Цели:
- формирование навыка словообразования при помощи суффиксов;
- расширение словарного запаса: учить образовывать слова, относящиеся к разным частям речи;
- развитие языкового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с суффиксами, карточки со словами и словосочетаниями, предметные картинки (тарелка, рыба большая, рыбка маленькая, рыбак), карточки со словами для составления текста, фланелеграф, стенд с суффиксами, ручки, тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Развитие слухового внимания:
Логопед: В квадратике поставьте столько крестиков, сколько раз в стихотворении встретится слово «три»:
Посчитай и посмотри
Хорошенько – раз-два-три:
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки –
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил!
II. Основная часть:
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед: Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Логопед: Весной вся природа оживает: звенят ручьи, на деревьях появляются первые листочки, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. С ними весна передала вам письмо. (Логопед открывает конверт, в котором карточки с буквами и буквосочетаниями (суффиксы)).
У детей на партах карточки со словами
Логопед: Возьмите карточки со словами, чьё слово можно изменить, добавив к нему букву или буквосочетание.
Дети называют получившиеся слова, карточки со словами выставляются на доску.
Домик, заборчик, ключик, берёзка, гнёздышко, грачонок, солнышко, лучик.
Логопед: Как изменились слова, какие предметы они обозначают?
Ученик: Получившиеся слова стали обозначать маленькие предметы.
Логопед: Как называется эта частичка, которая помогла изменить слово?
Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.
Уточнение значения и роли суффикса:
Логопед: Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, суффикс находится после корня.
Ученик:
За корнем суффикс обогрел местечко:
Не словом угодил, а лишь словечком,
Река большая превратилась в речку,
Лес в лесника, а печь всего лишь в печку.
Логопед: Суффикс такой проказник, он решил с вами поиграть, посмотрите внимательно и скажите, в какой схеме суффикс правильно занял своё место?
Логопед: Какие из наших получившихся слов подойдут к схеме? Запишите их, выделите окончание, корень и суффикс.
Формирование навыка словообразования:
Логопед: Суффикс-волшебник приготовил вам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.
Ученики подходят к доске и собирают слова.
Логопед: Наденьте суффиксу волшебную шапочку, обозначьте окончание.
Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветущий, цветник.
Логопед: Что вы можете сказать о словах, которые у вас получились?
Ученик: Эти слова однокоренные.
Логопед: Назовите корень.
Ученик: Корень «цвет».
Логопед: Эти слова обозначают одно и тоже?
Ученик: Нет. У нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.
Логопед: Какая часть слова помогла нам от одного корня образовать разные слова?
Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.
(Логопед обращает внимание детей на то, сколько букв бывает в суффиксах).
Логопед: Ребята, назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Цветок, цветочек, цветик, цветник. Это слова-предметы, они отвечают на вопрос «что?».
Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы эти слова? Какие из этих слов не только называют предмет, но и указывают на его размер?
Ученик: Слова-предметы образованы при помощи суффиксов ок, очек, ик, ник. Слова «цветочек» и «цветик» имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Логопед: Назовите слова-признаки. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Цветной, цветущий отвечают на вопрос «какой?».
Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы слова-признаки?
Ученик: Слова-признаки образованы при помощи суффиксов ущ, н.
(Все суффиксы вывешиваются на стенд.)
Логопед: Ребята. Составьте словосочетания со словами-признаками и запишите их в тетрадь.
Физминутка:
Логопед:
Ах, грач на горе – (Поднять руки вверх, соединив их над головой.)
Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх – в стороны.)
Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями.)
Принесите по клубочку! (Поворот кулачками вправо-влево.)
Чечётки, чечётки, (Взмахи кистями.)
Принесите всем по щётке! (Потирают ладони.)
Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх – вниз.)
Весну – красну принесите! (Протянуть руки вперёд.)
Работа со словосочетанием:
У детей на партах подснежники, вырезанные из бумаги, на которых написаны словосочетания, где оба слова выражены именами существительными.
Первый подснежник:
- Сок берёзы – ...
- Погода весной – ...
Второй подснежник:
- Капля дождя – ...
- Лист клёна – ...
Логопед: Весна – это чудесное время года. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. И мы с вами сейчас совершим маленькое чудо: прочитайте словосочетания на подснежниках. Замените подчеркнутые слова-предметы словами-признаками. Запишите в тетрадь.
(Дети самостоятельно выполняют задание).
Логопед: Обозначьте суффикс. Как изменились слова? Назовите суффиксы. Которые помогли вам образовать слова – признаки?
(Суффиксы выставляются на стенд).
Логопед: Ребята давайте постараемся составить предложения с данными словосочетаниями.
(Задание выполняется устно).
Развитие навыка словообразования:
Логопед: Суффикс-хитрец на все руки молодец! Он нам поможет от одного корня образовать разные слова.
У детей на партах карточки со словами.
(карточка 1)
Двор | Маленький предмет | признак | профессия |
(карточка 2)
Камень |
Маленький предмет |
признак |
профессия |
(карточка 3)
Лес | Маленький предмет | признак | профессия |
На доске образец: (картинка с изображением большой рыбы)
Логопед: Нам необходимо от слова «рыба» образовать новое слово, которое обозначает маленький предмет. И подумать, какой суффикс нам в этом поможет?
Ученик: «Рыбка» – это слово образовано при помощи суффикса к.
( На доску выставляется картинка с изображением маленькой рыбки).
Логопед: Образуйте слово-признак: в тарелке суп, какой?
Ученик: «Рыбный».
Логопед: При помощи какого суффикса образовалось слово-признак «рыбный»?
Ученик: Слово-признак «рыбный образовано при помощи суффикса н.
(На доску выставляется картинка с изображением тарелки с супом).
Логопед: А как называется профессия человека, который ловит рыбу?
Ученик: Эта профессия называется «рыбак».
Логопед: При помощи какого суффикса образовано слово «рыбак»?
Ученик: Слово «рыбак» образовано при помощи суффикса ак.
(На доску выставляется картинка с изображением рыбака).
Логопед: Ребята, задания на карточках нужно выполнить по данному образцу: измените, слова так, чтобы они обозначали маленький предмет, признак, профессию. (Дети выполняют задания на карточках)
Логопед: Назовите и выделите общую часть (корень слова) и суффикс, который меняет значение слова. (Дети называют корень слова и суффиксы)
Логопед: Какие ещё суффиксы мы использовали для образования слов, обозначающих профессии людей?
Дети называют суффикс и слово, образованное при его помощи:
- арь – аптекарь
- чик – лётчик
- ор – директор
- ист – машинист
- тель – учитель
(суффиксы выставляются на стенд)
Работа с текстом:
У детей на партах карточки со словами, из которых они составляют предложения и выкладывают его на фланелеграфе.
(каждая парта составляет по одному предложению)
Пригрело весеннее солнышко.
Зазвенели по камушкам ручейки.
В лесу распустились душистые ландыши.
Жаворонок поёт звонкую песенку.
Логопед: Как можно озаглавить этот текст?
Ученик: Этот текст можно озаглавить «Весна».
Логопед: Спишите текст в тетрадь, найдите слова со знакомыми суффиксами, и выделите их.
III. Итог:
Логопед: С работой, каких суффиксов мы познакомились? Что вы узнали о суффиксах?