Растровое кодирование графической информации. 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с принципами кодирования черно-белых и цветных растровых изображений.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить с видами двоичного кодирования графической информации и принципом кодирования цветных растровых изображений;
  • научить учащихся кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение и применять знания на практике.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательные:

  • воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; самостоятельность, умение достойно вести спор.

Планируемые результаты:

  • по итогам проведенного урока учащиеся должны

знать:

  • виды двоичного кодирования графической информации;
  • принципы кодирования цветных растровых изображений;

уметь:

  • кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение;
  • знания и навыки на практике.

План урока

1. Актуализация

1.1.Постановка проблемного вопроса.

2.Объяснение нового материала

2.1.Сообщение темы урока.
2.2Постановка целей и задач.

2.3.Рассмотрение двоичного растрового кодирования графической информации.

3.Закрепление изученного материала

4.Компьютерный эксперимент

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание

Ход урока

Актуализация знаний.

– На прошлых уроках мы говорили о кодировании числовой и текстовой информации в компьютере. Сегодня мы поговорим о кодировании графической информации. [Слайд 1]

– Что такое графическая информация?

Изображения, рисунки и т.д.

– Вспомните, в каких программах мы с вами рисовали?

Paint, Word, PowerPoint.

– Тогда скажите мне, чем отличаются эти две картинки? [Слайд 2]

Первая картинка состоит из точек, а вторая – из отдельных частей.

– Все верно. Первая картинка является растровым изображением, а вторая векторным. Сегодня мы поговорим о растровом способе кодирования графической информации. Откройте тетради, запишите число и тему урока. [Слайд 3]

– Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами кодирования черно-белых и цветных растровых изображений. [Слайд 4]

Объяснение нового материала.

– Перед вами черно-белое растровое изображение. [Слайд 5]

– Скажите, из каких элементов состоит данный рисунок?

Из точек. Из пикселей.

– Все верно. Точки, из которых состоит рисунок, называются пиксели.

– Запишите определение:

Пиксель – минимальный элемент растрового изображения (точка), которому можно задать цвет.

– У меня следующий вопрос: почему точки называются пиксели, а вид изображения растровый?

– … … …

– Дело в том, что растр, от которого пошло название данного вида компьютерной графики, это двухмерный массив точек, упорядоченных в строки и столбцы, который используется для создания изображения на экране. [Слайд 5]

– Давайте попробуем закодировать данный рисунок в двоичной системе счисления. Что для этого нужно? [Слайд 5. клик]

– … … …

– Какие цифры мы используем в двоичной системе счисления? (Наводящий вопрос)

Ноль и единица.

– А каким же образом мы можем с помощью нуля и единицы закодировать черно-белое изображение? (Наводящий вопрос)

Два цвета – две цифры. Пронумеровать цвет цифрой.

– Все верно. В информатике принято обозначать 0 – белый цвет, 1 – черный цвет. [Слайд 5. клик]

– Давайте начнем устно кодировать данную картинку. Как будет выглядеть первый ряд кода? [Слайд 5. клик]

13 нулей, 2 единицы, 10 нулей.

– Второй ряд?

12 нулей, 7 единицы, 6 нулей

– Отлично. По такому принципу кодируется вся картинка. Давайте я покажу вам код картинки полностью. [Слайд 5. клик]

– Если внимательно приглядеться, то можно даже увидеть силуэт нашей машинки в ее двоичном коде. [Слайд 5. клик]

– Еще раз скажите мне, что необходимо для двоичного кодирования черно-белого изображения?

– Вывод:

Две цифры 1 и 0.

0 – белый цвет, 1 – черный цвет.

– Что мы сейчас делали?

По картинке составляли ее код.

Закрепление нового материала.

– Давайте, выполним задачу обратную данной. Что мы будем делать? Объясните.

По данному двоичному коду нарисовать картинку.

– Откройте свои рабочие тетради на стр. 29, №37. Что вы будете делать? [Слайд 6]

По данному двоичному коду нарисовать картинку.

– Как мы нарисуем картинку?

Нужно закрасить клетки соответствующие единицам.

– Отлично. Выполните работу по вариантам. Первый вариант под номером 1 на стр. 29. Второй вариант под номером 2 на стр. 30.

– Давайте проверим, что у вас получилось. [Слайд 7]

– А что делать, если нам дан десятичный код рисунка? [Слайд 8]

Перевести десятичный код в двоичный и нарисовать рисунок.

– Все верно. [Слайд 9]

– Однако посмотрите. В ширину в рисунке 10 пикселей. А первое число содержит только 6 цифр. Как поступить в этом случае?

Добавить в начало нули.

