Планирование воспитательной работы в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Основу этой деятельности составляет моделирование, т.к. план воспитательной работы – это модель будущего состояния воспитательного процесса. Целью моделирования воспитательного процесса, а иначе программы «Разноцветный мир», стало ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО-РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ (идеальная цель). При постановке результативной цели я опираюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности. Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе. Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
Первым стимулом для создания программы стала неудовлетворённость результатом работы. Каждое дело рассматривалось вне связи с предыдущим, что приводило к «наслаиванию» мероприятий. Проводя анализ воспитательной работы с первым моим выпуском, стало понятно, что требуется система работы в различных направлениях развития личности ребёнка, причём система, рассчитанная на период обучения в начальной школе.
Разработанная мною программа воспитательной работы «Разноцветный мир» строится на следующих принципах:
- принцип личностно-ориентированности (позволяет вовлекать в работу каждого ребёнка)
- принцип здоровьесбережения (даёт возможность сохранения здоровья школьника, обучает здоровому образу жизни)
- принцип системности и последовательности (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов)
- принцип оптимальности (программа наиболее удобна в использовании в повседневной деятельности классного руководителя и учащихся)
- принцип конкретности (позволяет избегать неоправданного копирования проводимых дел на всех ступенях развития)
- возрастной принцип (формы работы соответствуют возрастным особенностям детей)
Программа «Разноцветный мир» (Приложение 1) состоит из нескольких блоков, соответствующих каждой четверти с 1 по 4 классы, причём каждый блок имеет своё название, цели, направления работы.
Внутри каждого блока работа строится по разделам:
- работа по теме четверти
- календарные мероприятия
- «Основы школы здоровья»
- «Одарённый ребёнок»
- работа с родителями
Календарные мероприятия – это годовой круг традиционных дел, проводимых в различных формах, таких как игра, круглый стол, праздник, соревнование, встреча и т.д. Причём часто форма мероприятия зависит от возраста детей.
Здоровье ребёнка – понятие не только медицинское, но и социальное – оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией отдыха. Это эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека. Проблемы же возникают на каждом шагу. Взрослые, обладая опытом, решают их более или менее успешно. А как быть детям? В связи с этим одной из задач моей воспитательной работы является привитие навыков здорового образа жизни. В этот раздел входят еженедельные пятиминутки здоровья (составлена программа, в которую входят беседы о здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности), экскурсии, участие в спортивных соревнованиях разного уровня, турпоходах и т.д.
Все дети талантливы. Этого девиза я придерживаюсь, наполняя содержанием раздел «Одарённые дети», основной целью которого является создание условий для развития и реализации интеллектуальных, творческих и физических способностей детей. Так же, в рамках этого раздела реализую программы дополнительного образования:
- кружок «Волшебная кисточка» (1 класс)
- кружок «Речецветик» (2 класс)
- кружок «Малая академия наук» (3 и 4 класс)
Выявить творческих детей мне помогает ежегодный школьный Фестиваль «Созвездие». Число участников не ограничивается. Номинации разнообразны, поэтому дети с удовольствием готовятся и участвуют в творческих конкурсах Фестиваля.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности она играет главенствующую роль. Важным шагом в работе с родителями является программа изучения семьи. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она не сможет конкурировать с семьёй. В своей практике я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации), так и нетрадиционные (родительские чтения, неделя открытых дверей, поход выходного дня, разного рода презентации и т.д.).
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырёх лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического. Традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности помогают оценить эти потенциалы и скорректировать работу классного руководителя. Хочется сказать, что каждый раз набирая новый класс, я адаптирую программу под конкретный классный коллектив.
Опыт работы: по данной программе сделано 2 выпуска. Результатом считаю:
- хорошую адаптацию детей в школе (ни одного «хорошиста» не потерялось в среднем звене)
- мои выпускники – активные участники в творческих, интеллектуальных конкурсах
Ещё одним критерием эффективности воспитательной работы я могу выделить уровень воспитанности обучающихся на основе изучения их отношения к духовно-нравственным ценностям.
Определение уровня воспитанности
Класс |
Дата |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 класс | Сентябрь | 0 |
12 |
12 |
1 класс | Май | 1 |
15 |
8 |
2 класс | Октябрь | 2 |
17 |
5 |
3 класс | Октябрь | 2 |
19 |
3 |
4 класс | Октябрь | 3 |
17 |
1 |
Таким образом, происходит рост уровня
воспитанности, что тоже позволяет говорить об
эффективности программы.
Это не значит, что работа над программой
завершена. В планах – дальнейшее
совершенствование программы, поиск новых форм
работы, новых тем детских открытий – радость
творчества.