Цели:
- Формировать у учащихся понятие о скорости как расстоянии, которое проходит равномерно движущееся тело в единицу времени: час, минуту, секунду;
- Установить взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние;
- Формирование понятийного мышления: операции сравнения, обобщения, установление закономерностей;
- Развитие коммуникативных способностей;
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник Н.Б. Истомина «Математика 4 класс».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и определите тему урока. Слайд 1
Ученики: Тема: «Величины», знакомство с новой величиной.
3. Учитель: Математика в нашей жизни имеет большое значение. А почему?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Ребята, хотите узнать девиз уроков математики?
(Девиз – это краткое изречение)
Чтобы узнать девиз урока, предлагаю выполнить задание
Карточка 1 Работа в паре
Установи закономерность, продолжи ряд и прочитай девиз урока
3 ч., 240 мин., 5 ч., 360 мин., 7 ч., ______, ____, ______ |
||
6 ч. – решать |
600 мин. – точит |
420 мин. – уравнение |
480 мин. – математика |
9 ч. – ум |
90 ч. – число |
4. Проверка: Слайд 2 (480 мин., 9 ч., 600 мин.)
Девиз: «Математика ум точит».
Учитель: Объясните смысл пословицы.
Ученики: Математические задания заставляют нас мыслить, думать, ум становится острым, гибким, мы становимся умнее.
5. Учитель: Предлагаю выполнить задание ,в котором необходимо применить интеллектуальные умения:
Карточка 2 (Слайд 3) Работа в паре
Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.
Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.
6. Проверка (Слайд 4)
ЧАС |
МЕТР |
|
СЕКУНДА |
КИЛОМЕТР |
|
МИНУТА |
ДЕЦИМЕТР |
Учитель: Как доказать, что единицы длины взаимосвязаны между собой? Что единицы времени тоже взаимосвязаны?
(Ребята доказывают: 1 м = 10 дм, 1 ч. = 60 мин. и т.д)
7. Проблемная ситуация.
Учитель: А возможна ли взаимосвязь между величинами, обозначающими длину и время? Что при этом образуется?
Ученики:
- О возможности взаимосвязи между величинами, обозначающими длину и время, затрудняюсь ответить.
- Если величины взаимосвязаны, то при этом должна образоваться величина с новым названием.
(на доску учитель вывешивает таблички с вопросами:)
- ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ГРУППЫ ВЕЛИЧИН?
- НАЗВАНИЕ НОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ?
Учитель: Ребята. Знакомясь с новой величиной, на какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?
(Ученики предлагают вопросы и выделяют значимые)
На доске появляются таблички с вопросами:
- НАЗВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ….?
- ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?
- ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИНЫ?
8. Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, отправимся в особый уголок математики, где все предметы двигаются.
9. Физкультминутка (Ребята встают и шагают, напевая, «Вместе весело шагать по просторам, по просторам и, конечно, припевать лучше хором, лучше хором….»
Останавливаются и следят за «движением самолёта по клеткам»
(гимнастика для глаз)
10. Учитель: Стражи ворот пропустят нас только после решения задачи.
Карточка 3 (Слайд 5)
Нарисуй схему, реши задачу. (У каждого ученика карточка с заданием)
Расстояние в 240 км поезд может пройти за 4 часа.
Ученики: Задачу решить нельзя, нет вопроса.
Учитель: Задайте вопрос к задаче.
Ученики: Сколько километров пройдёт поезд за 1 ч.?
(Слайд 5 с вопросом)
11. Ученики решают задачу. (Один ученик – на доске)
Проверка: Ученики сравнивают своё решение с решением на доске: + ,--
240 : 4 = 60 (км) – пройдёт поезд за 1 ч.
12. Учитель: А как по-другому можно составить вопрос?
(Ученики составляют вопросы)
(Слайд 5 с вопросом: С какой скоростью двигался поезд?)
13. Учитель: Что же такое скорость движения?
(Ученики составляют определение скорости)
14. Учитель: Посмотрим, какое определение скорости предлагает автор учебника. (Работа с учебником. Н.Б. Истомина «Математика 4 класс»)
С. 116 определение скорости.
15. Решение поставленной проблемы:
Учитель: При каком условии взаимосвязаны величины длина и время?
(нахождение скорости, при решении задач на движение)
Учитель: Ответьте на поставленные вопросы (смотри таблички с вопросами на доске) Работа в паре.
- Название величины…? Новая величина называется – скорость.
- Что обозначает? Обозначает – расстояние, пройденное за единицу времени.
- Единицы величины? Работают с учебником, с.116 – произносят единицы скорости и смотрят, как записываются: км/ч, м/мин, км/с, м/с.
16 (Слайд 6) Учитель: Посмотрите, как обозначаются величины:
- v – скорость
- t – время
- s – расстояние
(На парте карточка с данными обозначениями)
17. Работа в паре.
Задание: Пользуясь условными обозначениями, составить формулу нахождения скорости.
18. Проверка
слайд 7 v=s:t
19. Подведение итогов урока
(слайды 8-9)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
(Величины. Скорость движения.)
20. Домашнее задание.
Познакомиться с таблицей скоростей некоторых объектов, дополнить её.
21. Рефлексия.
«Шляпа мышления»
(ученик выбирает вопрос и отвечает на него)
- Что нового узнал(а) на уроке?
- Правда ли то, что мы узнали на уроке?
- Почему необходимо изучать эту тему?
- В чём была трудность?
- Что хотелось бы ещё узнать по этой теме?
- Какое настроение было на уроке? На данный вопрос ребята отвечают все, обозначая настроение цветом:
- Красным – плохое настроение, ничего не получалось;
- Жёлтым – было тревожно, возникали затруднения;
- Зелёным – радостное, работал с удовольствием.