– Все верно. Эти нули мы называем незначащими. На значение числа они не влияют, т.к. стоят в начале числа, но при кодировании они нам необходимы. [Слайд 10]

– Еще раз проговорим весь алгоритм раскодирования рисунка:

Перевести десятичное число в двоичное.

Добавить в начало незначащие нули.

Нарисовать рисунок, соответствующий двоичному коду.

Получаем рисунок [Слайд 10 клик]

– Сейчас вы разобьетесь на группы по четыре человека – первая, третья и пятая парты развернитесь назад ко второй, четвертой и шестой партам. И выполните задание из рабочей тетради № 39 на стр. 31. Возьмите каждый себе по два числа и переведите их. Потом обменяйтесь результатами. [Слайд 11]

– … … …

– Давайте проверим ваши расчеты:

Какое двоичное число получилось? Первая группа? Вторая группа? Третья группа?
Сколько незначащих нулей вы добавили? [Слайд 11 клик]

– Все верно. Рисуйте картинку.

– Что у вас получилось?

Стрела

– У меня тоже. [Слайд 12]

– Давайте еще раз проговорим последовательность раскодирования черно-белого рисунка в десятичном коде.

Вывод:

  1. Перевести десятичное число в двоичное.
  2. Добавить в начало незначащие нули.
  3. Нарисовать рисунок, соответствующий двоичному коду.
  4. Получаем рисунок.

Объяснение нового материала.

– Мы все это время говорили о черно-белых изображениях, но ведь наши компьютеры на черно-белые, а цветные. Из чего состоит цветное растровое изображение? [Слайд 13]

Из цветных пикселей.

– Верно. [Слайд 13 клик]

– Каждый пиксель имеет цвет. [Слайд 14]

– Все цвета можно пронумеровать, а каждый номер перевести в двоичный код. [Слайд 14. клик]

– Как вы думаете, сколько цветов поддерживает современный компьютер?

– … … …

– Современный компьютер поддерживает более 16 миллионов оттенков! А точнее 16 777 216. [Слайд 15]

– Для того чтобы закодировать черный и белый цвет мы использовали 1 бит, который может принимать значение 1 или 0. А для того чтобы закодировать более 16 миллионов оттенков нам понадобится цепочка из 24 нулей и единиц! [Слайд 15 клик]

– Скажите мне, сколько цветов вы заправляете в цветной принтер? 16 миллионов?

– … … …

– Четыре. Черный, красный, зеленый и синий. Это происходит потому, что в компьютере все цвета и оттенки получаются из смешения трех цветов: красный, зеленый и синий. [Слайд 15 клик]

– 8 бит отводится на кодирование красного цвета, 8 – зеленого, 8 – синего. Каждый цвет имеет 256 оттенков основного цвета. Что при умножении и дает более 16 миллионов оттенков! [Слайд 15 клик]

Компьютерный эксперимент.

– Давайте сейчас проведем компьютерный эксперимент. Как же получаются другие цвета и оттенки?

  1. В графическом редакторе Paint вы откроете дополнительную палитру, командой Палитра > Изменить палитру.
  2. В открывшемся диалоговом окне щелкните по кнопке Определить цвет.
  3. Задайте несколько раз значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/Заливка. [Слайд 16]
  4. Заполните выданную вам таблицу. Установите, какие цвета получатся при данных значениях основных цветов. [Слайд 17]

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

 

0

0

255

 

0

255

0

 

190

190

190

 

255

0

0

 

0

255

255

 

255

0

255

 

255

255

0

 

255

255

255

 

– Давайте проверим, какие результаты вы получили. [Слайд 17 клик, клик…]

Выводы по эксперименту.

– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту? [Слайд 18]

  1. Отсутствие основных цветов (=0) дает черный цвет. [клик]
  2. Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет. [клик]
  3. Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра. [клик]
  4. Смешение всех основных цветов дает белый цвет. [клик]

Поведение итогов. Рефлексия.

– Сколько бит необходимо для кодирования черно-белого изображения? [Слайд 19]

1 бит

– Сколь бит мы используем для кодирования цветного изображения?

24 бита

– Сколько цветов и оттенков поддерживает современный компьютер?

Более 16 миллионов оттенков. А точнее 16 777 216.

– Какие основные цвета использует компьютер?

Красный, зеленый, синий.

– Как в программе Paint получить любой оттенок?

Командой Палитра > Изменить палитру и выбрать нужные параметры основных цветов.

– Запишите домашнее задание. [Слайд 20] Комментарий по домашнему заданию.

– Что нового вы сегодня узнали?

– … … …

– Понравился вам урок?

– … … …

– А что вам понравилось на уроке?

– … … …

– На следующем уроке мы поговорим с вами о векторном способе представления информации.

– Урок окончен. Спасибо за внимание.