Логопедическое занятие "Суффиксальный способ словообразования"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • формирование навыка словообразования при помощи суффиксов;
  • расширение словарного запаса: учить образовывать слова, относящиеся к разным частям речи;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с суффиксами, карточки со словами и словосочетаниями, предметные картинки (тарелка, рыба большая, рыбка маленькая, рыбак), карточки со словами для составления текста, фланелеграф, стенд с суффиксами, ручки, тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Развитие слухового внимания: 

Логопед: В квадратике поставьте столько крестиков, сколько раз в стихотворении встретится слово «три»:

Посчитай и посмотри
Хорошенько – раз-два-три:
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки –
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил!

II. Основная часть:

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед: Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)

Логопед: Весной вся природа оживает: звенят ручьи, на деревьях появляются первые листочки, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. С ними весна передала вам письмо. (Логопед открывает конверт, в котором карточки с буквами и буквосочетаниями (суффиксы)).

У детей на партах карточки со словами

Логопед: Возьмите карточки со словами, чьё слово можно изменить, добавив к нему букву или буквосочетание.

Дети называют получившиеся слова, карточки со словами выставляются на доску.

Домик, заборчик, ключик, берёзка, гнёздышко, грачонок, солнышко, лучик.

Логопед: Как изменились слова, какие предметы они обозначают?

Ученик: Получившиеся слова стали обозначать маленькие предметы.

Логопед: Как называется эта частичка, которая помогла изменить слово?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

Уточнение значения и роли суффикса:

Логопед: Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, суффикс находится после корня.

Ученик:

За корнем суффикс обогрел местечко:
Не словом угодил, а лишь словечком,
Река большая превратилась в речку,
Лес в лесника, а печь всего лишь в печку.

Логопед: Суффикс такой проказник, он решил с вами поиграть, посмотрите внимательно и скажите, в какой схеме суффикс правильно занял своё место?

Логопед: Какие из наших получившихся слов подойдут к схеме? Запишите их, выделите окончание, корень и суффикс.

Формирование навыка словообразования:

Логопед: Суффикс-волшебник приготовил вам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.

Ученики подходят к доске и собирают слова.

Логопед: Наденьте суффиксу волшебную шапочку, обозначьте окончание.

Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветущий, цветник.

Логопед: Что вы можете сказать о словах, которые у вас получились?

Ученик: Эти слова однокоренные.

Логопед: Назовите корень.

Ученик: Корень «цвет».

Логопед: Эти слова обозначают одно и тоже?

Ученик: Нет. У нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.

Логопед: Какая часть слова помогла нам от одного корня образовать разные слова?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

(Логопед обращает внимание детей на то, сколько букв бывает в суффиксах).

Логопед: Ребята, назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают?

Ученик: Цветок, цветочек, цветик, цветник. Это слова-предметы, они отвечают на вопрос «что?».

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы эти слова? Какие из этих слов не только называют предмет, но и указывают на его размер?

Ученик: Слова-предметы образованы при помощи суффиксов ок, очек, ик, ник. Слова «цветочек» и «цветик» имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Логопед: Назовите слова-признаки. На какой вопрос они отвечают?

Ученик: Цветной, цветущий отвечают на вопрос «какой?».

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы слова-признаки?

Ученик: Слова-признаки образованы при помощи суффиксов ущ, н.

(Все суффиксы вывешиваются на стенд.)

Логопед: Ребята. Составьте словосочетания со словами-признаками и запишите их в тетрадь.

Физминутка: 

Логопед:

Ах, грач на горе – (Поднять руки вверх, соединив их над головой.)
Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх – в стороны.)
Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями.)
Принесите по клубочку! (Поворот кулачками вправо-влево.)
Чечётки, чечётки, (Взмахи кистями.)
Принесите всем по щётке! (Потирают ладони.)
Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх – вниз.)
Весну – красну принесите! (Протянуть руки вперёд.)

Работа со словосочетанием:

У детей на партах подснежники, вырезанные из бумаги, на которых написаны словосочетания, где оба слова выражены именами существительными.

Первый подснежник:

  • Сок берёзы – ...
  • Погода весной – ...

Второй подснежник:

  • Капля дождя – ...
  • Лист клёна – ...

Логопед: Весна – это чудесное время года. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. И мы с вами сейчас совершим маленькое чудо: прочитайте словосочетания на подснежниках. Замените подчеркнутые слова-предметы словами-признаками. Запишите в тетрадь.

(Дети самостоятельно выполняют задание).

Логопед: Обозначьте суффикс. Как изменились слова? Назовите суффиксы. Которые помогли вам образовать слова – признаки?

(Суффиксы выставляются на стенд).

Логопед: Ребята давайте постараемся составить предложения с данными словосочетаниями.

(Задание выполняется устно).

Развитие навыка словообразования: 

Логопед: Суффикс-хитрец на все руки молодец! Он нам поможет от одного корня образовать разные слова.

У детей на партах карточки со словами.

(карточка 1)

Двор Маленький предмет признак профессия
     

(карточка 2)

Камень

Маленький предмет

признак

профессия

     

(карточка 3)

Лес Маленький предмет признак профессия
     

На доске образец: (картинка с изображением большой рыбы)

Логопед: Нам необходимо от слова «рыба» образовать новое слово, которое обозначает маленький предмет. И подумать, какой суффикс нам в этом поможет?

Ученик: «Рыбка» – это слово образовано при помощи суффикса к.

( На доску выставляется картинка с изображением маленькой рыбки).

Логопед: Образуйте слово-признак: в тарелке суп, какой?

Ученик: «Рыбный».

Логопед: При помощи какого суффикса образовалось слово-признак «рыбный»?

Ученик: Слово-признак «рыбный образовано при помощи суффикса н.

(На доску выставляется картинка с изображением тарелки с супом).

Логопед: А как называется профессия человека, который ловит рыбу?

Ученик: Эта профессия называется «рыбак».

Логопед: При помощи какого суффикса образовано слово «рыбак»?

Ученик: Слово «рыбак» образовано при помощи суффикса ак.

(На доску выставляется картинка с изображением рыбака).

Логопед: Ребята, задания на карточках нужно выполнить по данному образцу: измените, слова так, чтобы они обозначали маленький предмет, признак, профессию. (Дети выполняют задания на карточках)

Логопед: Назовите и выделите общую часть (корень слова) и суффикс, который меняет значение слова. (Дети называют корень слова и суффиксы)

Логопед: Какие ещё суффиксы мы использовали для образования слов, обозначающих профессии людей?

Дети называют суффикс и слово, образованное при его помощи:

  • арь – аптекарь
  • чик – лётчик
  • ор – директор
  • ист – машинист
  • тель – учитель

(суффиксы выставляются на стенд)

Работа с текстом: 

У детей на партах карточки со словами, из которых они составляют предложения и выкладывают его на фланелеграфе.

(каждая парта составляет по одному предложению)

Пригрело весеннее солнышко.
Зазвенели по камушкам ручейки.
В лесу распустились душистые ландыши.
Жаворонок поёт звонкую песенку.

Логопед: Как можно озаглавить этот текст?

Ученик: Этот текст можно озаглавить «Весна».

Логопед: Спишите текст в тетрадь, найдите слова со знакомыми суффиксами, и выделите их.

III. Итог:

Логопед: С работой, каких суффиксов мы познакомились? Что вы узнали о суффиксах?