Урок математики по теме "Величины. Скорость движения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Формировать у учащихся понятие о скорости как расстоянии, которое проходит равномерно движущееся тело в единицу времени: час, минуту, секунду;
  • Установить взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние;
  • Формирование понятийного мышления: операции сравнения, обобщения, установление закономерностей;
  • Развитие коммуникативных способностей;

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник Н.Б. Истомина «Математика 4 класс».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и определите тему урока. Слайд 1

Ученики: Тема: «Величины», знакомство с новой величиной.

3. Учитель: Математика в нашей жизни имеет большое значение. А почему?

(Ученики высказывают свои предположения)

Учитель: Ребята, хотите узнать девиз уроков математики?

(Девиз – это краткое изречение)

Чтобы узнать девиз урока, предлагаю выполнить задание

Карточка 1 Работа в паре

Установи закономерность, продолжи ряд и прочитай девиз урока

3 ч., 240 мин., 5 ч., 360 мин., 7 ч., ______, ____, ______

6 ч. – решать

 600 мин. – точит

420 мин. – уравнение

480 мин. – математика

9 ч. – ум

90 ч. – число

4. Проверка: Слайд 2 (480 мин., 9 ч., 600 мин.)

Девиз: «Математика ум точит».

Учитель: Объясните смысл пословицы.

Ученики: Математические задания заставляют нас мыслить, думать, ум становится острым, гибким, мы становимся умнее.

5. Учитель: Предлагаю выполнить задание ,в котором необходимо применить интеллектуальные умения:

Карточка 2 (Слайд 3) Работа в паре

Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.

Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.

6. Проверка (Слайд 4)

ЧАС

       

МЕТР

СЕКУНДА

 

КИЛОМЕТР

МИНУТА

 

ДЕЦИМЕТР

Учитель: Как доказать, что единицы длины взаимосвязаны между собой? Что единицы времени тоже взаимосвязаны?

(Ребята доказывают: 1 м = 10 дм, 1 ч. = 60 мин. и т.д)

7. Проблемная ситуация.

Учитель: А возможна ли взаимосвязь между величинами, обозначающими длину и время? Что при этом образуется?

Ученики:

  1. О возможности взаимосвязи между величинами, обозначающими длину и время, затрудняюсь ответить.
  2. Если величины взаимосвязаны, то при этом должна образоваться величина с новым названием.

(на доску учитель вывешивает таблички с вопросами:)

  • ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ГРУППЫ ВЕЛИЧИН?
  • НАЗВАНИЕ НОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ?

Учитель: Ребята. Знакомясь с новой величиной, на какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

(Ученики предлагают вопросы и выделяют значимые)

На доске появляются таблички с вопросами:

  1. НАЗВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ….?
  2. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?
  3. ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИНЫ?

8. Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, отправимся в особый уголок математики, где все предметы двигаются.

9. Физкультминутка (Ребята встают и шагают, напевая, «Вместе весело шагать по просторам, по просторам и, конечно, припевать лучше хором, лучше хором….»

Останавливаются и следят за «движением самолёта по клеткам»

(гимнастика для глаз)

10. Учитель: Стражи ворот пропустят нас только после решения задачи.

Карточка 3 (Слайд 5)

Нарисуй схему, реши задачу. (У каждого ученика карточка с заданием)

Расстояние в 240 км поезд может пройти за 4 часа.

Ученики: Задачу решить нельзя, нет вопроса.

Учитель: Задайте вопрос к задаче.

Ученики: Сколько километров пройдёт поезд за 1 ч.?

(Слайд 5 с вопросом)

11. Ученики решают задачу. (Один ученик – на доске)

Проверка: Ученики сравнивают своё решение с решением на доске: + ,--

240 : 4 = 60 (км) – пройдёт поезд за 1 ч.

12. Учитель: А как по-другому можно составить вопрос?

(Ученики составляют вопросы)

(Слайд 5 с вопросом: С какой скоростью двигался поезд?)

13. Учитель: Что же такое скорость движения?

(Ученики составляют определение скорости)

14. Учитель: Посмотрим, какое определение скорости предлагает автор учебника. (Работа с учебником. Н.Б. Истомина «Математика 4 класс»)

С. 116 определение скорости.

15. Решение поставленной проблемы:

Учитель: При каком условии взаимосвязаны величины длина и время?

(нахождение скорости, при решении задач на движение)

Учитель: Ответьте на поставленные вопросы (смотри таблички с вопросами на доске) Работа в паре.

  1. Название величины…? Новая величина называется – скорость.
  2. Что обозначает? Обозначает – расстояние, пройденное за единицу времени.
  3. Единицы величины? Работают с учебником, с.116 – произносят единицы скорости и смотрят, как записываются: км/ч, м/мин, км/с, м/с.

16 (Слайд 6) Учитель: Посмотрите, как обозначаются величины:

  • v – скорость
  • t – время
  • s – расстояние

(На парте карточка с данными обозначениями)

17. Работа в паре.

Задание: Пользуясь условными обозначениями, составить формулу нахождения скорости.

18. Проверка

слайд 7 v=s:t

19. Подведение итогов урока

(слайды 8-9)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

(Величины. Скорость движения.)

20. Домашнее задание.

Познакомиться с таблицей скоростей некоторых объектов, дополнить её.

21. Рефлексия.

«Шляпа мышления»

(ученик выбирает вопрос и отвечает на него)

  1. Что нового узнал(а) на уроке?
  2. Правда ли то, что мы узнали на уроке?
  3. Почему необходимо изучать эту тему?
  4. В чём была трудность?
  5. Что хотелось бы ещё узнать по этой теме?
  6. Какое настроение было на уроке? На данный вопрос ребята отвечают все, обозначая настроение цветом:
    • Красным – плохое настроение, ничего не получалось;
    • Жёлтым – было тревожно, возникали затруднения;
    • Зелёным – радостное, работал с удовольствием.

Презентация.