая: Вот мы и вернулись в лесную чащу. Где же будем следующую букву искать?
Белка: У меня в дупле. Баба Яга на него волшебный замок повесила, и загадки мне загадала. Сказала, если загадки отгадаю, замок откроется.
Ведущая: И что же, отгадала ты загадки?
Белка: Да где мне отгадать. Я зверь лесной, а загадки про летний отдых людей.
Ведущая: Слышите, ребята, про летний отдых. Загадывай скорее, белочка, нам загадки, ребята постараются их отгадать.
Белка загадывает загадки:
Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу. (Велосипед)
В него воздух надувают
И ногой его пинают. (Мяч)
Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита. (Панама, кепка)
Длинная и гибкая
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
Но всё же это… (удочка).
Две верёвки и доска
Унесут под облака,
Вверх и вниз,
Назад, вперёд,
А потом наоборот. (Качели)
Дети отгадывают. Белка достаёт из дупла букву Н. Ведущая благодарит белку и крепит букву.
Баба Яга (расстроено, чуть не плача): Такие трудные загадки были, а они отгадали. Все буквы мои нашли. Ой, нет, не все! Одну я с собой ношу. Только вам не покажу. И вообще, устала я с вами по лесу ходить, домой пойду.
Ведущая: Подожди, Баба Яга. Вот сядь на пенёк, отдохни. А у нас один паренёк есть весёлый, он про тебя песню знает. Хочешь послушать?
Баба Яга: Про меня?
Ведущая: Про тебя.
Баба Яга: Конечно, послушаю. Но смотрите, если песня мне не понравится, ни за что из леса не выберетесь, все тропинки запутаю.
Песня «Бабка Ёжка».
Баба Яга: Ох, и повеселили! Так и быть, отдам я вам последнюю букву, понравились вы мне.
Ведущая: Спасибо, Баба Яга. (Крепит букву к сцене). А знаешь, какие буквы ты от нас прятала?
Баба Яга: Знаю. Меня ворон, учитель наш лесной, читать учил. Я все буквы выучила. Вот послушайте. (Чтение сопровождается показом букв с иллюстрациями).
А – арбуз. Чуток откусим,
Тьфу, без перца он не вкусен.
И – изба на курьих ножках,
Ножки в новеньких сапожках.
К – красавец котик мой,
Рыжий летом и зимой.
Л – ленивая луна.
Всё молчит, утомлена.
Н – не бойся, это нож,
Но зазря его не трожь.
У – ухват, им дорожу,
Никому не одолжу.
Ы – отыщешь в слове «мышь»,
В слове «сыр» и в слове «кыш».
Ведущая: Молодец. Тогда вместе с ребятами попробуй прочитать слово, которое мы из твоих букв составили.
Дети и Баба Яга читают слово «каникулы».
Баба Яга: Что же это за слово такое, я его не знаю.
Ведущая: Это потому, что ты в школе не учишься. Все дети знают, что такое каникулы. Они тебе сейчас расскажут. (Дети объясняют Бабе Яге, что такое каникулы).
Ведущая: Вот какое хорошее слово «каникулы». Все вы, ребята, хорошо потрудились в этом году. И очень скоро у вас начнутся каникулы - летние каникулы, потому что наступает лето.
Песня «Лето». Муз. Андрея Варламова.
Баба Яга: Хорошо с вами, но пора мне домой. А вы приходите ко мне в гости, я вас не обижу.
Ведущая и дети прощаются с Бабой Ягой.
Ведущая: Закончилось наше лесное путешествие. Я желаю вам хорошо отдохнуть во время летних каникул, набраться сил на новый учебный год. А осенью мы снова встретимся в этом зале. До свидания!