Занимательная математика. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Развивать интерес у учащихся к математике,
  2. Расширять кругозор учащихся;
  3. Развивать математические способности;

Оборудование: магнитофон, кассета с музыкальным произведением Моцарта, портрет композитора, карточки с заданиями, ножницы и квадраты средних размеров на каждого ученика.

Ход занятия

На доске

«ЗАНИМАТИКА»
АРИФМЕТИКА
ФОЛЬКЛОР
ЛОГИКА
ГЕОМЕТРИЯ

Ведущий:

– Ребята, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика».

– Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (Занимательная математика)

– Наше занятие предлагаю начать с прослушивания музыки. (Звучит симфония 40 Моцарта)

– Прозвучала прекрасная музыка. Имя композитора вам, думаю известно. Сейчас решим цепочку выражений и узнаем кто композитор этой замечательной музыки.

25 – Бетховен
15 – Моцарт
10 – Чайковский

– Ребята, этот великий композитор увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполнял сложные математические вычисления.

– А как вы думаете, нужна ли человеку математика? (Ответы детей)

– Да, математика нужна человеку. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке» и только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – 5 пальцев, «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа. Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.

– Один из величайших греческих математиков древности – Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.

– Попробуйте сами прочитать, что говорил о числах Пифагор. (см. Приложение 1)

– «Миром управляют числа». Как можете объяснить это выражение?

– Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать выражение, решить задачу, или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

– Все эти знания пригодятся на нашем занятии «Заниматика». Совершим путешествие по Стране занимательной математики.

Арифметика

Начнём с арифметики. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Нужно будет произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.

Задание 1 (см. приложение 3)

На доске: «Математика - …»

– Какая получилась пословица? (Дети зачитывают вслух пословицу)

– Да, математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

– А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая рассматривает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком очень тесно связана с математикой? Ведь во всём нужны числовые подсчёты.

– Поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

Задание 2 (см. Приложении 2)

Фольклор

Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)

– А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием используют его в своих пословицах и поговорках.

Задание 3

Прочитать пословицы и объяснить смысл. (Пословицы нужно прочитать справа налево См. приложение 4)

Логика

Этот раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас предлагается порассуждать, и вставить в выражения слова «некоторые» и «все».

Задание 4 (см. приложение 5)

Геометрия

Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматривают различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

– Перечислите геометрические фигуры? (Показать лист с геометрическими фигурами, см. приложение 6)

– А сейчас ребята вашему вниманию предлагаю посмотреть сценку «Треугольник и Квадрат» по стихотворению-шутке Е.Паина.

Автор:

Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший-треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.

Квадрат: Почему ты злишься брат?

Автор: Тот кричит ему…

Треугольник:

Смотри: ты полней меня и шире
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.

Автор: Но квадрат ответил.

Квадрат: Брат! Я же старше, я – квадрат.

Автор: И сказал ешё нежней.

Квадрат: Неизвестно кто нужней.

Автор:

Но настала ночь,
И к брату, натыкаясь на столы
Младший лезет воровато
Уходя, сказал…

Треугольник:

Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!

Автор:

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата!
Онемел! Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

– А вы как думаете, какая фигура самая главная?

– В какую фигуру надо превратить квадрат, чтобы не было углов?

Практическая работа.

– Попробуйте из квадрата вырезать круг. Помним что у нас в руках опасный предмет – ножницы.

– Покажите, что у вас получилось?

– А теперь превратите ваш круг в личико, изобразите на ней, какое настроение вызвало у вас это занятие.

– Поднимите ваши личики, я хочу посмотреть на ваше настроение.

– Спасибо за внимание.

Приложения.