Цели:
- Развивать интерес у учащихся к математике,
- Расширять кругозор учащихся;
- Развивать математические способности;
Оборудование: магнитофон, кассета с музыкальным произведением Моцарта, портрет композитора, карточки с заданиями, ножницы и квадраты средних размеров на каждого ученика.
Ход занятия
На доске
«ЗАНИМАТИКА»
АРИФМЕТИКА
ФОЛЬКЛОР
ЛОГИКА
ГЕОМЕТРИЯ
Ведущий:
– Ребята, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика».
– Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (Занимательная математика)
– Наше занятие предлагаю начать с прослушивания музыки. (Звучит симфония 40 Моцарта)
– Прозвучала прекрасная музыка. Имя композитора вам, думаю известно. Сейчас решим цепочку выражений и узнаем кто композитор этой замечательной музыки.
25 – Бетховен
15 – Моцарт
10 – Чайковский
– Ребята, этот великий композитор увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполнял сложные математические вычисления.
– А как вы думаете, нужна ли человеку математика? (Ответы детей)
– Да, математика нужна человеку. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке» и только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – 5 пальцев, «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа. Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
– Один из величайших греческих математиков древности – Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.
– Попробуйте сами прочитать, что говорил о числах Пифагор. (см. Приложение 1)
– «Миром управляют числа». Как можете объяснить это выражение?
– Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать выражение, решить задачу, или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
– Все эти знания пригодятся на нашем занятии «Заниматика». Совершим путешествие по Стране занимательной математики.
Арифметика
– Начнём с арифметики. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Нужно будет произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
Задание 1 (см. приложение 3)
На доске: «Математика - …»
– Какая получилась пословица? (Дети зачитывают вслух пословицу)
– Да, математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
– А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая рассматривает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком очень тесно связана с математикой? Ведь во всём нужны числовые подсчёты.
– Поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
Задание 2 (см. Приложении 2)
Фольклор
– Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)
– А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием используют его в своих пословицах и поговорках.
Задание 3
Прочитать пословицы и объяснить смысл. (Пословицы нужно прочитать справа налево См. приложение 4)
Логика
– Этот раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас предлагается порассуждать, и вставить в выражения слова «некоторые» и «все».
Задание 4 (см. приложение 5)
Геометрия
– Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматривают различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
– Перечислите геометрические фигуры? (Показать лист с геометрическими фигурами, см. приложение 6)
– А сейчас ребята вашему вниманию предлагаю посмотреть сценку «Треугольник и Квадрат» по стихотворению-шутке Е.Паина.
Автор:
Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший-треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат: Почему ты злишься брат?
Автор: Тот кричит ему…
Треугольник:
Смотри: ты полней меня и шире
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор: Но квадрат ответил.
Квадрат: Брат! Я же старше, я – квадрат.
Автор: И сказал ешё нежней.
Квадрат: Неизвестно кто нужней.
Автор:
Но настала ночь,
И к брату, натыкаясь на столы
Младший лезет воровато
Уходя, сказал…
Треугольник:
Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!
Автор:
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата!
Онемел! Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
– А вы как думаете, какая фигура самая главная?
– В какую фигуру надо превратить квадрат, чтобы не было углов?
Практическая работа.
– Попробуйте из квадрата вырезать круг. Помним что у нас в руках опасный предмет – ножницы.
– Покажите, что у вас получилось?
– А теперь превратите ваш круг в личико, изобразите на ней, какое настроение вызвало у вас это занятие.
– Поднимите ваши личики, я хочу посмотреть на ваше настроение.
– Спасибо за внимание.