Цели:
- Образовательная: продолжить изготовление игрушки – сувенира; научить сборке деталей в изделие при помощи клея.
- Воспитательная: формирование патриотического отношения к спортивным достижениям Кузбасса; воспитание бережного отношения к материалам и инструментам.
- Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся к ремеслам народного творчества и к созданию изделий, выполненных собственноручно; логического мышления, памяти, внимания, воображения и коммуникативных способностей учащихся.
Обеспечение урока: верстак, детали игрушки – сувенира, клей, кисти, ребус, кроссворд, загадки, карточки - задания по технике безопасности при склеивании деталей и устройству инструмента.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационная часть:
а. Поверка класса (после перемены), организация внимания.
б. Сообщение темы и цели урока – закрепление пройденного материала, сборка изделия.
II. Актуализация опорных знаний:
Учитель: предлагает записать тему урока в тетрадь с доски, но «кто – то» на перемене пошутил и перепутал буквы в названии темы. Ребятам предлагается решить задание.
а. Абракадабра – разгадай путаницу на доске:
«ЕИНЕЛВОТОГЗИ КОЛЕДОП (АКШУРГИ – РИНЕВУС)» – зашифрованная тема урока
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим пройденный материал и все технологические этапы изготовления игрушки-сувенира. Все этапы процесса изготовления игрушки-сувенира, учащиеся прописывают на доске, после выполнения заданий.
б. Этапы изготовления изделия:
Этап 1: Разработка сувенира
(работа в общей группе)
Вопросы:
- Когда будет проходить Чемпионат Мира по хоккею? (январь – февраль).
- Какую игру называют Русским хоккеем? (хоккей с мячом)
- Сколько команд примет участие в Чемпионате? (12 команд)
- Сколько раз Россия была чемпионом мира? (один)
- Кто является символом Чемпионата Мира, проводимого в Кемерово? (снегирь)
- Как по другому называется Русский хоккей? (Бенди)
- Почему Чемпионат мира проводится в г. Кемерово? (потому – как, наш стадион «Химик» обладает большой вместимостью и город имеет лучшую в стране спортивную базу для занятий хоккеем с мячом).
Этап 2: Подбор материала и инструмента
(работа в двух группах – по рядам)
На доске изображен кроссворд, в который учащиеся вписывают ответы на поставленные учителем вопросы.
Я не маленький рубанок,
А большой, большой…. (фуганок)
Отмеряю точно я.
И рифмуюсь со словом – лейка.
Все узнали вы меня
Называюсь я … (линейка).
В тайге расту я выше всех.
Бываю на орехи щедр!
Не знаешь, как меня зовут?
Какие молодцы. Конечно … (кедр).
В разметке – я помощник Ваш,
Называюсь …. (карандаш).
Бываю и столярный и слесарный
Деталь зажму, на это я мастак.
Меня узнал ты без сомненья.
А называюсь я … (верстак).
Я пуглива и стыдлива
И от ветра вся дрожу.
Не цвету я как калина.
Как зовут меня?… (осина).
В результате правильного решения кроссворда в центре образуется слово – «ФАНЕРА» в цветных клетках.
Учитель, концентрируя внимание на образовавшееся слово, задает дополнительные вопросы:
- Из какого материала изготовлен наш сувенир? (фанера)
- Дайте определение - что такое фанера? (это слоистый материал, выполненный из тонких листов шпона, склеенных между собой с перпендикулярным расположением волокон)
- Из какой породы древесины изготовлена наша фанера? (береза)
- Береза – это лиственная или хвойная порода? (лиственная)
- Какова толщина используемого материала? (5 мм и 10 мм).
Этап 3: Разметка
(работа в общей группе)
Ребус: На доске нарисована головоломка, в которой рисунками и знаками зашифровано слово «Шаблон»
Учитель:
- Для чего служит шаблон? (для разметки нескольких одинаковых деталей)
- Какое количество деталей мы используем в изготовлении игрушки-сувенира? (5 деталей).
Этап 4: Выпиливание.
(работа в малых группах)
Учитель раздает учащимся заранее приготовленные карточки, выполненные в виде мозаики «Пазл» с изображением инструмента и приспособлений для выпиливания и шлифования деталей.
Учащиеся собирают мозаику и называют название инструмента и его части.
(карточки с изображением ручного лобзика, надфилей, шило, струбцин, выпиловочного столика и т. д.)
Этап 5: Шлифование
(работа в общей группе)
Учитель:
- Для чего необходимо шлифование деталей изделия? (отделка, внешний вид)
- Чем выполняют шлифование? (шлифовальной бумагой, надфилями)
- Как называются обработанные поверхности? (кромка, пласть, ребро)
- Какую поверхность деталей мы обрабатывали надфилями? (кромку, ребро)
- Какие виды шлифовальной бумаги вы знаете? (крупная, средняя и мелкозернистая)
Мы вспомнили все технологические этапы изготовления сувенира, их 5. А теперь переходим к новому этапу создания изделия – СБОРКЕ деталей в изделие при помощи клея.
III. Изучение нового материала:
Этап 6: Сборка
Запись нового материала в тетрадь под диктовку.
Существует два вида соединений: разъемное и неразъемное. Разъемное – можно разобрать (соединение при помощи гвоздей и шурупов), неразъемное – нельзя разобрать (соединение на клею).
Сборку деталей сувенира мы будем выполнять при помощи столярного клея «Супер - момент». Время высыхания, которого – 3-5 минут.
Прежде чем приступить к сборке изделия необходимо изучить правила техники безопасности при склеивании. Для этого нам необходимо выполнить следующее задание под названием «Вертушка».
Учитель раздает заранее приготовленные карточки с текстом техники безопасности каждому ученику. Перед ними ставится задача: «За короткий промежуток времени выучить правила и рассказать их соседу по парте, затем рассказать их товарищу по соседней парте».
Карточки по ТБ:
- наносите клей только кистью;
- соблюдайте аккуратность при работе;
- по окончании работы вымыть руки с мылом и проветрить класс.
Дома учащиеся вклеивают карточки в тетрадь.
IV. Практическая работа.
Сборка деталей игрушки-сувенира на клею.
V. Заключительная часть.
а. Вопросы на закрепление:
- Какое соединение изучили?
- В чем различие разъемного от неразъемного соединения?
- Назовите правила безопасности?
- Назовите этапы изготовления сувенира?
б. Подведение итога работы, оценка выполненных работ.
в. Домашнее задание.