Изготовление поделок (игрушка-сувенир)

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цели:

  • Образовательная: продолжить изготовление игрушки – сувенира; научить сборке деталей в изделие при помощи клея.
  • Воспитательная: формирование патриотического отношения к спортивным достижениям Кузбасса; воспитание бережного отношения к материалам и инструментам.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся к ремеслам народного творчества и к созданию изделий, выполненных собственноручно; логического мышления, памяти, внимания, воображения и коммуникативных способностей учащихся.

Обеспечение урока: верстак, детали игрушки – сувенира, клей, кисти, ребус, кроссворд, загадки, карточки - задания по технике безопасности при склеивании деталей и устройству инструмента.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационная часть:

а. Поверка класса (после перемены), организация внимания.

б. Сообщение темы и цели урока – закрепление пройденного материала, сборка изделия.

II. Актуализация опорных знаний:

Учитель: предлагает записать тему урока в тетрадь с доски, но «кто – то» на перемене пошутил и перепутал буквы в названии темы. Ребятам предлагается решить задание.

а. Абракадабра разгадай путаницу на доске:

«ЕИНЕЛВОТОГЗИ КОЛЕДОП (АКШУРГИ – РИНЕВУС)» – зашифрованная тема урока

Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим пройденный материал и все технологические этапы изготовления игрушки-сувенира. Все этапы процесса изготовления игрушки-сувенира, учащиеся прописывают на доске, после выполнения заданий.

б. Этапы изготовления изделия:

Этап 1: Разработка сувенира

(работа в общей группе)

Вопросы:

  1. Когда будет проходить Чемпионат Мира по хоккею? (январь – февраль).
  2. Какую игру называют Русским хоккеем? (хоккей с мячом)
  3. Сколько команд примет участие в Чемпионате? (12 команд)
  4. Сколько раз Россия была чемпионом мира? (один)
  5. Кто является символом Чемпионата Мира, проводимого в Кемерово? (снегирь)
  6. Как по другому называется Русский хоккей? (Бенди)
  7. Почему Чемпионат мира проводится в г. Кемерово? (потому – как, наш стадион «Химик» обладает большой вместимостью и город имеет лучшую в стране спортивную базу для занятий хоккеем с мячом).

Этап 2: Подбор материала и инструмента

(работа в двух группах – по рядам)

На доске изображен кроссворд, в который учащиеся вписывают ответы на поставленные учителем вопросы.

Я не маленький рубанок,
А большой, большой…. (фуганок)

Отмеряю точно я.
И рифмуюсь со словом – лейка.
Все узнали вы меня
Называюсь я … (линейка).

В тайге расту я выше всех.
Бываю на орехи щедр!
Не знаешь, как меня зовут?
Какие молодцы. Конечно … (кедр).

В разметке – я помощник Ваш,
Называюсь …. (карандаш).

Бываю и столярный и слесарный
Деталь зажму, на это я мастак.
Меня узнал ты без сомненья.
А называюсь я … (верстак).

Я пуглива и стыдлива
И от ветра вся дрожу.
Не цвету я как калина.
Как зовут меня?… (осина).

В результате правильного решения кроссворда в центре образуется слово – «ФАНЕРА» в цветных клетках.

Учитель, концентрируя внимание на образовавшееся слово, задает дополнительные вопросы:

  1. Из какого материала изготовлен наш сувенир? (фанера)
  2. Дайте определение - что такое фанера? (это слоистый материал, выполненный из тонких листов шпона, склеенных между собой с перпендикулярным расположением волокон)
  3. Из какой породы древесины изготовлена наша фанера? (береза)
  4. Береза – это лиственная или хвойная порода? (лиственная)
  5. Какова толщина используемого материала? (5 мм и 10 мм).

Этап 3: Разметка

(работа в общей группе)

Ребус: На доске нарисована головоломка, в которой рисунками и знаками зашифровано слово «Шаблон»

Учитель:

  1. Для чего служит шаблон? (для разметки нескольких одинаковых деталей)
  2. Какое количество деталей мы используем в изготовлении игрушки-сувенира? (5 деталей).

Этап 4: Выпиливание.

(работа в малых группах)

Учитель раздает учащимся заранее приготовленные карточки, выполненные в виде мозаики «Пазл» с изображением инструмента и приспособлений для выпиливания и шлифования деталей.

Учащиеся собирают мозаику и называют название инструмента и его части.

(карточки с изображением ручного лобзика, надфилей, шило, струбцин, выпиловочного столика и т. д.) 

Этап 5: Шлифование

(работа в общей группе)

Учитель:

  1. Для чего необходимо шлифование деталей изделия? (отделка, внешний вид)
  2. Чем выполняют шлифование? (шлифовальной бумагой, надфилями)
  3. Как называются обработанные поверхности? (кромка, пласть, ребро)
  4. Какую поверхность деталей мы обрабатывали надфилями? (кромку, ребро)
  5. Какие виды шлифовальной бумаги вы знаете? (крупная, средняя и мелкозернистая)

Мы вспомнили все технологические этапы изготовления сувенира, их 5. А теперь переходим к новому этапу создания изделия – СБОРКЕ деталей в изделие при помощи клея.

III. Изучение нового материала: 

Этап 6: Сборка

Запись нового материала в тетрадь под диктовку.

Существует два вида соединений: разъемное и неразъемное. Разъемное – можно разобрать (соединение при помощи гвоздей и шурупов), неразъемное – нельзя разобрать (соединение на клею).

Сборку деталей сувенира мы будем выполнять при помощи столярного клея «Супер - момент». Время высыхания, которого – 3-5 минут.

Прежде чем приступить к сборке изделия необходимо изучить правила техники безопасности при склеивании. Для этого нам необходимо выполнить следующее задание под названием «Вертушка».

Учитель раздает заранее приготовленные карточки с текстом техники безопасности каждому ученику. Перед ними ставится задача: «За короткий промежуток времени выучить правила и рассказать их соседу по парте, затем рассказать их товарищу по соседней парте».

Карточки по ТБ:

  1. наносите клей только кистью;
  2. соблюдайте аккуратность при работе;
  3. по окончании работы вымыть руки с мылом и проветрить класс.

Дома учащиеся вклеивают карточки в тетрадь.

IV. Практическая работа.

Сборка деталей игрушки-сувенира на клею.

V. Заключительная часть.

а. Вопросы на закрепление:

  1. Какое соединение изучили?
  2. В чем различие разъемного от неразъемного соединения?
  3. Назовите правила безопасности?
  4. Назовите этапы изготовления сувенира?

б. Подведение итога работы, оценка выполненных работ.

в. Домашнее задание.